Формирование белорусской модели рыночной экономики
Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, – построение социально ориентированной рыночной экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Эта модель отличается от других моделей тем, что в её основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причём значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости.
Фундаментом построения модели является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром – стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями – ресурсный потенциал и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера или институционально-правовое пространство.
Белорусская модель развития формируется в течение последних 10-15 лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был не простым заимствованием зарубежного опыта, а стратегическим решением, основанным на учёте специфических особенностей Беларуси, её истории, национального характера и менталитета народа, традиций хозяйствования и опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
1) Длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики;
2) Историческая вера в необходимость сильного государства;
3) Традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам;
4) Неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счёт большинства населения [21, с. 7].
Также разработан будущий образ белорусской экономики, содержащийся в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь. Белорусская модель включает следующие принципы и направления государственной политики:
- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
- построение политических и идеологических структур конституционно закреплённого социально демократического правового государства;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
- интенсивное внедрение высоких наукоемких технологий информационного общества;
- следование экологическому императиву [14, с. 24].
Таким образом, социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Эти базовые принципы белорусской модели показывают, что наша страна выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.
Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и других законов.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основные приоритеты экономического развития представлены на рисунке 2.1 [13, с. 9].
Рисунок 2.1 ― Приоритеты экономического развития на 2011-2015 гг.
Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [13, с. 9]
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;
- модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
- усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;
- формирование эффективной инновационной системы;
- совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
- активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
- развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
- обеспечение экономической безопасности страны (таблица 2.2) [22].
Таблица 2.2 ― Важнейшие показатели экономической безопасности в Республике Беларусь
Показатель | Единица измерения | Пороговое значение показателя | 2009 год отчет | 2010 год оценка | 2015 год прогноз |
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП | % | не менее 25 | 31,6 | 33,3 | 37,5 |
Коэффициент обновления основных средств | % | не менее 5 | 4,6 | 4,7 | 7,5 |
Дефицит консолидированного бюджета | % | не более 3 | -0,7 | -2,6 | -1,5 |
Внешний государственный долг | % | не более 25 | 16,2 | 17,5 | 21,5 |
Внутренний государственный долг | % | не более 20 | 1,8 | 1,3 | 3,3 |
Доля импорта продовольственных товаров в объеме их розничного товарооборота | % | не более 25 | 15,9 | 17,0 | 16-17 |
Сальдо внешней торговли, включая услуги | % | не менее -5 | -11,3 | -13,6 | 0,5-0,6 |
Уровень малообеспеченности | % | не более 10 | 5,4 | 6-5 | 6-5 |
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к активной части населения | % | не более 8 | 0,9 | 0,7 | 1,5-2 |
Примечание ― Источник: [22]
Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.
Главными результатами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы должны стать:
- изменение технологической и отраслевой структуры экономики, повышение ее наукоемкости, создание и модернизация более трети существующих рабочих мест, обеспечивающих высокий уровень добавленной стоимости производимой продукции, ресурсо- и энергоэффективности, увеличение удельного веса сферы услуг;
- широкое встраивание в экономику институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства, что позволит стране войти в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса и привлечения зарубежных инвестиций;
- приближение экономического уровня развития Республики Беларусь к среднеевропейскому;
- вхождение Республики Беларусь в число 50 стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала;
- выполнение целевых ориентиров социально-экономического развития, обеспечивающего увеличение за пятилетку по сравнению с 2010 годом (Приложение 1).
Таким образом, Начало переходного периода в Беларуси характеризуется влиянием следующих факторов:
1) Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;
2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом;
3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной системы (преобладанием производства средств производства);
4) характерная для начального этапа переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость;
5) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации.
К особенностям белорусской модели относятся:
- значительная регулирующая роль государства;
- принцип постепенности, эволюционности преобразований;
- создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти;
- четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;
- сильная социальная направленность идущих реформ;
- активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям, включающим:
1) Реорганизацию управления государственными предприятиями;
2) разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности;
3) создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности;
4) поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования;
5) создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы. А переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений.
Основной целью переходной экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.
Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: либерализация экономики, институциональные преобразования, структурные преобразования, формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
Существуют 2 концепции перехода к рыночной экономике: градуализм и шоковая терапия. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований (градуализм). Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.
Главным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь является построение социально ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Для решения поставленных задач Республика Беларусь обеспечивает реализацию Программ социально-экономического развития и не только достигает выполнения прогнозируемых показателей, но и перевыполняет их.
Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Республика Беларусь выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.