Классификация некооперативных моделей поведения
Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. В экономике отраслевых рынков данная рыночная структура выступает центральным объектом анализа. Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами.
Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы не имеют значительного преимущества над мелкими.
Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм (их число не превышает десяти), высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополии возникают в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – медь, алюминий, нефть), так и дифференцированные продукты (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).
Существуют различные варианты, предложенные экономистами при анализе рынка, относящегося к олигополистическому типу рыночной структуры. Среди них следует выделить модели Курно, Бертрана, Штакельберга и др.
Модель Курно– этосамая ранняя модель олигополии. Ее предложил в 1838 г. французский экономист Огюстен Курно.
Это модель взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии. Основные условия таковы:
– фирмы А и В производят одну и ту же продукцию и обе знают кривую спроса рынка;
– обе фирмы принимают решения одновременно, независимо друг от друга;
– каждая фирма предполагает выпуск продукции конкурента постоянным;
– каждая фирма знает, что рыночная цена зависит от общего производства обеих фирм. Поэтому предельные издержки МС одной из них постоянны.
Равновесие Курно – это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при данных действиях своих конкурентов. Равновесие в модели Курно (см. рис. 6) можно представить через кривые реа- Рис. 6. Модель Курно
гирования. Кривая реагирования показывает максимизирующие размеры выпуска, которые будут осуществляться одной фирмой, если даны размеры выпуска другой фирмы-соперника.
На оси абсцисс отложим выпуск товаров фирмы В, на оси ординат – фирмы А. Тогда будем иметь линию реакции фирмы А – QА (В), а фирмы В – QВ(А).
Пересечение линий реагирования этих двух фирм в точке Е показывает равновесие Курно. Каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение. Поэтому ни одна фирма не имеет стимула изменять свой объем производства. Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц.
Модель Бертранатакже рассматривает взаимодействие двух фирм олигополистов, т.е. дуополию.
Длядуополии Бертрана характерны те же предпосылки, которые применялись при анализе дуополии Курно, – с одним, но принципиальным отличием: стратегической переменной, учитываемой фирмами при принятии решения, является не объем выпуска, а цена. Дуополия Бертрана – способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предложения, что фирма-конкурент не изменит цену.
Именно это предложение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т.е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.
В модели Бертрана обе фирмы продают однородный товар. Они сталкиваются с кривой спроса, обладающей следующими характеристиками:
1) если одна из фирм увеличивает цену по сравнению с ценой конкурента, то спрос на ее продукцию будет равен нулю;
2) если фирма устанавливает цену, которая будет ниже цены конкурента, то она сможет переключить на себя весь спрос рынка (предполагается, что фирмы обладают достаточной мощностью для покрытия спроса всего рынка);
3) если обе фирмы устанавливают одинаковую цену на товар, то они поделят поровну спрос на рынке.
Ценовое лидерство в модели Форхаймера.Это модель лидерства по цене (см. рис. 7). В модели существует фирма-лидер, которая признана ценовым лидером и регулирует рыночную цену и берёт на себя ответственность за приспособление цены к изменяющимся условиям рынка.
Ограничения в модели:
1) все вещи идут последовательно;
2) доминирующая фирма одна;
3) она имеет преимущество в издержках;
4) в этой отрасли все остальные – аутсайдеры. Они ориентируются на цены лидера;
5) число фирм фиксировано и существуют барьеры входа и выхода;
6) доминирующая фирма знает спрос;
7) она может предсказывать объем выпуска фирм-аутсайдеров.
При данной модели Sf – предложение аутсайдеров, Rl – остаточный спрос фирмы-лидера, MRl и MCl соответственно предельный доход и предельные издержки фирмы-лидера, D – совокупный спрос. Принимая решение о новой цене и установлении равновесия, фирма-лидер старается максимизировать свою прибыль (MRl=MCl) на своей кривой остаточного спроса (Rl=D-Sf). И в данной точке, спроектированной с кривой остаточного спро-са на кривую общего Рис. 7. Модель Форхаймера спроса, достигается равно- весие, при котором доминирующая фирма получает достаточно высокий уровень прибыли. Но и у аутсайдеров получается положительная прибыль. Следовательно, они будут увеличивать производство, и произойдёт сдвиг кривой остаточного спроса доминирующей фирмы так, что её доля сократится. Она сократит своё предложение, и равновесная цена тоже понизится (из-за конкурентного окружения). Но если издержки доминирующей фирмы существенно ниже издержек аутсайдеров, то она вытеснит конкурентов и останется монополистом. Этого она может достичь путём ценовой войны, т.е. снижать цену до тех пор, пока она не будет ниже предельных издержек аутсайдеров.
Ломаная кривая остаточного спроса фирмы-лидера порождает разрыв кривой её предельного дохода. Второй участок характерен для второго случая равновесия, это когда кривая предельных издержек (MClm) намного ниже пересекает предельный доход.
Модель Штакельберга.Эта модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер-последователь» (см. рис. 8). Последователь осознаёт лидерство конкурента, рассматривая уровень выпуска лидера как заданный, а следовательно, принимает решение об уровне Рис. 8. Модель Штакельберга своего выпуска при предпосылках модели Курно.
Лидер (первая фирма), в свою очередь, осознаёт, что оказывает влияние на принятие решений конкурента, и поэтому учитывает реакцию последователя (R1*(q2)) при решении задачи на максимум прибыли. Зная, что фирма-последователь будет выбирать уровень выпуска, соответствующий одной из точек на её кривой реакции R2(q1), фирма лидер отдаёт предпочтение такой точке, которая обеспечит ей большую, возможную прибыль C1(q1*,q2*).
Однако, возможно, что оба дуополиста будут вести себя как лидеры. И каждый будет считать конкурента последователем и предполагать, что последователь реагирует на поведение лидера. Поэтому будет не одна, а две кривые реакции, скорректированные на реакцию последователя R1*(q2) и R2*(q1). И равновесие на рынке будет в точке пересечения этих кривых. И их уровни выпуска будут одинаковы, т.е. рынок поделят пополам, т.к. обе фирмы имеют равные условия по издержкам и придерживаются одинаковых стратегий поведения на рынке.