Геополитическая роль Японии в XXI веке

Рассмотрение геополитической роли современной Японии уместно будет начать с характеристики основных концепций японской школы геополитики[8].

Стоит сразу же отметить характерную ярко выраженную националистическую направленность классических постулатов японской геополитики. С. Комаки, подчеркивая «уникальность и неповторимость» своей страны, призывал создать «великую Японию». Ему в унисон вторила националистическая пропаганда, призывавшая «собрать восемь углов под одной крышей», подразумевая расширение японского геопространства до «великой Азии». В 1927 г. националистическая Япония бурно приветствовала так называемый меморандум Танака (премьер-министр Японии в 1927–1929 гг.), сформулировавший геополитическую программу оккупационного «освоения» земель Маньчжурии, Монголии, Китая, стран Юго-Восточной Азии и южных морей, а также геостратегические направления японских завоеваний (против США, Великобритании, СССР). В 1930-е гг. появилась названная по имени автора «доктрина У. Амау» – пресс-секретаря японского МИДа, которая предусматривала сокрушение США на Тихом океане и достижение Японией мирового господства. Премьер-министры Фумимаро Коноэ (известный японский геополитик и один из авторов доктрины «великой Восточноазиатской сферы сопроцветания») и Хидеки Тодзио в основу внешней политики положили доктрину «сферы сопроцветания», предусматривавшую построение гигантской Японской империи, опирающейся на идеи паназийства. В союзники себе Япония выбрала «обиженных» при разделе мира Германию и Италию, Антикоминтерновский пакт с которыми был заключен при премьерстве Ф. Коноэ.

Теперь перейдем к современности. Рассмотренный выше послевоенный экономический рывок Японии привел к появлению на политической арене еще одного мощного игрока и во многом предопределил будущее этой восточной страны. Начиная со второй половины прошлого века, доля Японии в мировом производстве колебалась от 8 % до 10 %. Она стала первой в АТР постиндустриальной страной, вошедшей в эпоху высоких технологий, став, по сути, одним из предвестников технической революции 70-80х годов. Специалисты по международной экономике подсчитали, что небольшая Япония с населением 127 млн., обладающая ограниченными природными ресурсами, может производить товаров и услуг лишь на 15-20 % меньше, чем огромные и богатые США с населением более 300 млн. человек.

Показательно также то, что заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов. Сегодня она является не только третьей по экономической мощи страной мира и крупнейшим мировым кредитором, но и одним из основных доноров международных организаций и программ. В последние годы Япония обеспечивает около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным фактом является также то, что Япония занимает высокое место среди развитых стран по размерам национального дохода на душу населения, составившего в 2010 году, по данным МВФ, 34 тыс. долларов.

С такой позиции парадоксальным может показаться тот факт, что единственная в Азии экономическая сверхдержава не претендует на статус регионального лидера. Политологи находят логичное тому объяснение – это своеобразная плата за американскую помощь в середине XX века. Ведь экономическая гегемония Японии даже в рамках одного региона не выгодна, прежде всего, гегемону мировому. Страна восходящего солнца уже длительное время находится под протекцией США и не особо стремится к региональному доминированию в АТР, сосредотачиваясь в основном на экономическом развитии. Кроме того, многие страны тихоокеанского и азиатского регионов относятся к японскому лидерству весьма настороженно, вряд ли желая иметь по соседству настолько политически и экономически мощную державу.

Большинство геополитиков относят Японию к так называемым государствам-центрам силы. Здесь следует учесть тот интересный факт, что Япония – асимметричная великая держава, поскольку ее экономическая мощь не сопоставима с ее военным и политическим весом и влиянием. В то же время, она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов, а о набирающих рост политических амбициях Страны восходящего солнца не двузначно свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если существующая асимметричность будет преодолена, то это может вызвать революционные изменения во всей мировой геополитике.


Наши рекомендации