Тема 4.4. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция

I. Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать фазы экономического цикла.

2. Определить приоритетные направления стабилизационной политики в российской экономике.

3. Рассмотреть экономические и внеэкономические последствия безработицы.

4. *Выяснить специфику инфляции в российской экономике.

5. *Рассмотреть задачи государства по регулированию рынка труда.

III. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Цикличность – характерная черта рыночной экономики.

2. Фазы цикла.

3. Теории экономических циклов.

4. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект акселератора - мультипликатора.

5. Основные принципы стабилизационной политики государства.

План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

2. Современная безработица в России.

3. Инфляция, ее измерение и виды.

4. Инфляция спроса и инфляция издержек.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Изучение темы целесообразно начать с уяснения сущности макроэкономической нестабильности. В данной теме исследуется проблема достижения макроэкономической стабильности.

В ходе подготовки к семинарскому занятию необходимо показать сущность циклического развития экономики. Выясните понятия цикл, тренд, продолжительность цикла. При рассмотрении фаз цикла уясните проциклические, контрциклические и ациклические переменные. Изучая второй вопрос семинарского занятия, рассмотрите наиболее известные теории цикла – денежные, теорияю нововведений, теорию политического делового цикла, теорию реального бизнес-цикла и др.; в зависимости от факторов, определяющих природу циклических колебаний, теории цикла можно подразделить на эндогенные и экзогенные. В ходе подготовки третьего вопроса обратите внимание на то, что современный подход к объяснению экономических циклов все в большей степени связывается с проблемой «импульс-распространение». Необходимо уделить особое внимание изучению эффекта акселератора-мультипликатора. Сущность и основные принципы стабилизационной политики государства рассмотрите при подготовке к четвертому вопросу.

В ходе подготовки к практическому занятию рассмотрите сущность, причины и основные виды безработицы. Уясните понятия полной занятости и естественной безработицы, экономические и внеэкономические последствия безработицы. При изучении второго вопроса следует, прежде всего, проанализировать статистическую информацию, характеризующую рынок труда в России в различных аспектах – отраслевом, гендерном, региональном, далее необходимо рассмотреть государственные инструменты регулирования российского рынка труда. В ходе подготовке третьего и четвертого вопросов следует уяснить сущность инфляции, показатели и виды инфляции, монетарные и немонетарные концепции инфляции.

Подготовку второго практического занятия следует начать с изучения взаимосвязи инфляции и безработицы, понятия стагфляции, обратить внимание на краткосрочный и долгосрочный аспекты в модели кривой Филлипса. Рассмотрите социально-экономические последствия инфляции. Охарактеризуйте, используя уже изученную теорию инфляционных процессов, специфику инфляции в современной российской экономике.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147 «О естественных

монополиях» (с послед. изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135 «О защите конкуренции» (с послед. изм. и доп).

Основная литература

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16

Дополнительная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.

5. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем характеризуется макроэкономическая нестабильность?

2. Каковы причины и последствия современной безработицы в

3. России?

4. Чем обусловлена диспропорциональность и цикличность развития экономики?

5. В чем особенность инфляционных процессов, протекающих в

6. России?

7. Что такое «импортируемая инфляция»?

8. Чем обусловлена специфика современных мировых экономических кризисов?

9.

Тема 4.5.Деньги и кредитно-денежная система

I. Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать эволюцию и функции денег.

2. Рассмотреть денежный рынок.

3. Охарактеризовать структуру кредитно-денежной системы.

4. Выяснить механизм создания кредитных денег банковской системой.

5. *Рассмотреть основные положения теории рациональных ожиданий.

6. *Охарактеризовать рынок ценных бумаг как один из сегментов финансового рынка.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Сущность и функции денег.

2. Денежная масса и ее структура.

3. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.

4. Кредит: сущность, принципы, функции, формы.

5. Структура кредитно-денежной системы.

6. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг.

План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

2. Создание кредитных денег банковской системой.

3. Макроэкономическое равновесие в модели IS – LM

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Изучение темы начните с уяснения сущности денег, рассмотрите эволюцию денежных форм, обратите внимание на то, что одно из назначений денег – экономия трансакционных издержек. Проанализируйте различные определения денег. Покажите, что самое распространенное определение денег связано с выполняемыми ими функциями. Определите такую категорию как ликвидность, обратите внимание, что деньги являются ликвидным средством обмена. Рассмотрите теории денег, в том числе количественную теорию денег, классическую дихотомию. Охарактеризовав сущность и функции денег, рассмотрите денежную массу и ее структуру. Изучите особенности бумажных и кредитных денег. Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, выделите денежные агрегаты – показатели денежной массы. Уясните норму монетизации.

Анализ денежного рынка включает вопросы не только связанные с денежным предложением, но и со спросом на деньги. Определите мотивы спроса на деньги, виды спроса. Дайте графический анализ предложения денег и спроса на деньги. Охарактеризуйте деньги как запас и как поток. Рассмотрите уравнение количественной теории денег. Выясните установление равновесия на рынке денег, роль ставки процента. Обратите внимание, что при изменении ставки процента экономические субъекты меняют структуру своего портфеля финансовых активов. Рассмотрите портфельные теории денег.

