Управление комплексным развитием экономики – центральная

задача региональных органов власти (на примере региона-субъекта

РФ или муниципального образования)

Введение

1.Теоретико-методические основы комплексного развития экономики региона

1.1.Комплексность как закономерность развития экономики региона

1.2.Основные направления комплексного развития экономики региона

1.3.Показатели и критерии эффективности комплексного развития экономики региона

2.Оценка эффективности комплексного развития экономики региона

2.1.Эффективность отраслевой структуры экономики

2.2.Эффективность территориальной структуры

2.3.Эффективность межрегиональных и внешнеэкономических связей

2.4.Эффективность регионального воспроизводства

3.Совершенствование комплексного развития экономики региона

3.1.Комплексное развитие региональной инфраструктуры

3.2.Социализация экономики

3.3.Экологизация экономики

Заключение

Список использованной литературы

22.Управление комплексным развитием инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) муниципального образования (МО)

Введение

1.Теоретико-методические основы комплексного развития инфраструктуры ЖКХ муниципального образования

1.1.Сущность комплексного развития инфраструктуры ЖКХ МО

1.2.Методы и механизмы управления инфраструктурой ЖКХ МО

1.3.Критерии и показатели эффективности развития инфраструктуры ЖКХ

2.Оценка состояния и проблемы развития инфраструктуры ЖКХ МО

2.1.Особенности и проблемы развития системы водоснабжения и водоотведения

2.2.Особенности и проблемы развития системы теплоснабжения

2.3.Особенности и проблемы развития системы газоснабжения

2.4.Особенности и проблемы развития системы электроснабжения

3.Разработка мероприятий по совершенствованию управления комплексным развитием инфраструктуры ЖКХ МО

Заключение

Список использованной литературы

23.Региональный (территориальный) маркетинг: сущность, назначение и особенности реализации (на примере региона-субъекта РФ)

Введение

1.Сущность территориального маркетинга

1.1.Субъекты территориального маркетинга

1.2.Маркетинговая среда территории

1.3.Комплекс средств территориального маркетинга

2.Обзор территориального маркетинга региона

2.1.Анализ территориального маркетинга

2.2. Сегментация рынка

2.3.Позиционирование и дифференциация территории

2.4.Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность территории

3.Организация и управление территориальным маркетингом региона

3.1.Организация территориального маркетинга

3.2.Этап сбора и анализа информации

3.3.Аналитический этап. Выработка политики территориального маркетинга

3.4.Этап реализации плана маркетинга

Заключение

Список использованной литературы

24. Региональный мониторинг: сущность, назначение и особенности реализации (на примере региона-субъекта РФ)

Введение

1.Методологические основы регионального мониторинга

1.1.Сущность, назначение и роль мониторинга в процессе управления экономикой региона

1.2.Виды и направления мониторинга. Мониторинг в системе стратегического планирования

1.3.Механизм реализации системы мониторинга с использованием индикаторов развития

2.Современное состояние и проблемы формирования системы регионального мониторинга

2.1.Характеристика основных элементов системы регионального мониторинга

2.2.Методика проведения и организации мониторинга социально-экономического развития экономики региона

2.3.Бенчмаркинг-анализ состояния экономики региона

3.Предложения по совершенствованию системы регионального мониторинга

3.1.Формирование информационной базы регионального мониторинга

3.2.Использование геоинформационных технологий в процессе мониторинга

3.3.Эффективность принятия управленческих решений на основе регионального мониторинга

Заключение

Список использованной литературы

25.Понятие, цели, задачи и содержание государственной региональной политики (на примере РФ или региона-субъекта РФ)

Введение

1.Теоретико-методические основы государственной региональной политики

1.1.Сущность, цели, задачи и основные направления государственной региональной политики. Региональная политика как часть национальной стратегии социально-экономического развития.

