Экономическая теория для ГМУ-17

Экономическая теория для ГМУ-17

Часть I. Микроэкономика

Тематический план курса

Я тема. Введение в экономическую теорию

Я тема. Основные принципы функционирования рыночной экономики

Я тема. Спрос, предложение, и рыночное равновесие

Я тема. Основы теории потребительского поведения

Я тема. Фирма как главный субъект микроэкономики

Я тема. Издержки

Я тема. Совершенная конкуренция

Я тема. Монополистическая конкуренция

Я тема. Олигополия

Я тема. Монополия.

Я тема. Рынок труда и заработная плата

Я тема. Рынок капитала

Я тема. Рынок природных ресурсов

Я тема. Экономика информации, неопределённости и риска

Я тема. Теория общественного выбора

Изучение экономической теории

должно привить молодым людям

ощущение ответственности

за судьбу свой страны.

Н. Грэгори Мэнкью

После изучения данного курса вдумчивые и терпеливые студенты будут:

Знать

- ключевые микроэкономические модели поведения потребителей, фирмы, государства;

- основные закономерности функционирования рынков товаров, труда и капитала на микроуровне;

- базовые понятия, категории и инструменты микроэкономики;

- основные концепции ведущих направлений современной микроэкономики;

Уметь

- применять данные теоретические знания при решении конкретных задач и в анализе микроэкономической деятельности государства;

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных микроэкономических ситуаций, предлагать способы их решения с учётом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой и иной информации для анализа микроэкономических проблем;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микроуровне, выявлять тенденции их изменений;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных микроэкономических задач;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов и развитие экономических процессов и явлений на микроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора аналитического отчёта;

Владеть

- методологией микроэкономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных, имеющих отношение к процессам микроэкономики;

- методами и приёмами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей микроэкономики;

- современными методами расчёта и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения домашних заданий, выступлений и презентаций.

Эффективное изучение микроэкономики требует хороших знаний в области таких учебных дисциплин, изучавшихся в школе:

- экономика;

- информатика;

- английский язык.

Кроме того, студент должен:

· владеть культурой мышления, быть способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· понимать основные закономерности экономического развития;

· логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Ведение в экономическую теорию.

В результате изучения материалов данной темы студент должен:

Знать

- этапы становления, предмет метод экономической теории;

Уметь

- разбираться в функциях экономической теории;

Владеть

- пониманием роли экономической теории в период глобализации мирового хозяйства

Вопросы для обсуждения

Очерк развития мировой экономической науки.

Первые научные концепции.

Ксенофонт, Платон, Аристотель. Римское право.

Меркантилизм – первая экономическая школа нового времени.

Меркантилизм. Богатство нации. Т. Ман. Протекционизм. Ж.Б. Кольбер и А.де Монкретьен

Маржинальная революция.

Маржинализм. Австрийская школа. Неоклассическая школа. А. Маршал.

Кейнсианская революция.

Дж. М. Кейнс. Кейнсианство. Неокейнсианство.

Русский марксизм.

Революционное народничество. П.Л. Лавров. В.И. Ленин.

Основная

Базовый учебник: Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.

Бакалавр: Микроэкономика: [электронный учебник] / кол. Авторов под ред. А.Ю. Юданова. – электрон. дан. и прогр. - М.: КНОРУС, 2015. Тема 1.

Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2011. Гл. 1.

Дополнительная

Курс экономической теории: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой. – 7-е изд., допол. и перераб. – Киров: АСА, 2011. Гл. 1,2.

Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. Гл. 1.

Сборники задач и тестов

Сборник задач по микроэкономике.К «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / (гл. ред. Р.М. Нуреев). – М.: Норма : ИНФРА-М, 2010. Гл.1.

Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. - Киров, АСА, 2011.

Учебная литература зарубежных авторов

1. Пиндайк Р.С., Рабинфельд Д.Л. Микроэкономика: пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Питер, 2012. Гл. 18.

2. Кругман П., Велес Р., Олни М. Основы экономикс. Essential of Economics. – СПб.: Питер, 2011.

3. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник для вузов. 4-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.

4. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В. Д. Микроэкономика. : Пер. с англ.: 18-е изд. – М.: Вильямс, 2008.

Задание: При изучении темы 1

1. Обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:

· Истоки политики протекционизма и защиты национального производителя.

· Идейный фундамент экономического либерализма в России.

· Особенности русского марксизма.

· Русские экономисты, получившие мировое признание.

· Основные источники информации об экономике России.

· Какие проблемы в экономике вызвала конверсия военного производства?

· Зачем России нужен экономический рост и чем грозит ей современная зависимость от мировых цен на топливно-экономические ресурсы?

2. Найдите ответы на следующие вопросы:

1. По каким направлениям шло расширение понимания предмета экономической теории? Какие вопросы выпадали из поля экономической теории и почему?

2. Чем отличается предмет «новой политической экономии» от предмета политической экономии в традиционном понимании?

3. В чём сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких второй?

4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорий, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне? Почему?

5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными науками – политологией, социологией, психологией и т.д.?

6. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальности во всей его полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

7. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

8. В чём достоинства и ограниченность систем, построенных на основе формальной логики?

9. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких – логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов. Приведите известные вам примеры их употребления.

10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь?

Экономическая теория для ГМУ-17

Часть I. Микроэкономика

Тематический план курса

Наши рекомендации