Тема 9. Экономика информации, неопределенности и риска

Экономические риски и неопределенность. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность. Асимметричность информации, рынок «лимонов», негативный отбор, моральный риск. Рыночные, институциональные и государственные меры регулирования асимметричности информации*.

Тема 10. Внешние эффекты и общественные блага

Внешние эффекты, положительный внешний эффект, отрицательный внешний эффект. Причины возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты и права собственности. Теорема Коуза-Стиглира. Возможности рынка по регулированию внешних эффектов*. Государственное регулирование внешних эффектов.

Общественные блага. Свойства общественных благ, классификация общественных благ. Чистое общественное благо, клубное общественное благо, перегружаемое общественное благо. Источники и условия финансирования производства общественных благ. Проблема оптимальности производства общественных благ. Эффект «безбилетника»*.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации познавательной деятельности студентов, предполагающий выполнение заданий в отсутствии преподавателя с минимальными ограничениями на время выполнения и использование вспомогательных материалов.

В данном разделе РПД приводятся задания для са­мостоятельной работы студентов, объем, порядок и ме­тодические рекомендации по их выполнению.

Могут использоваться следующие виды учебно-методического обеспечения самостоя­тельной работы: темы контрольных работ, тестовые задания, вопросы для самоконтроля знаний, темы для самостоятельного изучения, практические задания.

Самостоятельная работа может осуществляться ин­дивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: чтение текста (учебника, первоис­точника, дополнительной литературы); составление пла­на изученного учебного материала; графическое изобра­жение структуры прочитанного текста; конспектирова­ние текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использова­ние аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка тек­ста); повторная работа над учебным материалом (учеб­ника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов от­вета; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение карт и других материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка тек­ста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).

Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе может включать следующие организационные формы учебной деятельности: работа с электронным учебником, просмотр видео лекций, работа с компьютер­ными тренажерами, компьютерное тестирование, изуче­ние дополнительных тем занятий, выполнение домаш­них заданий, выполнение курсовых работ (проектов) по дисциплине.

Примерные формы выполнения самостоятельной ра­боты: подготовка сообщений к выступлению на семина­ре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов; те­стирование и др.; решение задач и упражнений по об­разцу; решение вариативных задач и упражнений.

Контрольная работа

Контрольная работа является формой текущего контроля знаний, которая позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности студента по одной из ключевых тем изучаемого курса в межсессионный период.

Подготовка контрольной работы проходит следующие этапы:

1. выбор темы либо определение варианта контрольной работы;

2. подбор литературы, иного материала и составление плана;

3. выполнение контрольной работы, её оформление и представление на кафедру.

Студент выбирает тему контрольной работы из предложенного списка одним из двух способов: либо самостоятельно на свое усмотрение, либо в соответствии с последней цифрой зачетной книжки – способ выбора тем определяет преподаватель, ведущий дисциплину. Студент может вносить свои предложения по рассмотрению темы, не предусмотренной примерной тематикой, но актуальной и перспективной в рамках дисциплины, и заниматься ее разработкой по согласованию с преподавателем.

В контрольной работе используется литература года выпуска не позднее 5 лет от текущего года.

Контрольная работа должна иметь определенную структуру, например:

- титульный лист;

- содержание с указанием страниц;

- основная часть;

- список литературы (не менее 5-7 источников);

- приложение (при необходимости).

Все структурные части контрольной работы сшиваются в той же последовательности, как они представлены.

Контрольные работы оцениваются оценками «зачтено» или «не зачтено». Если работа не зачтена, то она с учетом сделанных замечаний в отзыве преподавателя должна быть переработана и вместе с первым отзывом представлена на повторное рецензирование. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену (зачету).

Содержание контрольной работы

Варианты вопросов контрольной работы

1. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.

2. Субъекты рыночных отношений и их взаимодействие.

3. Принцип альтернативности и производственные возможности.

4. Экономическое содержание категории «собственность».

5. Теория прав собственности. Экономическая власть и экономическая зависимость.

6. Правовые предпосылки рыночного хозяйства и трансакционные издержки.

7. Формы собственности и их характеристика.

