Тема 9. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост
Вопросы для обсуждения
1. Цикличность в экономике. Виды экономических циклов и причины цикличности. Особенности современных циклов и кризисов.
2. Безработица: причины, формы и социально-экономические последствия. Концепция «естественного» уровня безработицы. Закон Оукена.
3. Инфляция как экономическое явление: причины, виды, способы измерения и социально-экономические последствия. Соотношение уровней безработицы и инфляции. Кривая Филлипса.
4. Экономический рост и его показатели, факторы и типы. Теории экономического роста.
Темы докладов
1. Теоретические концепции экономического цикла.
2. Проблема выбора между инфляцией и безработицей в современной экономике.
3. Особенности безработицы в России.
4. Инфляция и антиинфляционная политика: теоретический аспект.
5. Концепции и модели экономического роста.
6. Проблемы экономического роста в России.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие понимания цикла неоклассической и кейнсианской школами?
2. Какие фазы можно выделить в структуре экономического цикла? Опишите каждую фазу с точки зрения основных макроэкономических показателей.
3. В чем причины цикличности экономического развития? Охарактеризуйте известные Вам виды циклов по срокам и причинам, лежащим в их основе.
4. Каковы особенности современных циклов и кризисов?
5. Раскройте представления неоклассической и кейнсианской школ относительно причин безработицы.
6. Какие можно выделить формы безработицы с точки зрения ее причин?
7. Как связаны «естественный» уровень безработицы и потенциальный уровень ВВП? Какую зависимость отражает закон Оукена?
8. Охарактеризуйте причины инфляционного роста цен, лежащие на стороне спроса и на стороне предложения. Какие внешние причины могут лежать в основе инфляции?
9. В чем состоит макроэкономическая роль инфляции?
10. Каковы социально-экономические последствия инфляции? Какие группы экономических субъектов несут наибольшие потери при инфляции?
11. Взаимосвязь каких показателей иллюстрируется кривой Филлипса?
12. Можно ли считать любое увеличение выпуска (национального дохода) экономическим ростом?
13. Чем характеризуется экономический рост по интенсивному типу?
Задачи
1. Норма естественной безработицы в стране составляет 8 %. Количество детей и нетрудоспособных – 80 млн. Определите население страны, если размер фрикционной безработицы составляет 3 млн чел., структурной – 2 млн чел. и вынужденной – 4 млн чел.
2. Определите уровень естественной безработицы для экономики страны, если в текущем году потеряли работу в связи с переездами 4 млн чел., потеряли работу и нашли ее, повышая свою квалификацию, – 5 млн чел. Кроме того, из-за ухудшения дел в экономике потеряли работу еще 7 млн чел. Население страны составляет 280 млн чел., среди них детей и нетрудоспособных – 130 млн чел.
3. Определите уровень инфляции за 4 года, если она составляет по годам: в 1998 г. – 25 %; 1999 г. – 60 %; 2000 г. – 50 %; 2001 г. – 100 %.
4. Определите средний темп инфляции, если она составляла по годам: 1-й год – 20 %; 2-й год – 30 %; 3-й год – 40 %; 4-й год – 50 %.
5. В некоторой стране циклическая безработица составляет 4 %. Уровень ВНП при полной занятости – 500 млрд евро. Каков фактический уровень ВНП? Коэффициент Оукена равен 2,5.
6. Фактический уровень безработицы в стране – 11 %. Трудоспособное население составляет 250 млн чел. Размер фрикционной и структурной безработиц – 8 млн чел. ВВП – 2,2 трлн дол. Определите уровень ВВП при полной занятости. Коэффициент Оукена – 2,7.
Тестовые задания
1. 50–60-летние циклы, начинающиеся изобретениями и завершающиеся войнами и революциями, открыл:
а) А. Лаффер;
б) С. Кузнец;
в) Е. Слуцкий;
г) К. Маркс;
д) Н. Кондратьев.
2. Статистические данные показывают, что значение коэффициента Оукена всегда:
а) меньше 0,5;
б) больше 0,5;
в) больше 1;
г) больше 2.
3. Национальные кризисы перепроизводства наблюдаются:
а) с середины XVII в.;
б) начала XVIII в.;
в) начала XIX в.;
г) начала XX в.;
д) середины XX в.
4. К фазам экономического цикла относят:
а) кризис, биржевой крах, депрессию;
б) биржевой крах, депрессию, рост безработицы, подъем;
в) депрессию, рост безработицы, подъем;
г) кризис, депрессию, подъем.
5. «Естественный» уровень безработицы:
а) учитывает циклическую безработицу;
б) учитывает структурную и фрикционную виды безработицы;
в) равен нулю;
г) учитывает циклическую, структурную и фрикционную виды безработицы.
6. Если при растущей номинальной заработной плате реальная заработная плата падает, то:
а) уровень жизни повышается;
б) повышается уровень цен;
в) уровень благосостояния не меняется;
г) уровень цен падает.
7. Если фактический ВВП равен потенциальному, то:
а) циклическая безработица отсутствует;
б) фактический уровень безработицы равен «естественному»;
в) существует фрикционная безработица;
г) все перечисленное верно.
8. Кто из названных людей является безработным?
а) женщина, находящаяся в декретном отпуске;
б) студент, который хотел бы работать, но пока не приступил к поискам подходящей работы;
в) человек, который потерял работу 4 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой;
г) человек, который потерял работу 5 лет назад и уже давно ее не ищет.
9. Что из перечисленного относится к инфляции спроса?
а) рост цен на сырье;
б) рост процентной ставки;
в) избыток совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства;
г) снижение инвестиций.
10. Какой показатель позволяет судить о том, приводит ли экономический рост к улучшению благосостояния?
а) номинальный ВВП;
б) реальный ВВП на душу населения;
в) номинальный ВВП на душу населения;
г) реальный ВВП.
Список рекомендуемой литературы
Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика. 2006. № 4. С. 135–142.