Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство
Субъекты микроэкономики – это все те, кто:
1. имеет экономические интересы и мотивы, побуждающие вести экономическую деятельность;
2. преследует определенные цели и решает для этого конкретные экономические задачи;
3. вступает в конкуренцию за достижение лучших экономических результатов, реализуя свои сравнительные преимущества;
4. действует в условиях ограниченных возможностей и альтернативных вариантов выбора;
5. оценивает упущенные возможности и определяет альтернативную стоимость выбора;
6. осуществляет рациональный выбор на основе сравнения затрат и выгод, минимизируя затраты при заданных выгодах либо максимизируя выгоды при заданных затратах
Основными экономическими субъектами в смешанной экономике являются домохозяйства, фирмы (предприятия, производители) и государство. Как уже было отмечено ранее, каждый из них может играть не одну, а несколько экономических ролей: домохозяйства являются владельцами ресурсов, получателями доходов, продавцами и покупателями, сберегателями, налогоплательщиками, потребителями, конкурентами; фирмы производят товары и продают их на рынке, покупают и потребляют ресурсы, берут кредиты в банках, платят налоги, конкурируют с другими фирмами, покупателями и др.; государство выступает собственником некоторых ресурсов и предприятий, потребителем и покупателем ряда факторов производства и готовых товаров, регулирует спрос, предложение и цены на отдельных рынках и др.
& Каждая роль предполагает, что у субъекта имеются определенная цель, задачи и средства для ее достижения. Из множества альтернативных вариантов рациональный экономический субъект выбирает один, максимизирующий его выгоды. При этом выгоды отдельных субъектов зависят от выполняемой им роли, конкретной цели и задач. Так, для производителя они связаны с прибылью. Для государства конечная цель достигается с установлением общественного благосостояния и экономической эффективности. Как только выбор сделан, определяется его альтернативная стоимость (вмененные издержки).
Ценой выбора выступают потери (жертвы) лучшей из упущенных возможностей. Они могут быть измерены упущенными доходами, непроизведенными товарами, не использованной полезностью.
Несмотря на различия в целях, задачах и экономическом поведении, все субъекты микроэкономики придерживаются одного и того же принципа поведения: они меняют варианты выбора до тех пор, пока получаемые выгоды превышают затраты. С точки зрения равновесного анализа это называется движением системы к развитию.
Потребительское поведение. Основные законы потребления
В условиях рыночной экономики потребителю приходится делать выбор между различными видами товаров (благ). В связи с этим выделяют такое понятие как потребительское поведение.
Потребительское поведение - это формирование спроса потребителей на различные товары и услуги, в результате чего потребитель как бы оценивает работу производителя.
Так, если потребитель за товар отдает деньги, при этом столько, чтобы покрыть затраты производителя, то тем самым деятельность производителя признается общественно-полезной для общества. Если же потребитель не купил товар, то производитель разоряется. Поэтому, анализируя поведение потребителей, целесообразно учитывать их желания, предпочтения, возможности.
Рациональным потребителем принято считать потребителя, для которого целью является потребление таких экономических благ, которые при определенных ценах и доходе могли бы лучшим образом удовлетворить его потребности.
Ситуация, в которой оказывается типичный потребитель, может быть описана следующим образом:
1. Разумное поведение. Типичный покупатель стремится получить за свои деньги всё, что можно или максимальную совокупную полезность;
2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений по отношению к товарам и услугам, предложенным на рынке, прекрасно представляет какую именно предельную (дополнительную) полезность он извлекает из каждой последующей единицы различных продуктов, которую он решил купить;
3. Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину в силу ограниченности человеческих и имущественных ресурсов;
4. Цены. Потребитель не может купить всё, что ему хочется, поскольку блага, которые он желает приобрести, имеют цену и, обладая ограниченным количеством средств, потребитель не может купить всё, что ему хочется. Потребитель должен идти на компромиссы, выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных средств получить в своё расположение наиболее удовлетворяющий его набор товаров и услуг.