О системном характере современной рыночной экономики: «Свободный» рынок как совокупность законов
Каждый (в условиях конкуренции. — Петер Ульрих) действует экономически рационально, не нуждаясь в приказе или принуждении законом, ему придется плохо, если он будет действовать по-другому, и несмотря на это каждый чувствует себя свободным. Хотя каждый зависим от всех, эта зависимость является объективированной взаимозависимостью и каждым отдельно взятым осознается через цены, т.е. через математические символы, перед которыми он спокойно может снять шляпу, не чувствуя себя при этом униженным48.
В сущности, политическая программа экономического либерализма, набравшего силу к началу XIX в., была структурным результатом обозначенного культурного переворота49. Старая цеховая организация рынка повсеместно разрушалась, рынки открывались («свободный рынок»), и хозяйственная жизнь в целом все больше подчинялась «высвободившейся» всеохватывающей конкуренции — процесс, еще не завершенный и по сей день, который не только идет не прекращаясь с тех пор, но и поглощает все новые сферы экономики и жизни. Сначала это коснулось торговли, ремесла и промышленного производства, но со временем создавались и вводились рынки, имеющие дело со все более абстрактными факторами произ-
48 Bohm F. Die Idee des Ordo im Denken Walter Euckens / Ordo, Bd. Ill (1950), S. XV-LXIX; переиздано: Bohm F. Freiheit und Ordnung in der Marktwirtschaft. Baden-Baden, 1980. S. 11 и далее (выделено Петером Уль рихом).
49 Наряду с США, Швейцария была страной, где либерализм получил такую политическую власть, как ни в какой другой стране XIX столетия, в культурном отношении опираясь на оба радикально протестантских города Цюрих и Женеву. О центральной роли Цюриха в европейском либерализме XIX в. см.: Craig G.C. Geld und Geist. Zurich im Zeitalter des Liberalismus 1830 1869. Munchen, 1988.
водства, которые уже не носили характер производимых товаров: рынок рабочей силы, земли, недвижимости, жилья, капиталов, денег и финансовых услуг50.
При этом решающим переворотом стал переход от традиционных норм и правил к принципу координации рынком: житейские смысловые ориентации и системы ценностей теряли свою непосредственную ценность для экономического процесса. Определяющей идеей, которой теперь должны были руководствоваться хозяйствующие субъекты во всех своих действиях, удачных или неудачных, было только их экономическое самоутверждение в соревновании конкурирующих продавцов товаров и факторов производства (включая собственную рабочую силу) и их покупателей (в случае рынка рабочей силы — «работодателей»). Хозяйствующие субъекты нацелены на самоутверждение в конкуренции ровно настолько, насколько они экзистенциально зависимы от беспрерывного извлечения прибыли, будь то предприниматели, которым надо обеспечить стабильную платежеспособность и рентабельность фирмы, или наемные работники (т.е. продавцы собственной рабочей силы), которым надо «зарабатывать» регулярную зарплату, чтобы содержать себя и свою семью, приобретая товары на рынке. Причем учитывается не потребительская стоимость того, что каждый в отдельности предлагает рынку, а исключительно .меновая стоимость его предложения, т.е. вычисляемая самим рынком цена. Не субъективная или межсубъектная точка зрения, а объективные «сигналы рынка» управляют индивидуально-хозяйственными стратегиями: на свободном рынке ценится только то, что выгодно.
До тех пор, пока хозяйствующие субъекты хотят «оставаться на рынке», им приходится ориентироваться по возможности не на личные мотивы и пристрастия, а только на чисто деловые безличные сведения, которые определяются «силами рынка» (так, например, для предпринимателя: количество и кредитоспособность потенциальных клиентов, разделение рынка и доля в нем, цены и структура расходов важнейших конкурентов в сравнении с данными собственного предприятия и т.д.), чтобы всегда знать и держать под кон-
50 См.: Polanyi К. The Great Transformation. Politische und okonomische Ur-sprunge von Gesellschaften und Wirtschaftssystemen. Frankfurt, 1978. S. 102 и далее; Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspek-tiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 92 и далее.
тролем свои «стратегические факторы успеха», как и соответствующие конкурентов («Benchmarking*»)51.