1.2.Национальные и региональные интересы и их оптимизация в системе региональной политики

1.3.Правовые основы государственной региональной политики в РФ

1.4.Критерии и показатели государственной региональной политики

2.Особенности региональной политики в РФ

2.1.Опыт региональной политики в СССР

2.2.Геополитические и геоэкономические предпосылки реализации региональной политики в современной России

2.3.Основные направления и методы региональной политики в РФ

3.Проблемы совершенствования региональной политики РФ

3.1.Совершенствование правовой базы региональной политики

3.2.Совершенствование финансово-экономических механизмов реализации региональной политики

3.3.Активизация региональной политики в регионах-субъектах РФ

Заключение

Список использованной литературы

26.Процесс муниципального управления и совершенствование деятельности муниципалитетов на современном этапе (на примере муниципального образования)

Введение

1.Теоретико-методические основы муниципального управления

1.1.Объект и субъект муниципального управления

1.2.Методы муниципального управления

1.3.Правовые основы муниципального управления

2. Особенности муниципального управления на примере …

2.1.Управление муниципальным хозяйством

2.2.Управление местными финансами

2.3.Решение вопросов местного значения

3.Вопросы совершенствования муниципального управления

3.1.Эффективность управления муниципальной собственностью

3.2.Оптимизация бюджетных отношений и системы налогообложения

3.3.Проблемы развития социальной сферы

Заключение

Список использованной литературы

27.Формы, методы и механизмы инвестиционной политики региона-субъекта РФ (на примере…)

Введение

1.Теоретические и методологические основы реализации инвестиционной политики региона-субъекта РФ

1.1.Сущность и содержание инвестиционной политики региона-субъекта

1.2.Инвестиционная привлекательность (климат, потенциал) региона

1.3.Методы и механизмы привлечения инвестиций в экономику региона

2.Эффективность инвестиционной политики региона-субъекта РФ (указать какого)

2.1.Рейтинг региона по инвестиционной привлекательности (из журнала «Эксперт»)

2.2.Правовое обеспечение инвестиционной привлекательности

2.3.Структура и динамика инвестиций за ряд лет

2.4.Источники и отраслевая направленность инвестиций

3.Вопросы совершенствования инвестиционной политики в регионе

3.1.Совершенствование организационно-правовых механизмов

3.2.Совершенствование бюджетно-налоговых механизмов

3.3.Совершенствование финансово-кредитных механизмов

Заключение

Список использованной литературы

28.Формы, методы и механизмы инновационной политики региона-субъекта РФ (на примере …)

Введение

1.Теоретические и методические предпосылки реализации инновационной политики региона-субъекта РФ

1.1.Сущность инновационной политики региона

1.2.Формы, методы и механизмы реализации инновационной политики

1.3.Критерии и показатели эффективности инновационной политики

2.Особенности реализации инновационной политики в регионе (указать в каком)

2.1.Оценка инновационного потенциала региона

2.2.Эффективность реализации инновационной политики в регионе

2.3.Проблемы формирования региональной инновационной системы

3.Практические вопросы формирования региональной инновационной системы

3.1.Совершенствование организационно-правовых механизмов

3.2.Совершенствование бюджетно-налоговых механизмов

3.3.Совершенствование финансово-кредитных механизмов

Заключение

Список использованной литературы

29.Содержание и механизмы реализации промышленной политики региона-субъекта РФ (на примере …)

Введение

1.Теоретические и методические основы реализации промышленной политики в регионах-субъектах РФ

1.1.Правовые основы реализации промышленной политики

1.2.Сущность промышленной политики на уровне РФ и региона-субъекта РФ

1.3.Критерии эффективности промышленной политики в регионах-субъектах РФ

2.Особенности реализации промышленной политики в регионе-субъекте РФ

2.1.Характеристика регионального промышленного комплекса и тенденции ее развития

2.2.Основные направления промышленной политики

2.3.Эффективность промышленной политики

3.Основные направления совершенствования

3.1.Внедрение концепции бережливого производства

3.2.Реализация кластерной политики

3.3. Совершенствование финансового и инвестиционного механизмов

Заключение

Список использованной литературы

30.Содержание и механизмы реализации аграрной политики региона-субъекта РФ (на примере…)

