Классическая политическая экономия – философия рыночного хозяйства

Своё имя классическая школа получила за огромный вклад в развитие экономической теории и становление её как истинной науки.

Хотя в создании классической политической экономии на протяжении почти 200 лет приняли участие многие экономисты из разных стран, можно выделить общие черты, позволяющие объединить их в одну научную школу.

· Классическая политическая экономия господствовала в эпоху, когда капитал стремительно проникал в промышленность, вовлекая в производство всё большее количество трудовых и природных ресурсов, технических изобретений и предпринимательских способностей.

· Богатство нации отождествлялось уже не с золотыми деньгами, а массой созданных товаров (что было бы странно для купца, но вполне соответствовало жизненной позиции промышленника).

Отметим, что поворот экономической мысли в этом направлении проходил болезненно.

Общество неохотно отказывалось от своих прежних взглядов.

А.С. Пушкин с поразительной для неэкономиста точностью показал борьбу идей классиков с меркантилистами в форме конфликта между поколениями.

Его Онегин, «повеса осьмнадцати годов», герой «нового» времени,

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

· Классическая школа возникла в эпоху, когда рыночная система в процессе развития и становления яснее раскрыла заложенный в ней потенциал саморегулирования. Поэтому классики выработали концепцию «экономического либерализма, основанную на абсолютной вере в благотворность частного предпринимательства и провозгласившего ненужность вмешательства государства в экономику.

· Классики исследовали процесс рыночного ценообразования с позиций производителей и их издержек по производству товаров. Потребителя в качестве участника этого процесса они не рассматривали.

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, как уже названный нами Франсуа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Миль, французский экономист Жан-Батист Сэй.

Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, они относятся к классикам политической экономии.

Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названным авторам.

Прежде всего, - классики – сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (лассэ фэр – буквально – «оставьте делать» - фр.)

Принцип «laissez faire» - политическое требование, сформулированное ещё школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства.

Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического».

Его стремление к максимизации своего богатства ведёт к и к приумножению богатства всего общества.

«Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.

Длительное существование в такой системе безработицы, перепроизводства или недопроизводства товаров оказывается невозможным.

Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшем использовался и совершенствовался в трудах других представителей мировой экономической мысли.

Адам Смит (1723-1790), с чьей выдающейся работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) по сути, начинается НАУКА политическая экономия, выяснил условия производства и накопления богатства.

Нет ни малейшего сомнения в том, что «Богатство народов» - книга, изменившая мир.

Однако эти изменения заняли долгое время.

Более чем двести тридцать лет послу публикации, описанные Адамом Смитом практические истины только начинают раскрывать полностью свои действенные силы.

Смит осветил все тайны экономики одной вспышкой: «Потребление – единственное завершение и цель всего процесса производства».

В этом нет ни секрета, ни загадки, не метафизики.

Экономика просто-напросто стратегия жизнеобеспечения, и ничего более.

В «Богатстве народов» сформулированы три основных экономических принципа, их смысл раскрыт в ясных рассуждениях и приведены многочисленные примеры.

Экономический прогресс зависит одновременно от трёх независимых факторов: личного интереса, разделения труда и свободы торговли.

В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства».

Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретёнными) способностями.

Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности.

Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда.

Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области».

Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации.

Обмен, в результате, играет двоякую роль: «подключает» отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.

В своём главном экономическом сочинении «Богатство народов…» А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы.

Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их.

В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще.

Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме.

Лирика (16+)

Внешне Адам Смит был крупным человеком, с большими руками, большими зубами и большим носом – в общем, таким, каким нам, наверное, представляются все почтенные джентльмены восемнадцатого века.

«Его облик был мужественным и приятным», - рассказывал один его друг.

С «улыбкой невообразимой доброты», - рассказывал другой.

Есть один аспект его биографии, способный вызвать повышенный интерес современного читателя биографии Смита.

Этот аспект касается романтических скандалов с участием Адама Смита: их не было вовсе.

Вот что писал его первый биограф Дуглас Стюарт, знавший А. Смита лично:

«В ранние годы жизни господина Смита, как было хорошо известно его друзьям, на протяжении нескольких лет его особым расположением пользовалась одна юная леди необыкновенной красоты и совершенства… Какие обстоятельства воспрепятствовали их союзу, мне неизвестно, но я полагаю, что после этого разочарования он оставил все мысли о женитьбе. Леди, о которой я упомянул, также умерла незамужней… Я имел удовольствие видеть её, когда ей исполнилось девяносто. Она всё ещё хранила следы её былой красоты».

Возможно, Смит отказывался от брака навсегда больше, чем однажды. Мужчины известны такой феноменальной способностью.

