Оценка конкурентных преимуществ региона

Это завершающая часть оценочного этапа разработки концепции. Под конкурентными преимуществами системы в целом понимается «какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами»[14]. Методически в научной литературе выделяются несколько подходов оценки конкурентных преимуществ.

Традиционным инструментом оценки конкурентных преимуществ является SWOT-анализ, обеспечивающий комплексное изучение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей экономики региона. Одной из задач SWOT-анализа является выявление конкурентных преимуществ. Последние определяются в результате пересечения полей «сильные стороны» и «возможности развития». Более подробно такой анализ нами осуществлен в работе [15].

Следующим методом оценки конкурентных преимуществ является «ромб» М.Портера, в который включены 4 источника конкурентного преимущества[16]:

- факторы производства (природные ресурсы, людские ресурсы, ресурсы капитала, физическая инфраструктура, административная инфраструктура, информационная инфраструктура, научная и технологическая инфраструктура), оцениваемые с точки зрения количества, качества, стоимости и специализации;

- устойчивая стратегия и соперничество, которые стимулируют инвестиции и непрерывное совершенствование;

- состояние спроса, прежде всего на местных рынках;

- родственные и поддерживающие отрасли, которые вызывают формирование производственных цепочек или кластеров.

Как отмечает М.Портер, все четыре типа преимуществ образуют ромб и в совокупности представляют собой динамическую систему, гораздо более важную, чем простая сумма ее составных частей[17]. Иначе говоря, можно дать количественные параметры (характеристики) всем четырем источникам преимуществ и сформировать, таким образом, динамическую сбалансированную систему показателей. Реализация этого метода осуществлена нами в вышеприведенной работе.

Интересный методический подход к оценке конкурентных преимуществ раскрыт в работах Р.А.Фатхутдинова[18]. Согласно его точке зрения «методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий[19]. Автором предлагается осуществлять классификацию преимуществ по 7 признакам:

- по отношению к системе (внешние и внутренние);

- по сферам возникновения преимущества (природно-климатические, социально-политические, технологические, культурные, экономические);

- по содержанию фактора преимущества (качество товара (услуги), цена товара, затраты у потребителя товара, качество сервиса товара);

- по методу или средству получения преимущества (по наследству, обучению, внедрению новшества, перемещению);

- по времени реализации преимущества (стратегические и тактические факторы преимущества);

- по месту реализации преимущества (рабочее место, организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество);

- по виду получаемого конечного результата от реализации преимущества (научно-технический, экономический, социальный, экологический).

Для автоматизации процесса поиска и изучения конкурентных преимуществ по конкретным объектам автор рекомендует осуществлять их кодирование.

Еще один методический подход к оценке конкурентных преимуществ предлагается Г.Я.Беляковой[20]. Как отмечается автором, «конкурентоспособность региональной экономики – это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения»[21]. Конкурентоспособность региона обеспечивается на основе его конкурентных преимуществ, которые согласно концепции автора делятся на базовые и обеспечивающие.

К базовым преимуществам относятся: сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный потенциал, управленческий потенциал, производственная база. В свою очередь в составе обеспечивающих преимуществ выделяются: предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Резюмируя все сказанное, отметим, что для комплексной оценки конкурентных преимуществ можно использовать систему сбалансированных индикаторов конкурентоспособности, которую для наглядности предлагаем размещать в виде кольцевых диаграмм.

Наши рекомендации