Введение

1.Научно-методические и правовые основы реализации аграрной политики в регионе-субъекте РФ (на примере…)

1.1.Правовые основы региональной политики в регионе-субъекте РФ

1.2.Сущность и основные направления аграрной политики в регионе

1.3.Критерии эффективности аграрной политики в регионе

2.Особенности и проблемы реализации аграрной политики в регионе

2.1.Эффективность функционирования АПК: достижения и проблемы

2.2.Реализация целевых программ

2.3.Кадровая политика

3.Разработка мероприятий по совершенствованию аграрной политики в регионе

3.1.Совершенствование организационно-правовых вопросов

3.2.Внедрение передового опыта

3.3.Разработка и реализация программы по устойчивому развитию сельской местности

Заключение

Список использованной литературы

31.Возможности и механизмы реализации социально-демографической политики региона-субъекта РФ (на примере …)

Введение

1.Теоретико-методические и правовые основы реализации социально-демографической политики региона-субъекта РФ

1.1.Правовые основы реализации социально-демографической политики в регионе

1.2.Сущность и основные направления социально-демографической политики в регионе

1.3.Критерии эффективности социально-демографической политики

2.Особенности и проблемы реализации социально-демографической политики в регионе

2.1.Характеристика экономико-демографической ситуации

2.2.Оценка состояния занятости населения

2.3.Характеристика миграционной подвижности населения

2.4.Меры, осуществляемые по реализации социально-демографической и семейной политике

3.Вопросы совершенствования социально-демографической и семейной политики в регионе

3.1.Совершенствование организационно-правовых механизмов реализации социально-демографической и семейной политики

3.2.Разработка проекта концепции региональной целевой программы по занятости и трудоустройству трудоспособного населения региона

3.3.Финансовое обеспечение региональной социально-демографической и семейной политики

Заключение

Список использованной литературы

4. Методика разработки стратегии социально-экономического развития экономики муниципального образования

Опыт развитых стран (США, Франции, Японии, ФРГ и др.) показывает, что наиболее эффективным инструментом государственного регулирования экономики являются стратегические планы социально-экономического развития. В России также приходит осознание необходимости стратегического управления экономикой. Особенно отчетливо это проявилось с приходом к власти в России Президента В.В.Путина.

Необходимость стратегического территориального управления вызвана потребностями хозяйственной практики в трансформационный период развития экономики. В условиях становления рыночных отношений усиливается фактор неопределенности, возрастает степень риска в предпринимательской и иной деятельности. В то же время, усложнение общественного производства и социальных отношений, возрастание значимости внешней среды, усиливающееся давление на природную среду объективно требуют осуществления регулятивных функций в экономике и обществе. В настоящее время с принятием Федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» от 28 июня 2014 года, дискуссия о необходимости стратегического планирования исчерпана, и можно считать, что главной задачей является разработка методологии, обеспечивающей эффективное стратегическое планирование.

Согласно федеральному закону под стратегическим планированием понимается «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и других структур, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности» (ст. 3). Стратегией же согласно закону является «документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития соответствующих территорий» (там же).

Российские авторы[1] также отмечают необходимость формирования «развернутой стратегии территориального развития, которая должна иметь «матричную структуру: сочетание территориальных проблем общероссийского значения (проблемно-функциональные блоки) и проблем развития определенных регионов (региональные блоки)».

Как показывает анализ литературы, классический подход к стратегическому управлению включает следующие шаги [2]:

определение образа предприятия в будущем (Vision) и формирование его главной цели, определяемой назначением деятельности предприятия (Mission);

с учетом целей предприятия формирование стратегической проблемы и потребности в стратегических действиях на основе анализа окружающей среды, а также оценки средств и компетенции предприятия;

для решения стратегической проблемы исследование и анализ на реальность выполнения системы стратегических альтернатив;

проведение выбора стратегии, в наибольшей степени отвечающей целевым критериям оценки;

формирование стратегического плана, включающего разработку стратегических программ, краткосрочных планов, бюджетов и контрольных мероприятий;

разработка организационных мероприятий по реализации стратегий;

проведение стратегических изменений и организация контроля выполнения.