Но не спешите думать, что Смит был полным затворником.

Сохранилось одно письмо, красноречиво свидетельствующее о том, что Адам Смит покорил сердце, а возможно и всё остальное, мадам Риккобони в Париже.

Она была знаменитой актрисой, которая бросила сцену, чтобы стать ещё более известной создательницей романтических новелл.

Вот что говорилось о Смите в одном из её писем к драматургу Дэвиду Гэррику:

«Ох эти шотландцы! Эти шотландские собаки! Они появились, чтобы принести мне эту адскую смесь наслаждения и страдания! Я как те глупые юные девушки, которые готовы ловить каждое слово любовника, без тени упрёка и сожаления. Ругайте меня, бейте меня и колотите! Но я люблю господина Смита, я люблю его так сильно. И пусть бы черт побрал все наши образованные умы, всех наших философов, и вернул мне господина Смита».

Нужно отметить, что и Смит выразил в свою очередь почтение к мадам Риккобони, внеся её имя в одно из последних дополнений к «Теории нравственных чувств»:

«Поэты и создатели романов, которые наилучшим образом изображают тонкости и превратности любви и дружбы, такие как Расин, Вольтер, Ричардсон, Мариво и Риккобони, в этих материях могут быть намного более мудрыми учителями, чем Зенон, Хрисипп или Эпиктет».

Вернёмся к классической политической экономии…

А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости.

Они считали, что богатство создаётся не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом.

Все классы участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности.

Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

Марксизм.

На основе теории трудовой стоимости великий немецкий экономист и социолог Карл Маркс создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (капитализма)

Только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества.

Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд наёмных рабочих.

Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.

Многие положения и прогнозы К. Маркса не подтвердились практикой развития общества.

Неоклассическое направление

Во второй половине XIX в. исследования концентрируются всё в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов, выработке соответствующих практических рекомендаций.

Учёные всё чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации распределения ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей аппарат предельных величин, математические методы.

Вслед за этим меняется и само название науки.

Термин «political economy» (политическая экономия) вытесняется новым названием – economics («экономическая теория»)

Своё новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Маршалла.

Называлась она «Принципы экономической науки» (Principles of Economics).

Автор книги считал, что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов.

Поэтому под «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления редких благ в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов.

В центре внимания представителей неоклассического направления находился анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют своё благосостояние.

Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной (совершенной) конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Созданные неоклассиками инструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировой экономической науки.

Это – предельный анализ, эластичность спроса и предложения, различие между краткосрочным и долгосрочным периодами при учёте временных воздействий на хозяйственную деятельность, анализ внутренней и внешней экономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.

Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффективному пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ночным сторожем»), характерные для неоклассиков, определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплоть до конца 20-х годов прошлого века.

Экономическая теория этого периода сначала именовалась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец получила широко используемое сегодня название «микроэкономика».

Уже на рубеже XIX и ХХ веков микроэкономический анализ подвергался острой критике со стороны некоторых учёных, однако в конечном итоге оппозиционные выступления, как это часто случается, только способствовали развитию и укреплению авторитета неоклассического направления.

В этот период науке стали известны имена таких выдающихся учёных-неоклассиков, как Артур Пигу, Карл Менгер, Йоген Бём-Баверк, Фридрих Визер, Леон Вальрас, Вильфредо Паретои др.

Маржинальная революция.

Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal – предельный – англ.), или теории предельной полезности, знаменовавший поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др.

Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оценочные суждения вовлечённых в хозяйственные отношения субъектов.

Опираясь на «закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение продукта всегда создаёт спрос на него самого («товары обмениваются на товары»), неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободной конкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамичное, бескризисное развитие.

Особое место в экономической науке занимают такие последователи принципа «laissez fair», как австрийский экономист Людвиг фон Мизес и австро-американский экономист Август Фридрих фон Хайек.

На протяжении всей своей творческой жизни эти учёные стояли на позициях непримиримых противников государственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированности хозяйства, которая незаметно для её последователей ведёт к тоталитаризму.

Кейнсианская революция.

Между тем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис («Великую депрессию») 1929-1933 гг.)

Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как её сердцевины.

На авансцену экономической мысли понимается новое направление научного анализа – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики.

Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа.

Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения – «закона рынков Сэя» - и выводимой из него формулы рыночного механизма как идеальной саморегулирующейся системы.

Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения.

Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

В дальнейшем значительный вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли английский экономист Джон Хикс, американские учёные Элвин Хансен и Пол Самуэльсон.

Наши рекомендации