Классическая политическая экономия.
Общие черты классической политической экономии. В. Петти, П. Буагильбер. Физиократы. Экономический либерализм. Ф. Кенэ. А. Смит. Модель экономического человека. Принцип «невидимой руки». Естественный порядок. Трудовая теория стоимости. Д. Рикардо, Т.Р. Мальтус. Ж.Б. Сей.
К. Маркс. Политическая экономия труда.
Маржинальная революция.
Маржинализм. Австрийская школа. Неоклассическая школа. А. Маршал.
Кейнсианская революция.
Дж. М. Кейнс. Кейнсианство. Неокейнсианство.
Монетаристская контрреволюция.
Причины возврата к традициям экономического либерализма. Монетаризм. М. Фридмен.
Институционализм – бунт против формализма.
Американский («старый») институционализм. Т. Веблен. Дж. Коммонс. Новые институционалисты. Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл. Неоинституционализм. Р. Коуз, А. Алчиан, Д. Норт, Дж. Бьюкенен.
«Родословное древо» экономической теории.
Некоторые вехи развития русской экономической мысли.
Особенности русского меркантилизма и классической школы.
Характерные черты русского меркантилизма. И. Т. Посошков, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов.
Русский марксизм.
Революционное народничество. П.Л. Лавров. В.И. Ленин.
Прорыв на передовые рубежи мировой экономической науки.
Е.Е. Слуцкий. М.И. Туган-Барановский. Н.Д. Кондратьев.
1.2.4. Разработка проблем планирования – мировой приоритет русской экономической мысли ХХ в.
Особенности развития экономической мысли в советский период. Теория планирования в СССР. П.И. Попов, В.А. Базаров, Н.Д. Кондратьев, С.Г. Струмилин, Н.А. Вознесенский, Е.С. Варга, А.И. Анчишкин. В.В. Леонтьев. Л.В. Канторович.
Российская экономическая наука на перепутье.
Методы экономической теории.
Эмпирический метод. Статистический метод. Формальная логика как метод экономических исследований. Анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия. Причинно-следственный метод. Экономические категории. Позитивный и нормативный анализ. Метод научной абстракции. Методы диалектического и исторического материализма. Функциональный метод. Эконометрика. Многообразие методов. Экономические законы.
Предмет экономической теории.
Определение предмета экономической теории в истории науки. Современное определение предмета экономической теории. Потребности. Редкость ресурсов. Проблема выбора. Три фундаментальные проблемы экономики: Что производить? Кривая производственных возможностей. Как производить? Производственная функция. Для кого производить? Кривая Лоренца.
Источники:
1. Маркс К. Капитал. Предисловие к 1-му и Послесловие ко 2-му изданию // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 5-22.
2. Маркс К. Экономические рукописи 1857 – 1859 гг. Введение. Ч.1., п. 3. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч.1. С. 36-45.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. Т.1. Кн.1. Гл. 2. С. 69 – 84.
Рекомендуемая учебная литература
Основная
Базовый учебник: Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.
Бакалавр: Микроэкономика: [электронный учебник] / кол. Авторов под ред. А.Ю. Юданова. – электрон. дан. и прогр. - М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.
Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2011. Гл. 1.
Дополнительная
Курс экономической теории: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой. – 7-е изд., допол. и перераб. – Киров: АСА, 2011. Гл. 1,2.
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. Гл. 1.
Сборники задач и тестов
Сборник задач по микроэкономике.К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / (гл. ред. Р.М. Нуреев). – М.: Норма : ИНФРА-М, 2010. Гл.1.
Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. - Киров, АСА, 2011.
Учебная литература зарубежных авторов
1. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика: пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Питер, 2012. Гл. 18.
2. Кругман П., Велес Р., Олни М. Основы экономикс. Essential of Economics. – СПб.: Питер, 2011.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов. 4-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.
4. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В. Д. Микроэкономика. : Пер. с англ.: 18-е изд. – М.: Вильямс, 2008.
Задание: При изучении темы 1
1. Обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:
· Истоки политики протекционизма и защиты национального производителя.
· Идейный фундамент экономического либерализма в России.
· Особенности русского марксизма.
· Русские экономисты, получившие мировое признание.
· Основные источники информации об экономике России.
· Какие проблемы в экономике вызвала конверсия военного производства?
· Зачем России нужен экономический рост и чем грозит ей современная зависимость от мировых цен на топливно-экономические ресурсы?
2. Найдите ответы на следующие вопросы:
1. По каким направлениям шло расширение понимания предмета экономической теории? Какие вопросы выпадали из поля экономической теории и почему?
2. Чем отличается предмет «новой политической экономии» от предмета политической экономии в традиционном понимании?
3. В чём сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй?
4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорий, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?
5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?
6. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальности во всей его полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?
7. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?
8. В чём достоинства и ограниченность систем, построенных на основе формальной логики?
9. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам примеры их употребления.
10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?