8. Экономическая система: содержание, структура и критерии классификации.

9. Формационный подход к анализу экономических систем.

10. Цивилизационный подход к исследованию современного общества.

11. Современные экономические системы. Параметры смешанной экономики и ее модели.

12. Товар и его свойства. Услуга как товар. Двойственный характер труда, воплощенный в товаре. Стоимость, ценность и полезность товара.

13. Условия формирования и функционирования свободного рынка.

14. «Провалы рынка». Роль государства в рыночной экономике.

15. Внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.

16. Асимметричность информации и возможности ее устранения.

17. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем.

18. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.

19. Основные инструменты государственного регулирования.

20. Рыночный спрос. Факторы, влияющие на величину спроса. Кривая спроса.

21. Рыночное предложение. Факторы, влияющие на динамику предложения. Кривая предложения.

22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

23. Механизм установления равновесия. Рыночная динамика.

24. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики, его последствия.

25. Ценовая эластичность спроса и предложения, ее практическое применение. Эластичность спроса относительно дохода.

26. Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.

27. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.

28. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.

29. Анализ потребительских бюджетов. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

30. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля.

31. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.

32. Производство и технология. Понятие производственной функции. Изокванты.

33. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

34. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства. Изменение размеров производства. Эффект масштаба.

35. Природа издержек производства, их структура и виды. Себестоимость.

36. Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства.

37. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли. Принцип максимизации прибыли.

38. Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды. Множественность целей фирмы: допущение о максимизации прибыли.

39. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Конкурентные стратегии фирмы. Стратегии ценообразования.

40. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.

41. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции.

42. Рыночная власть: источники и способ ее измерения. Монополистическое поведение: ценовая дискриминация.

43. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.

44. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.

45. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама. Монополистическая конкуренция: производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти.

46. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.

47. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства. Функциональное распределение доходов.

48. Содержание и особенности рынка человеческого капитала. Спрос и предложение труда. Эффект дохода и замены.

49. Заработная плата: сущность, виды и функции. Методы государственного регулирования рынка человеческого капитала.

50. Особенности формирования спроса и предложения на капитал. Равновесие на рынке капитала.

51. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование. Риск инвестиционных решений.

52. Специфика спроса и предложения земли.

53. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.

54. Цена земли. Арендная плата.

5.2. Тестовые задания

№1.

1. Основными предпосылками экономики являются:

£ человеческие потребности и экономические ресурсы;

£ спрос и предложение экономических благ;

£ производство и потребление благ;

£ присущее человеку свойство присвоения благ.

2. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике приведена общая кривая производственных возможностей фермера:

Тема 9. Экономика информации, неопределенности и риска - student2.ru

Альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 75 тонн, составляет:

£ 1 тонну пшеницы;

£ 2 тонны пшеницы;

£ 0,1 тонны пшеницы;

£ 0,2 тонны пшеницы.

3. К какому виду наук можно отнести экономическую теорию:

£ общественные науки;

£ исторические науки;

£ естественные науки;

£ это не наука, а сфера человеческой деятельности.

4. Студент, обучаясь в институте, получает стипендию в размере 1000 рублей. Бросив учебу, он мог бы работать продавцом и зарабатывать 10000 рублей в месяц. Каковы вмененные (альтернативные) издержки обучения в институте:

£ 1000 рублей;

£ 10000 рублей;

£ минимальная заработная плата в экономике;

£ издержек нет, т.к. студент получает стипендию.

5. К характерным признакам смешанной экономики относятся:

£ разработка директивных планов;

£ сдерживание конкуренции между хозяйствующими субъектами;

£ сочетание рыночного и государственного механизма регулирования;

£ многообразие форм собственности.

6. Для какой модели смешанной экономики характерно всемерное поощрение предпринимательства:

£ немецкой;

£ японской;

£ американской;

£ шведской.

7. Собственность, как экономическая категория это:

£ отношение человека к вещам;

£ отношение между людьми по поводу присвоения вещей;

£ отношение между классами по поводу присвоения результатов производства;

£ сами вещи.

Наши рекомендации