Экономическая теория для ГМУ-17
Экономическая теория для ГМУ-17
Часть I. Микроэкономика
Тематический план курса
Я тема. Введение в экономическую теорию
Я тема. Основные принципы функционирования рыночной экономики
Я тема. Спрос, предложение, и рыночное равновесие
Я тема. Основы теории потребительского поведения
Я тема. Фирма как главный субъект микроэкономики
Я тема. Издержки
Я тема. Совершенная конкуренция
Я тема. Монополистическая конкуренция
Я тема. Олигополия
Я тема. Монополия.
Я тема. Рынок труда и заработная плата
Я тема. Рынок капитала
Я тема. Рынок природных ресурсов
Я тема. Экономика информации, неопределённости и риска
Я тема. Теория общественного выбора
Изучение экономической теории
должно привить молодым людям
ощущение ответственности
за судьбу свой страны.
Н. Грэгори Мэнкью
После изучения данного курса вдумчивые и терпеливые студенты будут:
Знать
- ключевые микроэкономические модели поведения потребителей, фирмы, государства;
- основные закономерности функционирования рынков товаров, труда и капитала на микроуровне;
- базовые понятия, категории и инструменты микроэкономики;
- основные концепции ведущих направлений современной микроэкономики;
Уметь
- применять данные теоретические знания при решении конкретных задач и в анализе микроэкономической деятельности государства;
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных микроэкономических ситуаций, предлагать способы их решения с учётом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой и иной информации для анализа микроэкономических проблем;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микроуровне, выявлять тенденции их изменений;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных микроэкономических задач;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов и развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора аналитического отчёта;
Владеть
- методологией микроэкономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных, имеющих отношение к процессам микроэкономики;
- методами и приёмами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей микроэкономики;
- современными методами расчёта и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения домашних заданий, выступлений и презентаций.
Эффективное изучение микроэкономики требует хороших знаний в области таких учебных дисциплин, изучавшихся в школе:
- экономика;
- информатика;
- английский язык.
Кроме того, студент должен:
· владеть культурой мышления, быть способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
· понимать основные закономерности экономического развития;
· логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Планы семинарских занятий
Тема 1. Ведение в экономическую теорию.
В результате изучения материалов данной темы студент должен:
Знать
- этапы становления, предмет метод экономической теории;
Уметь
- разбираться в функциях экономической теории;
Владеть
- пониманием роли экономической теории в период глобализации мирового хозяйства
Вопросы для обсуждения
Очерк развития мировой экономической науки.
Первые научные концепции.
Ксенофонт, Платон, Аристотель. Римское право.
Меркантилизм – первая экономическая школа нового времени.
Меркантилизм. Богатство нации. Т. Ман. Протекционизм. Ж.Б. Кольбер и А.де Монкретьен
Маржинальная революция.
Маржинализм. Австрийская школа. Неоклассическая школа. А. Маршал.
Кейнсианская революция.
Дж. М. Кейнс. Кейнсианство. Неокейнсианство.
Русский марксизм.
Революционное народничество. П.Л. Лавров. В.И. Ленин.
Основная
Базовый учебник: Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.
Бакалавр: Микроэкономика: [электронный учебник] / кол. Авторов под ред. А.Ю. Юданова. – электрон. дан. и прогр. - М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.
Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2011. Гл. 1.
Дополнительная
Курс экономической теории: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой. – 7-е изд., допол. и перераб. – Киров: АСА, 2011. Гл. 1,2.
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. Гл. 1.
Сборники задач и тестов
Сборник задач по микроэкономике.К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / (гл. ред. Р.М. Нуреев). – М.: Норма : ИНФРА-М, 2010. Гл.1.
Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. - Киров, АСА, 2011.
Учебная литература зарубежных авторов
1. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика: пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Питер, 2012. Гл. 18.
2. Кругман П., Велес Р., Олни М. Основы экономикс. Essential of Economics. – СПб.: Питер, 2011.
3. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов. 4-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.
4. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В. Д. Микроэкономика. : Пер. с англ.: 18-е изд. – М.: Вильямс, 2008.
Задание: При изучении темы 1
1. Обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:
· Истоки политики протекционизма и защиты национального производителя.
· Идейный фундамент экономического либерализма в России.
· Особенности русского марксизма.
· Русские экономисты, получившие мировое признание.
· Основные источники информации об экономике России.
· Какие проблемы в экономике вызвала конверсия военного производства?
· Зачем России нужен экономический рост и чем грозит ей современная зависимость от мировых цен на топливно-экономические ресурсы?
2. Найдите ответы на следующие вопросы:
1. По каким направлениям шло расширение понимания предмета экономической теории? Какие вопросы выпадали из поля экономической теории и почему?
2. Чем отличается предмет «новой политической экономии» от предмета политической экономии в традиционном понимании?
3. В чём сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй?
4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорий, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?
5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?
6. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальности во всей его полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?
7. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?
8. В чём достоинства и ограниченность систем, построенных на основе формальной логики?
9. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам примеры их употребления.
10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?
Экономическая теория для ГМУ-17
Часть I. Микроэкономика
Тематический план курса