Тема 6. пути и способы управления экономическим поведением

Лекция 14. Экономическое мышление как механизм формирования различных типов экономического поведения

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

Задача социологического моделирования экономического мышления; смысл социологического исследования экономического мышления; экономическое мышление; механизм экономического мышления; основная функция экономического мышления; окружающий человека мир; стимул; мотив; первая функция экономического интереса; вторая функция экономического интереса; стимуляционная связь; мотивационная связь; социальный стереотип; экономическая культура; роль экономической культуры; кратковременные психо-эмоциональные факторы экономического мышления; долговременные психо-эмоциональные факторы экономического мышления; экономическое мышление; экономический интерес; социальный стереотип; психо-эмоциональные качества индивида.

Для ответа на вопрос, как функционирует экономическое мышление, смоделируем психические процессы, в результате которых индивид формирует и воплощает на практике тот или иной тип экономического поведения. Приступая к этой работе, необходимо подчеркнуть, что любая модель – это абстракция, которую нельзя абсолютизировать и которой нельзя подменять реально существующий объект – прототип модели. Соответственно, представленная ниже структурно-логическая схема (Рис. 14.1) с множеством составляющих ее фигур и стрелок – не «инструкция по эксплуатации» экономического мышления, в котором неработающий блок можно просто извлечь и заменить исправным, а результат анализа целостного комплекса процессов, возникающих и развивающихся в сознании индивида, включенного в структуру хозяйственных связей и отношений. Это своеобразная «лоция», помогающая составить представление о «глубине, профиле и основных течениях» экономической мысли индивида. Задача социологического моделирования экономического мышления состоит в познании закономерностей протекания тесно взаимосвязанных процессов, в результате которых в определенной ситуации «рождается» тот или иной тип индивидуального экономического поведения. Смысл подобного исследования заключается в оценке возможностей и поиске способов регулятивного воздействия на экономическое мышление индивидуальных хозяйствующих субъектов с целью управления их экономическим поведением.

           
  тема 6. пути и способы управления экономическим поведением - student2.ru
   
 
   
 





В «фокусе» выстраиваемой модели находитсяэкономическое мышление человека как механизм выработки определенных типов его экономического поведения. Под механизмом, в данном случае, понимается способ или система принципов, посредством которой эта выработка осуществляется. Основной функцией экономического мышления является оценка и выбор экономических альтернатив, связанных с освоением различных материальных и нематериальных благ, для удовлетворения индивидуальных потребностей. Эту работу экономическое мышление производит на основе составляющего его наличного содержания, сформированного в результате социально-экономической социализации индивида – знаний и представлений человека о сложившихся в обществе экономических отношениях и собственного предшествующего опыта хозяйственной деятельности.

Процесс формирования «информационной начинки» экономического мышления разворачивается с началом сознательной деятельности человека и продолжается всю его жизнь. Она складывается из воспринятых в более или менее целостном виде «больших и маленьких», «научных и обыденных», «верных и ошибочных» теорий хозяйственной деятельности людей, которые «перевариваются» в контексте собственного опыта человека и формируют его индивидуальный и неповторимый экономический образ мышления.

Рассмотрим при помощи модели (см. рис. 14.1) основные закономерности работы механизма экономического мышления индивида. Окружающий человека мир– это мир возможностей, которые он может реализовывать либо игнорировать. Эти возможности связаны с потреблением либо освоением различных благ, в которых человек нуждается или которыми он желал бы обладать. Спектр этих благ столь же богат и вариативен, сколь разнообразна структура потребностей человека, расширяющаяся в русле объективного закона их возвышения. Когда некое благо становится значимым, желаемым для человека, оно превращается в стимул – объект для удовлетворения актуализированной потребности. Однако для того, чтобы человек начал разрабатывать определенную программу действий, он должен осознать степень своей заинтересованности, то есть оценить весомость конкретного стимула. Сравнительная оценка и выбор наиболее существенных стимулов – первая функция экономического интереса (И). В результате его работы возникает мотивкак внутреннее побуждение к действиям. Будучи мотивированным, человек формирует программу своих действий: экономическое мышление (М) вырабатывает соответствующий тип экономического поведения (П). Реализация данного типа экономического поведения направлена на освоение объекта-стимула. Таким образом замыкается первый контур построенной модели.

