Сущность, функции и система цен

В экономической науке сложились два диаметрально противоположные подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен классической концепцией ценообразования, базирующийся на трудовой теории стоимости, согласно которой каждый товар имеет «стоимость» и «цену». Стоимость – это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты труда на его производство, т.е. затраты, соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Денежное же выражение стоимости единицы товара представляет собой его цену, т.е. стоимость есть объективная основа цены. Вместе с тем, рыночная цена отдельного товара под воздействием объективных и субъективных причин может отклоняться от его стоимости.

В противовес данной концепции представители теории предельной полезности(К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и др.) считали, что ценность (стоимость) товара не может быть объективно присуща ему, а является субъективной категорией, поскольку каждый товар имеет ценность лишь для его покупателя. Поэтому рыночная цена зависит не от затрат производителя, а от оценки предельной, т.е. наименьшей полезности последней единицы потребленного блага. В этом случае цена освобождается от стоимости и становится самостоятельной (внестоимостной), величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Следовательно, ценность товара, вещи зависит от полезности этого блага для потребителя.

Стремясь соединить эти две теории, представители неоклассического направления экономической науки(А. Маршалл и др.) рассматривали стоимость с позиции двух основных сторон рынка – спроса (полезности) и предложения (издержек производства, т.е. стоимости), взаимодействие которых проявляется в цене данного товара.

Современная экономическая теория пытается синтезировать эти фундаментальные подходы к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Социально-экономическое содержание цены проявляется в ее функциях:

- учетно-контрольная – с помощью цен измеряется себестоимость продукции, объем производства предприятия, фирмы, результаты деятельности национальной экономики (ВВП, ВНД и т.д.);

- распределительная – с помощью цен происходит распределение ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования;

- стимулирующая – цена должна стимулировать улучшение качества и ассортимента продукции, наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное формирование спроса и т.п.;

- уравновешивающая – цене объективно присуща роль регулирования (уравновешивания) соотношения спроса и предложения;

- информационная – в цене содержится информация о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах, ориентирующая действия покупателей и продавцовна рынке.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение, т.е. их свободное формирование под влиянием спроса и предложения. Поэтому переход к рыночному механизму хозяйствования, где спрос определяет через уровень цен размеры производства, объективно требует отказа от административных (прямых) методов ценообразования и реформирования всей системы цен.

Все цены можно свести к трем основным видам:

· государственные, которые устанавливаются на продукцию предприятий – монополистов, базовые ресурсы, социально значимые товары. Они могут быть фиксированными, т.е. твердо устанавливаемыми правительством, и регулируемыми, т.е. учитывающими изменения экономической конъюнктуры. Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допустимого отклонения от значения фиксированной государственной цены);

· свободные рыночные, или договорные цены. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар, без ограничения со стороны государства.

Как государственные, так и свободные цены можно классифицировать в зависимости от:

а) обслуживания сферы товарного обращения – оптово-отпускные, закупочные на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на услуги, розничные;

б) срока действия – постоянные, скользящие, ступенчатые, сезонные, разовых заказов;

в) уровня утверждения – республиканские, местные и ведомственные;

г) способа включения в цену транспортных расходов (с оплатой их продавцами или покупателями);

д) действия на определенной территории – единые на всей территории, зональные и поясные.

· мировые цены, которые используются в международной торговле и рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Мировой ценой считается цена, по которой совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Она может отклоняться от базисной цены (отражая динамику цен на данный товар за ряд лет) под влиянием условий транспортировки и объема покупки данного товара.

Наши рекомендации