Совокупный спрос и его составляющие факторы.
Национальная экономика при макроэкономическом подходе может быть представлена в виде единого рынка, состоящего из одного совокупного потребителя и одной совокупной фирмы, производящей единственный продукт, предназначенный для личного и производственного потребления. Этот продукт должен продаваться по единой совокупной цене. Основная модель общеэкономического равновесия выражается через равенство совокупного спроса (АО) и совокупного предложения (А5). Начнем анализ единого рынка с совокупного спроса.
Совокупный спрос - это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен. Совокупный спрос – характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившимся уровне цен. Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен.
Кривая совокупного спроса выражает зависимость запланированных покупок конечных товаров и услуг, произведенных в стране, от уровня цен.
На оси абсцисс на графике совокупного спроса берется не номинальный, т.е. выраженный в текущих ценах, а реальный продукт, предложенный покупателю на рынке в ценах базового года.
Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса является более сложной категорией и в масштабах общества складывается из четырех основных компонентов: потребительские расходы домохозяйств (C), инвестиции (I), государственные закупки (G), чистый экспорт (NE):
Yd = C + I + G + NE
Кривая AD характеризует изменение совокупного уровня расходов домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. При снижении уровня цен объем реального ВВП, который смогут купить потребители, будет больше (т.е. реально будет куплено больше товаров и услуг).
Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике:
1. эффектом процентной ставки;
2. эффектом реального богатства;
3. эффектом импортных закупок.
Необходимо напомнить, что в микроэкономике отрицательный наклон спроса D на конкретный товар объясняется законом убывающей предельной полезности.
1. Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления транзакционных операций). Но чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен бедет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
2. Эффект реального богатствапроявляется следующим образом. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов). Предположим, что такой индивид имеет облигацию номиналом 1000 тыс.тенге. При повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшиться также в 2-а раза. Снижение реального богатства приведет к уменьшению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса.
3. Эффект импортных закупок –это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшиться.
Сдвиг кривой совокупного спроса AD может происходить в результате изменений макроэкономической политики (денежного обращения, государственных расходов или налогообложения) или изменения экзогенных переменных (объема производства в зарубежных странах, влияющего на объем экспорта, или уверенности бизнесменов, оказывающих непосредственное влияние на инвестиции).