Исходя из существующей практики и теоретико-методологических положений на рис.4.1 представлена авторская схема разработки стратегии развития экономики региона.

 
  Управление комплексным развитием экономики – центральная - student2.ru

Рис.4.1. Схема разработки стратегии развития региона

Как видно из рисунка, исходным в предлагаемой схеме является анализ и выявление управленческой проблемы. Управленческая проблема является результатом поиска ответа на вопросы о будущем региона, ее месте в системе других регионов, роли, которую он играет на национальном рынке. Проблемы выявляются также из анализа и оценки текущего состояния развития экономики региона, уровня жизни проживающего населения, возможностей ресурсного обеспечения. Такая информация содержится в базе данных о регионе. Умение объективно оценить ситуацию, сильные и слабые стороны являются предпосылкой определения перспектив развития региона.

Решение управленческих проблем требует объективной оценки достигнутого уровня развития. Поэтому на следующем этапе исследований дается оценка конкурентных преимуществ региона. Методика исследований при этом предусматривает оценку факторов внутренней и внешней среды региона.

Внутренняя среда региона

К внутренней среде любой организационной системы относят совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость[3]. Как отмечает В.И. Мухин, к параметрам внутренней среды относят: цели, задачи, структуру, технологии и ресурсы[4].

Регион – особый класс организационных систем и ее внутреннюю среду формируют такие переменные как:

– цели и задачи развития;

– экономико-географическое положение;

– природные ресурсы и условия;

– население, его состав, структура, особенности воспроизводства;

– история, культура и традиции населения;

– материально-техническая база и структура экономики.

Цели и задачи развития. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, к которому стремится организационная система. Целеполагание представляет собой мощный механизм координации действий всех подразделений, потому что он дает возможность всем субъектам хозяйствования и управления знать, к чему они должны стремиться. Задачи – это предписанная работа, которая должна быть выполнена с требуемым качеством в заранее оговоренные сроки для достижения поставленных целей. Цели и задачи обеспечивают концентрацию усилий и ресурсов в заданном направлении и тем самым способствуют положительному тренду развития. В регионах цели выражаются в концепциях, стратегиях, программах развития и представлены в виде конкретных параметров.

Экономико-географическое положение. Особенности функционирования регионов во многом зависят от их экономико-географического положения (ЭГП) – пространственно-временного отношения регионов к природно-ресурсным и топливно-энергетическим базам, рынкам сбыта готовой продукции, центрам науки и культуры. Эти отношения непосредственно воздействуют на характер территориального разделения и интеграции труда, структуру транспортно-экономических связей.

Дать какую-либо одну синтезированную оценку всем компонентам ЭГП невозможно, так как многие компоненты различаются по своим качественным характеристикам. В связи с этим Н.Н. Баранский отмечал, что большую роль в синтезировании отдельных компонентов ЭГП играет логический анализ [5].

Природные ресурсы и условия. Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории, и является главным условием размещения производительных сил на определенной территории. Природно-ресурсный потенциал оказывает влияние на специализацию и место в территориальном разделении труда региона. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы развития региона.

Природно-ресурсный потенциал определяет наличие тех или иных видов производств. По мере развития прослеживается закономерность последовательного формирования отраслей от первичной до четвертичной сферы. В свою очередь каждый вид производства особенным образом влияет на экологическую обстановку в регионе. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы. В таких центрах экологическая обстановка самым неблагоприятным образом влияет на население региона.

В то же время, говоря о влиянии природных факторов на экономику, следует помнить слова К.Маркса что «слишком расточительная природа ведет человека, как ребенка, на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не области тропического климата с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала. Не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естественных продуктов составляют естественную основу общественного разделения труда; благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда»[6].