Опишем связи между рассмотренными объектами модели. Первая – стимуляционная связь(1) характеризуется формулой «хочу или нуждаюсь», вторая – мотивационная связь(2) – формулой «могу либо вынужден». Связь между М и П (3) – «формирую, вырабатываю»; между П и О (4) – «реализую, делаю». Воплощая на практике сформированный тип экономического поведения, индивид попадает в одну из двух возможных ситуаций: либо достигает своей цели и становится обладателем объекта, либо нет. В первом случае потребность удовлетворена, а экономическое мышление обогащено позитивным опытом. Во втором случае индивид вновь оценивает степень своей заинтересованности объектом: ведь уже затрачена определенная энергия, а результат не достигнут. Повторная оценка значимости (необходимости) объекта в контексте понесенных издержек – вторая функция экономического интереса(И). Если степень заинтересованности продолжает быть высокой – высоким остается уровень мотивации. Следствием этого является работа экономического мышления (М) по корректировке экономического поведения (П). Не исключена вероятность того, что индивиду не удастся добиться успеха и со второй и с третьей и т.д. попыток. В этом случае могут включиться механизмы психологической защиты как, например, в известной басне И. А. Крылова «Лисица и виноград». Лисе очень хотелось полакомиться виноградом, но грозди были так высоко, что плутовка, как ни старалась, никак не могла до них добраться. В конце концов бесплодные попытки утомили лису и она отказалась от мысли достать виноград, успокоив себя тем, что «на взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьёшь» (Крылов И.А. Басни. Повести. – Мн.: БГУ, 1980. С. 128).

Следующим блоком модели, который тесно взаимосвязан с экономическим мышлением, является социальный стереотип(С). Он выполняет функциюпрограммирования экономического мышления индивида путем создания собственных и воспроизводства усвоенных в процессе социализации алгоритмов восприятия социальных объектов (отдельных людей, их групп, фактов, явлений, событий) и взаимодействия с ними. За счет использования таких моделей-шаблонов осуществляется экономия мыслительной энергии и появляется возможность ее перераспределения на решение других актуальных задач, применительно к которым программы еще не были выработаны. Смысловая нагрузка прямой связи С–М (5) определяется формулой «(не)возможно, (не)способен, (не)получится». Назначение обратной связи М–С состоит в передаче алгоритмов экономического мышления, апробированных на собственном опыте индивида, для их оформления в целостные программы. Как уже отмечалось, влияние социальных стереотипов на экономическое мышление имеет и свою негативную сторону, связанную с консервацией выработанных моделей восприятия и поведения, которые могут потерять свою актуальность в случае качественных изменений внешней среды. Вместе с тем, отсутствие механизма стереотипизации привело бы к тому, что экономическое мышление, находясь в состоянии информационной перегрузки, было бы вообще не в силах организовывать хозяйственную деятельность человека. Поэтому одной из задач управления экономическим поведением индивида является не искоренение социальных стереотипов как таковых, а формирование гибких программ экономического мышления, способных адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Поскольку индивид осуществляет свою хозяйственную деятельность в определенной социокультурной среде, важным регулятором его экономического мышления и, соответственно, – фактором экономического поведения – выступает экономическая культура (К). Она играет роль средства преломления содержания экономического сознания общества на уровень экономического мышления индивида. Выполнение этой роли связано с мерой и качеством реализации трех основных функций экономической культуры– трансляционной (передачей общепринятых образцов и принципов хозяйствования), селекционной (отбором из унаследованных образцов тех, которые соответствуют конъюнктуре сложившихся хозяйственных отношений и могут быть использованы на практике) и инновационной (выработкой или заимствованием новых образцов).Посредством экономической культуры опыт развития социально-экономической системы, воплощенный в правилах, нормах и ценностях хозяйственной деятельности, «уделяется» индивиду, регламентируя, регулируя его экономическое поведение. Смысловая нагрузка связи К–М характеризуется формулой «(не)положено, (не)принято». Обратная связь М–К обусловлена, во-первых, влиянием мышления на культуру, которая может целенаправленно формироваться индивидом в процессе его интеграции в новую хозяйственную структуру, и, во-вторых, тем, что экономическое сознание общества выступает опосредованным экономической культурой результатом функционирования экономического мышления множества индивидуальных хозяйствующих субъектов. Таким образом, связь между данными компонентами модели отражает глубокий и многоуровневый характер взаимодействия экономического сознания общества и экономического мышления индивида посредством его экономической культуры.

