Тема 9. Экономика информации, неопределенности и риска
Экономические риски и неопределенность. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность. Асимметричность информации, рынок «лимонов», негативный отбор, моральный риск. Рыночные, институциональные и государственные меры регулирования асимметричности информации*.
Тема 10. Внешние эффекты и общественные блага
Внешние эффекты, положительный внешний эффект, отрицательный внешний эффект. Причины возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты и права собственности. Теорема Коуза-Стиглира. Возможности рынка по регулированию внешних эффектов*. Государственное регулирование внешних эффектов.
Общественные блага. Свойства общественных благ, классификация общественных благ. Чистое общественное благо, клубное общественное благо, перегружаемое общественное благо. Источники и условия финансирования производства общественных благ. Проблема оптимальности производства общественных благ. Эффект «безбилетника»*.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа как вид учебной работы представляет собой способ организации познавательной деятельности студентов, предполагающий выполнение заданий в отсутствии преподавателя с минимальными ограничениями на время выполнения и использование вспомогательных материалов.
В данном разделе РПД приводятся задания для самостоятельной работы студентов, объем, порядок и методические рекомендации по их выполнению.
Могут использоваться следующие виды учебно-методического обеспечения самостоятельной работы: темы контрольных работ, тестовые задания, вопросы для самоконтроля знаний, темы для самостоятельного изучения, практические задания.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана изученного учебного материала; графическое изображение структуры прочитанного текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение карт и других материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.).
Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе может включать следующие организационные формы учебной деятельности: работа с электронным учебником, просмотр видео лекций, работа с компьютерными тренажерами, компьютерное тестирование, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, выполнение курсовых работ (проектов) по дисциплине.
Примерные формы выполнения самостоятельной работы: подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов; тестирование и др.; решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений.
Контрольная работа
Контрольная работа является формой текущего контроля знаний, которая позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности студента по одной из ключевых тем изучаемого курса в межсессионный период.
Подготовка контрольной работы проходит следующие этапы:
1. выбор темы либо определение варианта контрольной работы;
2. подбор литературы, иного материала и составление плана;
3. выполнение контрольной работы, её оформление и представление на кафедру.
Студент выбирает тему контрольной работы из предложенного списка одним из двух способов: либо самостоятельно на свое усмотрение, либо в соответствии с последней цифрой зачетной книжки – способ выбора тем определяет преподаватель, ведущий дисциплину. Студент может вносить свои предложения по рассмотрению темы, не предусмотренной примерной тематикой, но актуальной и перспективной в рамках дисциплины, и заниматься ее разработкой по согласованию с преподавателем.
В контрольной работе используется литература года выпуска не позднее 5 лет от текущего года.
Контрольная работа должна иметь определенную структуру, например:
- титульный лист;
- содержание с указанием страниц;
- основная часть;
- список литературы (не менее 5-7 источников);
- приложение (при необходимости).
Все структурные части контрольной работы сшиваются в той же последовательности, как они представлены.
Контрольные работы оцениваются оценками «зачтено» или «не зачтено». Если работа не зачтена, то она с учетом сделанных замечаний в отзыве преподавателя должна быть переработана и вместе с первым отзывом представлена на повторное рецензирование. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену (зачету).
Содержание контрольной работы
Варианты вопросов контрольной работы
1. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.
2. Субъекты рыночных отношений и их взаимодействие.
3. Принцип альтернативности и производственные возможности.
4. Экономическое содержание категории «собственность».
5. Теория прав собственности. Экономическая власть и экономическая зависимость.
6. Правовые предпосылки рыночного хозяйства и трансакционные издержки.
7. Формы собственности и их характеристика.
8. Экономическая система: содержание, структура и критерии классификации.
9. Формационный подход к анализу экономических систем.
10. Цивилизационный подход к исследованию современного общества.
11. Современные экономические системы. Параметры смешанной экономики и ее модели.
12. Товар и его свойства. Услуга как товар. Двойственный характер труда, воплощенный в товаре. Стоимость, ценность и полезность товара.
13. Условия формирования и функционирования свободного рынка.
14. «Провалы рынка». Роль государства в рыночной экономике.
15. Внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.