Население, его состав, структура, особенности воспроизводства. Население – основной субъект регионального развития. Считается, что целью развития экономики региона является удовлетворение социальных и культурных потребностей населения, хотя проводить такую прямолинейную связь в условиях рыночной экономики можно только условно. Тем не менее, между экономикой и населением существуют прямые и обратные связи и можно смело говорить о взаимовлиянии этих подсистем региона.

Основной линией взаимодействия населения и экономики является процесс обеспечения рабочих мест трудовыми ресурсами. В данном случае спрос на рабочую силу рождает предложение. Однако зачастую предложение, особенно на квалифицированную рабочую силу, является предпосылкой формирования спроса.

Другая, не менее существенная связь – формирование платежеспособного спроса со стороны населения как предпосылка (фактор) развития экономики. Как известно, платежеспособный спрос – главный механизм в развитии рыночных отношений, и поэтому необходимо всячески поддерживать высокие доходы населения.

История, культура и традиции населения. Исторический фактор оказывает специфическое влияние на развитие экономики региона. Так, прослеживается определенная цикличность (стадийность) развития, связанная с его освоением и последующим развитием. Условно можно выделить 4 стадии социально-экономического развития территорий:

1) стадия освоения. В это время появляются первые очаги экономического развития в виде отдельных поселений, население которых занято в отраслях первичной сферы (сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность). Хозяйство этого периода имеет преимущественно натуральный характер и отличается экстенсивным типом развития;

2) этап индустриального развития начинается с началом осуществления интенсивного строительства транспортных и других коммуникаций, которые постепенно формируют экономический каркас территории. В экономически благоприятных местах развивается перерабатывающая промышленность. Возникают крупные индустриальные центры, с высоким уровнем развития отраслей вторичной сферы: тяжелого машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, пищевой и деревообрабатывающей промышленности и др.;

3) стадия социализации. Исчерпание экстенсивных факторов экономического развития вызывает необходимость реализации человеческого потенциала. Это, в свою очередь, становится возможным в результате создания благоприятной социально-экономической и экологической среды жизнедеятельности населения. Все большую роль начинают играть отрасли третичной сферы (транспорт, связь, отрасли услуг, информатика);

4) постиндустриальная стадия. Предпосылками являются накопленный экономический и культурный потенциал территории, высокий технологический уровень производства, развитые инфраструктурные и информационные системы. Преимущественное развитие получают отрасли четвертичной сферы: наука, культура, образование, управление, банковское дело, информационные технологии.

Материально-техническая база и структура экономики региона. Под материально-технической базой понимаются накопления прошлых лет, созданные в регионе в виде производственных зданий и сооружений, инфраструктурных объектов (сетей), населенных пунктов и связывающих их дорог и коммуникаций, культурных ландшафтов, исторических и культурных памятников и др. Материально-техническая база является основой развития экономики и, в конечном счете, определяет ее структуру, направления и эффективность развития.

Создание материально-технической базы требует больших капитальных вложений и длительного времени и напрямую связано с перспективами развития страны и регионов. Следует выделить особую роль инфраструктуры в составе материально-технической базы, которая является ведущим фактором развития экономики региона, определяющим ее стратегическую направленность.

Важнейшей особенностью материально-технической базы является ее высокая инерционность, связанная с длительностью жизненного цикла объектов материально-технической базы. Сроки службы производственных и

других объектов составляют десятки, а зачастую и сотни лет.

В соответствии с особенностями развития материально-технической базы формируется отраслевая структура экономики региона. В каждом регионе она имеет свои параметры, по-своему уникальна. Отраслевая структура является функцией множества факторов: наличия природных ресурсов, степени освоенности территории, развитости инфраструктуры и материально-технической базы территории, расселения населения и др. Развитие рыночных отношений вызвали большие изменения в отраслевой структуре экономики регионов и зачастую не всегда в положительную сторону. В ряде регионов произошла деиндустриализация экономики, т.е. ускоренное развитие отраслей первичной сферы в ущерб развитию третичной и четвертичной сфер.