Блок Э отражает влияние психо-эмоциональных качеств индивида на работу его экономического мышления. Составляющими этого блока выступают кратковременные (ситуативные) факторы – эмоции, чувства, переживания и долговременные факторы (например, тип нервной деятельности индивида). Смысловая нагрузка связи Э–М характеризуется формулой «чувствую, переживаю». Специфика ситуативных факторов блока Э во многом определяется социальным настроением группы, класса, общества в целом, в структуру которых включен индивид. Например, повышенная нервозность, нестабильность общественного настроения провоцируют расширенную выработку прагматичных, кратковременных, ориентированных на самосохранение индивидуальных типов экономического поведения. В целом, группа факторов блока Э способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние на экономическое мышление и, соответственно, – на результативность экономического поведения. Позитивное влияние связано с эмоциональным окрашиванием опыта хозяйственной деятельности индивида. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отбрасываются. Негативное влияние может возникать при несоответствии наличной интенсивности эмоций и типами задач, стоящих перед индивидом.

Еще одним важным компонентом модели выступает блок, отражающий положение индивида в социально экономической стратификации общества. Его влияние на другие компоненты модели связано с тем, что экономические интересы индивида, его социальные стереотипы и экономическая культура во многом обусловлены положением, которое занимает конкретный субъект в системе общественного разделения труда и, соответственно, – системе распределения благ. Именно положение выступает тем объективным фактором, который задает условия развития и контекст функционирования экономического мышления индивида. Кроме этого, данный компонент в значительной степени определяет характеристики стимуляционного поля индивида. Что же в таком случае влияет на само положение? Реальное изменение позиции индивида в системе социально-экономических координат возможно в результате целенаправленной реализации соответствующей стратегии экономического поведения. Например, реализация предпринимательского типа поведения может способствовать улучшению экономического положения индивида; повышение уровня образования, квалификации является одним из значимых факторов построения карьеры и тем самым способствует восхождению работника в системе социально-профессиональной стратификации.

Результаты проведенного анализа, отраженные в представленной модели, позволяют определить экономическое мышление как механизм выработки индивидуальных типов экономического поведения. Компонентами данного механизма выступают: экономический интерес, обеспечивающий избирательную трансформацию стимулов в мотивы действий человека; социальный стереотип, программирующий работу мышления и предохраняющий его от информационных перегрузок; экономическая культура, обусловливающая на основе ценностно-нормативного содержания принципы и методы хозяйствования; психо-эмоциональные качества индивида, определяющие режим работы экономического мышления и специфику реакций человека в процессе его хозяйственной деятельности. Изложенный комплексный подход к анализу закономерностей работы экономического мышления позволяет рассматривать его как объект регулятивного воздействия с целью выработки вариативных способов управления экономическим поведением индивида.

Контрольные вопросы к лекции №14:

1. Какова основная задача социологического моделирования феномена экономического мышления индивида?

2. В чем заключается смысл социологического исследования экономического мышления индивида?

3. В чем заключается основная функция экономического мышления индивида?

4. Какова связь между структурными компонентами экономического мышления – стимулами, мотивами, экономическими интересами – и экономическим поведением индивида?

5. В чем заключается основная функция социального стереотипа?

6. Каковы следствия выполнения социальным стереотипом своей основной функции?

7. Охарактеризуйте социальный механизм экономической культуры.

8. Опишите основные компоненты механизма экономического мышления индивида и объясните специфику их взаимосвязи.


Наши рекомендации