В ходе подготовки ко второму семинарскому занятию необходимо рассмотреть сущность кредита, обратив внимание на его связь с ссудным капиталом. Изучите принципы кредита, проанализируйте его функции в рыночной экономике, охарактеризуйте формы кредита. Рассмотрение третьего вопроса следует начать с изучения структуры кредитно-денежной системы. Необходимо иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран она состоит из трех звеньев. Далее целесообразно остановиться на характеристике главного звена – Центрального банка, рассмотреть его функции, баланс. Далее следует рассмотреть второй уровень кредитно-денежной системы – коммерческие банки, уяснить их основные функции, операции, виды. Завершить изучение структуры кредитно-денежной системы необходимо исследованием небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных фондов и т.п.).

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения сущности финансового рынка, который опосредует распределение денежных средств, как правило, именно на финансовом рынке изыскиваются средства для развития реального сектора экономики. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ), или фондовый рынок. Необходимо рассмотреть сущность, основные признаки, виды ценных бумаг. Обратите внимание на соотношение денежного рынка и РЦБ. Далее целесообразно остановиться на характеристике первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Охарактеризуйте производные финансовые инструменты; спекулятивные и страховые сделки на РЦБ. Уясните сущность технического и фундаментального анализа. Следует обратить внимание на многообразие теорий, характеризующих функционирование РЦБ, теория рефлексивности Дж. Сороса, гипотеза эффективного рынка и т.п.

В заключение необходимо рассмотреть основные направления государственного регулирования ЦБР.

В ходе подготовки к практическому занятию необходимо рассмотреть сущность кредитно-денежной (монетарной) политики. Необходимо уяснить конечные и промежуточные цели монетарной политики. В данном вопросе основное внимание необходимо уделить таким промежуточным ориентирам как денежное предложение и ставка процента. Рассмотрите основные инструменты монетарной политики, проанализируйте специфику их использования в российской экономике. Далее следует изучить виды дискреционной кредитно–денежной политики, обращая внимание на специфику трансмиссионного механизма. Уясните дилемму целей, с которой сталкивается Центральный банк при стабилизации экономики. Рассмотрите сущность кредитно-денежной «политики по правилам», монетарное правило и идею денежной Конституции М. Фридмена.

Подготовку второго вопроса практического занятия целесообразно начать с изучения роли коммерческих банков в изменении предложения денег. Уясните сущность системы частичного банковского финансирования, понятие депозитного мультипликатора. Далее следует рассмотреть модель предложения денег с учетом «утечек» в систему текущего обращения. Уясните сущность денежного мультипликатора. В заключение обратите внимание на важный вывод, вытекающий из анализа модели предложения денег: Центральный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.

При изучении третьего вопроса практического занятия следует исходить из того, что модель IS и LM, оценивать возможность попадания экономики в «ликвидную» или «инвестиционную ловушку».

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с послед. изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ( с послед. изм.. и доп.).

Основная литература

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16

Дополнительная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.

5. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова природа современных денег?

2. Каковы принципы кредита?

3. В чем заключаются сущность системы частичного банковского резервирования?

4. В чем заключается дилемма целей кредитно-денежной политики?

5. Каковы основные инструменты кредитно-денежной политики?

Тема 4.6.Государственные финансы и фискальная политика государства

I. Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать налоги, их виды, принципы, функции.

2. Рассмотреть кривую Лаффера.

3. Изучить структуру государственного бюджета.

4. *Выяснить специфику сбалансированности государственного бюджета.

5. Рассмотреть сущность и виды фискальной политики.

6. *Охарактеризовать границы фискальной политики.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Налоги, их виды, принципы, функции.

2. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета.

3. Дефицит и профицит государственного бюджета.

4. Государственный долг и его социально-экономические последствия.

План практического занятия

(для очной формы обучения)

1. Цели и инструменты фискальной политики.

2. Виды фискальной политики.

3. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Изучение темы начните с общей характеристики налогов. Покажите, что отличительным признаком налогов является их принудительный характер. Охарактеризуйте прямые и косвенные налоги. Уясните понятие налоговой базы, налоговой ставки, при этом обратите внимание на предельную и среднюю налоговые ставки. Рассмотрите функции налогов в рыночной экономике. Выясните сущность прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогообложения. Далее рассмотрите одну из наиболее известных в экономической теории кривых – кривую Лаффера.

Характеризуя государственный бюджет, дайте его определения, в том числе и определение, используемое ФСГС. Уясните понятие консолидированного бюджета. Рассмотрите, что представляет собой структура доходной и расходной статей госбюджета. Проанализируйте статьи федерального бюджета России на текущий год.

В экономической теории значительное внимание уделяется проблеме сбалансированности бюджета. Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница (отрицательная или положительная) между его доходами и расходами. Обычно дефицит государственного бюджета измеряется в процентном отношении к ВВП. Рассмотрите виды дефицита госбюджета. Проанализируйте основные способы финансирования бюджетного дефицита и последствия их реализации. Особое внимание уделите проблеме балансирования государственного бюджета.

Подготовку четвертого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения сущности и видов государственного долга. Если государственные заимствования не сопровождаются экономическим ростом, то возникают трудности с обслуживанием государственного долга. Следует рассмотреть социально-экономические последствия долга.

В ходе подготовки к практическому занятию определите сущность, цели и инструменты налогово-бюджетной (фискальной) политики. Изучите дискреционную стимулирующую и сдерживающую политики, рассчитайте налоговый мультипликатор. В отличие от дискреционной налогово-бюджетной политики, автоматическая фискальная политика является результатом действия автоматических или встроенных стабилизаторов. Рассмотрите мультипликатор сбалансированного бюджета. В заключение проанализируйте эффективность фискальной политики.

IV. Рекомендуемые источники

Наши рекомендации