Совокупное предложение и факторы его составляющие
Другим элементом единого рынка является совокупное предложение AS. Существуют сверхдолгосрочный, долгосрочный и краткосрочный периоды времени. Изменение всех факторов в макроэкономике имеет место только в сверхдолгосрочном периоде. Под краткосрочным периодом понимается период, в течение которого цены на ресурсы не успевают приспособиться к уровню товарных цен. В долгосрочном периоде все цены на ресурсы полностью приспосабливаются к изменению цен на товары.
Совокупное предложение – это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен. Совокупное предложение – это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства при каждом возможном уровне цен.
В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму.
Чем объясняется такая конфигурация кривой AS? Дело в том, что в масштабе всей экономике могут сложиться три различных состояния: неполной занятости, приближающейся к полной занятости, полной занятости. На кривой AS можно выделить три участка:
1. горизонтальный или кейнсианский;
2. восходящий или промежуточный;
3. вертикальный или классический.
Горизонтальный или кейнсианский участокхарактеризуется тем, что на нем все факторы производства используются не полностью. Существуют незадействованные в процессе производства мощности, сырье, рабочая сила. По мере увеличения объемов производства свободные факторы вовлекаются в процесс производства, не оказывая существенного влияния на уровень цен, он остается стабильным. Такое состояние может сохраняться до определенного уровня ВВП (на рисунке он обозначен как Y1). После объема производства, равного Y1, состояние экономики начнет меняться. На горизонтальном отрезке (кейнсанском) изменение в объеме национального производства осуществляется при постоянных ценах.
Восходящий или промежуточный участоксоответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде. На промежуточном (восходящем) отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом цен.
Вертикальный или классический участоктрактуется исходя из основной посылки представителей классической школы: в экономике все факторы должны быть задействованы в процессе производства. Объем производства при этом достигает максимально возможного уровня Y*, соответствующего значению ВВП, которого можно достичь в данной экономической системе при полной занятости. На вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повышаются только"цены, а реальный ВНП остается неизменным. Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой, в то время как кейнсианцы последовательно отстаивают идею о том, что она также включает горизонтальный и восходящий отрезки. А это означает, что сдвиг совокупного спроса приводит не только к изменению номинального, но и реального ВНП, затрагивая таким образом и производство, и занятость.
Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Поэтому сдвиг кривой AS вправо или влево будет происходить при изменении:
- цен на факторы производства;
- налогов.
Эффект неценовых факторов связан с их воздействием на издержки единицы производимой продукции, их динамику при неизменном уровне цен. К неценовым факторам совокупного предложения относятся: 1) уровень цен на производственные ресурсы (внутренние и импортные); 2) структура рынка; 3) производительность; 4) изменения правовых норм.
Кривая совокупного предложения отражает зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране. На характер кривой AS влияют ценовые факторы (изменяют объем совокупного предложения) и неценовые факторы (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, налогообложении фирм – приводят к сдвигу кривой AS).
Классическая модель рассматривает экономику в долгосрочном периоде. Долгосрочная кривая совокупного предложения (AS) отражает производственные возможности страны и строится исходя из следующих условий:
· объем производства определяется только количеством факторов производства и имеющейся технологией, а не уровнем цен;
· изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;
· экономика функционирует при полной занятости факторов производства;
· изменение цен и номинальной заработной платы поддерживает равновесие на рынках.
В данных условиях кривая AS вертикальна.
Она характеризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (Y *), т.е. объема производства в условиях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на естественном уровне.
Сдвиги кривой совокупного предложения в долгосрочном периоде возможны только при изменении величины факторов производства и технологии.
В краткосрочном периоде такая модель неприемлема. В этом случае применяется кейнсианская модель, которая основана на следующих пред посылках: а) неполная занятость в экономике; б) цены на товары и номинальная заработная плата жесткие. В этих условиях кривая совокупного предложения горизонтальна, а колебания совокупного спроса оказывают влияние на объем производства при неизменном уровне цен
вставка рисунок 18.2 Шестакова, стр 39
Современные концепции объясняют отличие краткосрочной кривой AS от долгосрочной несовершенством рынка, т.е. негибкостью цен и несовершенством информации. Кривая AS в краткосрочном периоде показывает, что величина выпуска отклоняется от своего естественного (потенциального) значения, если уровень цен отклоняется от ожидаемого и описывается уравнением:
Y = Y* + а (Р - Р"),
где Y - фактический выпуск;
Y* - естественная (потенциальная) величина выпуска;
Р - ожидаемый уровень цен;
а – интенсивность реакции предпринимателей на отклонение фактических цен от. ожидаемых.