Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
Можно выделить несколько видов фискальной политики государства.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия); ее цель - преодоление циклического спада экономики; фискальная экспансия предполагает увеличение госрасходов и снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочной перспективе может привести к расширению предложения, факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция), ее целью является ограничение циклического подъема экономики путем снижения госрасходов и увеличения налогов или комбинирование этих мер. Эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.
Выделяют следующие цели фискальной политики:
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· обеспечение устойчивого экономического роста;
· достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Общая фискальная политика подразделяется на два вида: дискреционную и недискреционную (автоматическую).
Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объем национального дохода, занятость и инфляцию. Основными инструментами дискреционной политики выступают изменения ставок налогообложения, проекты общественных работ, трудоустройство населения.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика. Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры. В качестве встроенных стабилизаторов выступают прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс. Таким образом, происходит автоматическое сглаживание циклических колебаний экономики.
Фискальная политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики, так как результат этих эффектов выражается в приросте дохода, производства продукции.
Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов:
вставка формулы со стр. 85 Шестакова.
где … - мультипликатор государственных расходов;
… - предельная склонность к потреблению.
Модель мультипликатора изменится, если учесть уровень налогообложения:
вставка со страницы 86 Шестакова
где …. - предельная налоговая ставка.
Налоговый мультипликатор - отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов: /7?( = dYI dT = - Су / (1 - Су) (вставка). Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике с учетом уровня налогообложения имеет вид: т, = -Су1 [(1 - Су)(1 - /)] (вставка). Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. При выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов - вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. Норвежский экономист Т.Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, dY - dG = dT. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.
Лекция 10. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS- LM
Цель лекции: исследовать взаимодействие реального сектора экономики (товарных рынков) и денежного рынка