Социальное измерение сценариев развития

  Консервативный (вариант 1) Умеренно-оптимистичный (вариант 2) Форсированный (целевой) (вариант 3)
Социальная структура общества Усиление дифференциации по доходам   Доля среднего класса около трети населения Снижение дифференциации доходов     Доля среднего класса приближается к половине населения Снижение дифференциации доходов     Средний класс будет составлять более половины населения
Оплата труда в бюджетном секторе:      
целевых категорий работников бюджетной сферы Доведение к 2018 году заработной платы до эффективного уровня (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) и сохранение достигнутого паритета до 2030 года Доведение к 2018 году заработной платы до эффективного уровня (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) и сохранение достигнутого паритета до 2030 года Доведение к 2018 году заработной платы до эффективного уровня (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) и дальнейшее повышение с целью приближения к соотношениям, сложившимся в развитых странах
государственных служащих Сохранение конкурентоспособности заработной платы государственных служащих за счет ее повышения пропорционально темпам роста заработной платы в целом по экономике
прочих категорий работников бюджетной сферы С 2017 года индексация с 1 октября на средний темп роста между инфляцией и заработной платой в целом по экономике за предыдущий год С 2015 года индексация с 1 апреля на средний темп роста между инфляцией и заработной платой в целом по экономике за предыдущий год С 2015 года индексация с 1 апреля на темпы роста заработной платы в целом по экономике предыдущего года
Пенсионная реформа С 2017 года: фиксированная и страховая часть с 1 февраля на ИПЦ, с 1 апреля – 2% С 2015 года страховая часть с 1 февраля на ИПЦ, с 1 апреля с учетом индекса роста доходов ПФР на одного пенсионера, Фиксированная выплата – с 1 февраля на ИПЦ С 2015 года фиксированная выплата – с 1 апреля на ИПЦ. Страховая часть с 1 апреля таким образом, чтобы средняя пенсия с учетом фиксированной выплаты возрастала по темпу роста средней заработной платы в целом по экономке за предыдущий год
         

В бюджетной сфере общим для всех вариантов прогноза является доведение к 2018 году до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и научно-исследовательского персонала (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597). На период до 2030 года в консервативном и умеренно-оптимистичном вариантах сохраняется достигнутый паритет по заработной плате, а в форсированном варианте предполагается дальнейший рост соотношения заработной платы указанных категорий персонала до уровня, соотносимого с уровнем в развитых странах (ОЭСР).

Соотношение заработной платы отдельных категорий работников к средней по экономике Российской Федерации (по вариантам), %

    2013 г. 2015 г. 2018 г. 2025 г.
Средняя заработная плата по экономике, рублей
Преподаватели и мастера производственного обучения
Врачи
Средний медицинский (фармацевтический) персонал
Младший медицинский персонал
Научные сотрудники
Работники учреждений культуры

По отношению к заработной плате прочего персонала работников бюджетной сферы в консервативном варианте принята гипотеза, что за пределами 2016 года она будет индексироваться ежегодно с 1 октября на средний темп роста между индексом потребительских цен и заработной платой в целом по экономике. В умеренно-оптимистичном и форсированном вариантах при сохранении размера индексации срок ее проведения переносится на 1 апреля, начиная с 2015 года.

Для сохранения заработной платы государственных служащих на конкурентном уровне предполагается ежегодно проводить ее индексацию на темпы роста заработной платы в целом по экономике: в консервативном варианте – с 1 октября 2017 года, в умеренно-оптимистичном и форсированном вариантах – с 1 апреля 2015 года.

Все варианты прогноза предполагают проведение пенсионной реформы, но при сохраняющейся неопределенности ее долгосрочных параметров, в расчетах были приняты следующие различные формулы индексации трудовых пенсий.

Консервативный сценарий (вариант 1) предполагает, что страховая часть пенсии (в том числе фиксированный базовый размер пенсии) индексируется дважды: с 1 февраля – на индекс потребительских цен за предыдущий год и с 1 апреля – на 2 процента.