Внешняя среда региона

Эффективное развитие региона-субъекта РФ возможно только при учете всех факторов – внутренних и внешних. При этом особое внимание необходимо уделить изучению влияния внешних факторов, так как они являются объективной предпосылкой развития региона.

В рыночных условиях значимость внешних факторов резко возрастает и даже говорят о действии специального закона приоритетности внешней среды функционирования субъектов рынка. Данным законом определяется, что эффективного развития можно добиться только при условии создания благоприятных условий внешней среды любой организации.

Под внешней средой региона следует понимать все то, что находится вне рассматриваемого региона и в той или иной степени взаимодействует с ним. Функционирование и развитие регионов происходит не изолированно, а в целостной системе всего общества, в единой структуре экономического пространства России и мира. Поскольку регион является открытой системой, это предполагает наличие множества связей с обществом в целом и непосредственно с окружающей природной, технической, экономической, социальной и иной средой. Такая система не является самообеспечивающейся, но она имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Как известно, основными характеристиками внешней среды являются: 1) взаимосвязанность факторов – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; 2) сложность внешней среды – число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на регион, на которые он обязан реагировать; 3) подвижность среды – относительная скорость изменений среды; 4) неопределенность внешней среды – относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

По способу влияния внешней среды ее можно разделить на: 1) среду прямого воздействия; 2) среду косвенного воздействия. К среде прямого воздействия относятся факторы, оказывающие немедленное влияние на регион (законодательная база страны, экономическая политика государства, система налогообложения, природные и экологические факторы, соседние регионы). К среде косвенного воздействия относятся факторы, не оказывающие немедленного влияния на развитие региона (состояние экономики страны, социокультурные и политические факторы, мировое хозяйство, НТП).

Рассмотрим более подробно основные элементы внешней среды региона.

Роль и влияние государства на развитие региона. Регионы-субъекты РФ – это части федеративного государства, поэтому, имея относительную экономическую самостоятельность, их развитие, тем не менее, в решающей мере зависит от экономической политики государства.

Управление комплексным развитием экономики – центральная - student2.ru

Рис.4.2. Факторы внутренней и внешней среды региона

Влияние государства на экономику регионов осуществляется посредством: 1) законодательной базы; 2) региональной политики, включающей финансовый, экономический, социальный и другие аспекты; 3) внешнеэкономической политики.

Законодательную базу страны образуют Конституция РФ, Гражданский и другие кодексы, федеральные законы и непрерывный законотворческий процесс, регулирующие все многообразие социально-экономических и других процессов: налоговой политики, политики социальных антиинфляционных гарантий и трудоустройства, инвестиционной политики и стимулирования притока капитала, политики развития рыночной инфраструктуры, таможенной политики, экологической политики, межрегиональной и межгосударственной экономической политики и др.

Законотворческий процесс в сфере региональных отношений имеет главной целью гармонизацию отношений между федеральным Центром и регионами. Приоритет в этой области должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между Центром и регионами в таких вопросах, как разграничение государственной собственности на природные ресурсы, землепользование, бюджетно-налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан и т.д. При этом должно быть обеспечено соответствие конституций (уставов), законодательных и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации Конституции страны и федеральным законам.

В условиях региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение активной региональной политики. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также регионам экономически отсталым или с экстремальными природными условиями. Важнейший элемент региональной политики – региональные финансы. Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. С помощью региональных финансов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Непосредственная цель и сущность, содержание социальной региональной политики сводится к достижению общего благосостояния на минимальном уровне.