16. Асимметричность информации и возможности ее устранения.
17. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем.
18. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
19. Основные инструменты государственного регулирования.
20. Рыночный спрос. Факторы, влияющие на величину спроса. Кривая спроса.
21. Рыночное предложение. Факторы, влияющие на динамику предложения. Кривая предложения.
22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
23. Механизм установления равновесия. Рыночная динамика.
24. Государственное регулирование ценообразования в условиях рыночной экономики, его последствия.
25. Ценовая эластичность спроса и предложения, ее практическое применение. Эластичность спроса относительно дохода.
26. Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.
27. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.
28. Предположения в отношении предпочтений потребителя. Кривые безразличия и их свойства.
29. Анализ потребительских бюджетов. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.
30. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Кривые Энгеля.
31. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
32. Производство и технология. Понятие производственной функции. Изокванты.
33. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
34. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства. Изменение размеров производства. Эффект масштаба.
35. Природа издержек производства, их структура и виды. Себестоимость.
36. Минимизация издержек производства: определение эффективного способа производства.
37. Выручка и прибыль. Экономическая природа прибыли. Принцип максимизации прибыли.
38. Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и виды. Множественность целей фирмы: допущение о максимизации прибыли.
39. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Конкурентные стратегии фирмы. Стратегии ценообразования.
40. Концентрация и централизация капитала. Диверсификация.
41. Рыночные структуры: их типы и определяющие признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция. Движущие силы конкуренции.
42. Рыночная власть: источники и способ ее измерения. Монополистическое поведение: ценовая дискриминация.
43. Экономическая природа и виды монополии. Источники монопольной власти.
44. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Антимонопольная политика. Экономические последствия и регулирование деятельности монополий.
45. Характерные черты монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция и реклама. Монополистическая конкуренция: производственный выбор в условиях ограниченной рыночной власти.
46. Олигополия: основные черты и стратегии поведения.
47. Факторы производства. Особенности функционирования рынков факторов производства. Функциональное распределение доходов.
48. Содержание и особенности рынка человеческого капитала. Спрос и предложение труда. Эффект дохода и замены.
49. Заработная плата: сущность, виды и функции. Методы государственного регулирования рынка человеческого капитала.
50. Особенности формирования спроса и предложения на капитал. Равновесие на рынке капитала.
51. Доход на капитал (процент) и его экономическая природа. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование. Риск инвестиционных решений.
52. Специфика спроса и предложения земли.
53. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.
54. Цена земли. Арендная плата.
5.2. Тестовые задания
№1.
1. Основными предпосылками экономики являются:
£ человеческие потребности и экономические ресурсы;
£ спрос и предложение экономических благ;
£ производство и потребление благ;
£ присущее человеку свойство присвоения благ.
2. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике приведена общая кривая производственных возможностей фермера:
Альтернативная стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 75 тонн, составляет:
£ 1 тонну пшеницы;
£ 2 тонны пшеницы;
£ 0,1 тонны пшеницы;
£ 0,2 тонны пшеницы.
3. К какому виду наук можно отнести экономическую теорию:
£ общественные науки;
£ исторические науки;
£ естественные науки;
£ это не наука, а сфера человеческой деятельности.
4. Студент, обучаясь в институте, получает стипендию в размере 1000 рублей. Бросив учебу, он мог бы работать продавцом и зарабатывать 10000 рублей в месяц. Каковы вмененные (альтернативные) издержки обучения в институте:
£ 1000 рублей;
£ 10000 рублей;
£ минимальная заработная плата в экономике;
£ издержек нет, т.к. студент получает стипендию.
5. К характерным признакам смешанной экономики относятся:
£ разработка директивных планов;
£ сдерживание конкуренции между хозяйствующими субъектами;
£ сочетание рыночного и государственного механизма регулирования;
£ многообразие форм собственности.
6. Для какой модели смешанной экономики характерно всемерное поощрение предпринимательства:
£ немецкой;
£ японской;
£ американской;
£ шведской.
7. Собственность, как экономическая категория это:
£ отношение человека к вещам;
£ отношение между людьми по поводу присвоения вещей;
£ отношение между классами по поводу присвоения результатов производства;
£ сами вещи.