  Варианты 2015-2020 2020-2025 2025-2030
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), руб.
Реальный рост трудовых пенсий, % 104,6 102,0 101,9 101,7
101,9 101,7 101,5
108,8 106,7 104,6
Соотношение трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера 181,2 177,3 175,5 175,4
177,4 179,4 180,2
223,8 306,6 384,6
Трансферты федерального бюджета бюджету ПФР, млрд. руб. 2 812 3 548 4 133 5 287
3 436 3 579 3 843
4 571 7 989 13 131
Трансферты федерального бюджета бюджету ПФР, % ВВП 4,49 3,4 2,9 2,8
3,2 2,2 1,7
3,6 3,7 4,1

Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2) в отличие от консервативного предполагает однократную ежегодную индексацию фиксированного базового размера страховой части пенсии – с 1 февраля по индексу потребительских цен за предыдущий год. Данная мера позволяет сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и, соответственно, величину направляемого федеральным бюджетом трансферта на сбалансированность пенсионной системы.

Форсированный сценарий (вариант 3) прогноза предполагает существенную индексацию пенсии. Несмотря на то, что фиксированный базовой размер так же как и в инновационном сценарии индексируется на индекс потребительских цен за предыдущий год, за счет высоких темпов индексации страховой части пенсии (без учета фиксированного базового размера) коэффициент замещения пенсией среднего заработка сохраняется на стабильном уровне. Происходит постепенное замещение базовой (уравнительной) части пенсии на страховую часть пенсии, что соответствует усилению страховых принципов формирования пенсионных прав, где размер пенсионного обеспечения зависит от стажа и заработка.

Структура доходов и расходов населения(доля, %)

  2012 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Доходы
Доходы занятых 46,1 46,3 46,5 46,6 47,2 45,8 46,9 45,5 46,7
Социальные трансферты 19,5 20,1 19,9 19,5 18,0 18,8 16,7 18,7 15,8
Прочие доходы 34,4 33,6 33,6 33,9 34,8 35,4 36,4 35,8 37,5
Расходы
Услуги 18,1 18,1 17,9 17,7 17,3 17,3 17,3 17,5 17,8
Розничное потребление 64,2 63,6 63,1 63,3 62,0 62,4 60,8 61,5 59,2
Прочие расходы 17,7 18,3 19,0 19,0 20,7 20,3 21,9 21,0 23,0
Справочно:                  
Склонность к сбережению 10,2 9,2 9,2 8,4 8,0 8,6 8,3 7,9 7,6

7.2. Сценарии развития здравоохранения и образования

В консервативном сценарии (вариант 1) сохраняется риск отставания материально-технического оснащения медицинских организаций (в т.ч. первичного звена), роста региональных дисбалансов в оплате и качестве медицинских услуг, недостаточного уровня высокотехнологичной медицинской помощи.

Для полной модернизации сферы здравоохранения требуется реализация Госпрограммы развития здравоохранения, с учетом дополнительных мероприятий и расходов, а также динамичного развития рынка платных услуг и повышения их доступности.

В умеренно-оптимистичном сценарии (вариант 2) за счет дополнительного финансирования мероприятий госпрограммы в полном объеме будет осуществлена модернизация материально-технической базы отрасли, внедрены инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, создана эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрены в деятельность медицинских организаций современные информационные системы. Расходы на здравоохранение возрастают до 6,0% ВВП к 2030 году (расходы бюджетной системы – до 4,0% ВВП в 2030 году).

В форсированном сценарии развития (вариант 3) к 2030 году в России будет создана система здравоохранения, способная конкурировать со здравоохранением развитых европейских стран и характеризующаяся: низкими показателями заболеваемости, смертности и инвалидизации; высококвалифицированным медицинским персоналом, международного уровня; инновационными методами диагностики, лечения и профилактики заболеваний, основанных на последних достижениях мировой науки и техники. С учетом вступления России в ВТО возрастает конкуренция на рынке медицинских услуг и, как следствие, повысится качество предоставляемой медицинской помощи. Совокупные расходы на здравоохранение вырастут до 7,5% ВВП к 2030 году.

Наши рекомендации