Внешнеэкономическая политика государства также оказывает существенное влияние на развитие экономики региона. Любой регион – это открытая система, поэтому он неразрывно связан с экономикой государства и мировой экономикой. Поэтому для региона чрезвычайно важна открытость экономики страны. Вместе с тем в системе межрайонных и мирохозяйственных связей сохраняются барьеры, препятствующие развитию регионов. Л.М. Капустина выделяет три типа барьеров[7]:

– физические и временные (пространственная удаленность, природные препятствия, неразвитость инфраструктуры, отсутствие транспортных коммуникаций и связи, неблагоприятная экологическая ситуация и др.;

– экономико-политико-правовые (неразвитость рыночных отношений, политическая нестабильность, высокие таможенные тарифы и сборы, неконвертируемость валюты или ее слабость, значительная доля теневого сектора, неотрегулированность отношений собственности и др.);

– социально-культурные барьеры (низкая квалификация рабочей силы, языковые различия, криминальная обстановка, различия в культуре, различия в доходах, неразвитая система социального обеспечения и др.).

Одним из направлений эффективного развития является политика открытости страны и регионов.

Соседние регионы и межрегиональные связи и их влияние на развитие региона. Важнейшим свойством региона является его открытость. При этом, чем более открыта экономика региона, тем больше возможностей для его развития. Л.М. Капустиной выделяется 8 групп показателей, отражающих параметры открытости региональных систем[8]: 1) открытость в обмене товарами и услугами; 2) инвестиционная открытость; 3) инфраструктурная открытость; 4) информационная и технологическая открытость; 5) миграционная открытость; 6) гуманитарная открытость; 7) правовая открытость; 8) финансово-бюджетная открытость.

Наиболее тесные отношения связывают регион с его соседями, особенно по линии обмена товарами и услугами. Однако за последнее десятилетие произошло существенное свертывание межрегионального товарообмена вследствие падения объемов производства, диспаритета цен на различные группы товаров, падения конкурентоспособности отечественного производства, роста транспортных тарифов, протекционистских мер, принимаемых в ряде регионов.

Тем не менее, снижение объемов межрегионального обмена носит временный характер. По мере выхода из кризиса начнется процесс реинтеграции регионов на новой технологической, организационно-правовой и экономической основе. Повышение экономической самостоятельности субъектов федерации изменило принципы и подходы формирования межрайонных связей. На первый план вышли интересы прибыльности, целесообразности и эффективности взаимодействия с другими территориями.

В настоящее время сотрудничество российских регионов осуществляется в нескольких формах: через деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, заключение двухсторонних соглашений между администрациями (правительствами) субъектов РФ, при разработке и реализации федеральных программ, имеющих межрегиональную направленность, через деятельность трансрегиональных финансово-промышленных групп и участие правительств регионов в лоббировании интересов ФПГ, через сотрудничество муниципальных образований.

Влияние мирового хозяйства на развитие регионов-субъектов РФ. В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических связей. Тенденции развития таковы, что в последние десять лет наблюдается процесс все более активного включения российских регионов во внешнеэкономическую деятельность. Этому во многом способствовали либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация монополии государства на внешнеторговые операции, введение внутренней и внешней конвертируемости российской валюты по текущим операциям и др. Наибольший выигрыш от политики открытости получили регионы, где размещены экспортоориентированные отрасли промышленности: металлургия, отрасли топливно-энергетического сектора, нефтехимической промышленности, индустрия транспортных услуг.

Л.М. Капустиной осуществлена следующая классификация регионов по степени участия во внешнеэкономической деятельности[9]:

– приграничные регионы, с развитым туризмом, приграничной торговлей, с развитой инфраструктурой (Ленинградская, Мурманская, Калининградская, Сахалинская области и др.);

– регионы с развитым нефтегазовым комплексом, черной и цветной металлургии, другими отраслями экспортной ориентации (Тюменская область, регионы Урала, Сибири, Поволжья, Москва и др.);

– внутренние регионы, на территории которых не размещены экспортоориентированные производства, отсутствует благоприятный инвестиционный и налоговый климат, емкий рынок, транспортные коммуникации и выходы к границе (ряд регионов Нечерноземной зоны);

– регионы с преобладанием импортозамещающих производств.

Состояние экономики страны и его влияние на развитие региона. Состояние экономики страны характеризуется рядом показателей, и, прежде всего, размером и темпами роста (падения) валового национального дохода, особенностями развития ведущих отраслей, размерами инфля

Наши рекомендации