Это тривиально, но в результате складывается своеобразное положение вещей: хотя каждый участник рынка заинтересован только в «личной» позиции в конкуренции, своей стратегией успеха он оказывает пусть иногда почти незаметное, чисто маргинальное, но давление на своих конкурентов, не контактируя с ними лично. Поскольку каждый оказывает давление на каждого и этот процесс на свободном рынке ничем не ограничен, отмеченные взаимодействия в пределах рынка с достаточным количеством участников в конечном итоге кумулируются в безлично функционирующий механизм: закон конкуренции не вменяется никому персонально, он действует скорее как постоянно меняющаяся конъюнктура всех участников рынка, как продавцов, так и покупателей, и все они принуждены вступить в указанные отношения. То, что экономический либерализм провозгласил как «свободный» рынок и что он более или менее, в зависимости от культурной среды и расклада политических сил, исторически осуществил во всех современных обществах, в глазах подчиненных ему хозяйствующих субъектов оказывается анонимной совокупностью законов, которая характеризуется как система современной рыночной экономики: обязанность быть конкурентоспособным.
Конкурентоспособность означает: уметь предложить сравнительные преимущества в соотношении расходов и выгоды (т.е. тот же результат при меньших расходах или дополнительную пользу за ту же цену) по сравнению с возможно большим числом конкурентов, также рассчитывающих со своим предложением товаров, услуг или рабочей силы на покупательную способность потенциальных покупателей. Каждый продавец (так же, как наемный работник), который хочет «выжить» на рынке, должен как минимум вытеснить тех наименее конкурентоспособных конкурентов, которые — из-за ограниченности спроса покупательной способностью потенциаль-
* Benchmarking (англ.) — сравнительная оценка; проверка эффективности системы по эталонному тесту.
51 Это практический предмет общей концепции и инструмент стратегического анализа окружающей среды и предпринимательства в учебниках по стратегическому менеджменту; в качестве вводного обзора см.: Ulrich Р., Fluri Е. Management. Eine konzentrierte Einfuhrung, 7. Aufl. Bern-Stuttgart-Wien, 1995. S. 114 и далее.
Критика экономизма
ных клиентов (недостаточного «объема рынка») — не могут больше найти покупателей и в результате элиминируются с рынка. Предприниматель выставляет свое предприятие на конкурс, наемный работник вместе с рабочим местом теряет заработок. Другими словами, рынок сам избирает для себя хозяйствующих субъектов, «послушных» ему наиболее последовательно. Первым, кто ясно распознал эту селективную функцию рынка, был опять же М. Вебер
«Современный капитализм, добившийся господства в экономической жизни, таким образом воспроизводит себя путем экономического отбора хозяйствующих субъектов — предпринимателей и рабочих, — в которых нуждается»52.
Система рыночной экономики вознаграждает тех персон, которые — «на основе строгого расчета»53 — категорически и без оглядки на побочные житейские издержки устремлены к максимальному личному успеху, поскольку только так они могут в жесткой конкуренции добиться решающего сравнительного превосходства над своими конкурентами в соотношении прибыли и затрат, которое делает их победителями, а их соперников проигравшими. Тот, кто прошел этот «отбор», удивительно напоминающий кальвинистское представление о божественной «избранности», может оставаться на «свободном» рынке в качестве свободного хозяйствующего субъекта. Кто не может уклониться от этой своевольной специфической логики конкурентной системы благодаря получению нетрудовой прибыли (от собственности), должен ей подчиниться. По меткому замечанию Вебера, которое явно актуально сегодня так же, как и в его время:
«Современный капиталистический экономический порядок --- это чудовищный космос, в котором каждый в отдельности рождается и который дан ему, как отдельно взятому, фактически в качестве неизменяемого футляра, внутри которого ему предстоит жить. Он навязывает индивиду свои нормы экономического поведения в той степени, в какой тот переплетен рыночными связями. Фабрикант, действующий наперекор этим нормам, будет так же неминуемо элиминирован, как рабочий, не способный или не желающий к ним приспосабливаться, будет безработным выброшен на улицу»54.
52 Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalisrnus / Weber M. Gcsammelte Aufsatze zur Religionssozioiogie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 37.
53 Там же, с. 61.
54 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalisrnus / Weber M. Gcsammelte Aufsatze zur Religionssozioiogie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 37 (выделено Петером Ульрихом).
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 35
Имеющий историко-религиозное объяснение, высвобожденный кальвинизмом мотив стремления к деловому успеху отныне упрочивается в безличном принуждении к успеху:
«Кто в своей жизни не приспосабливается к требованиям капиталистического успеха, идет вниз или не поднимается высоко»55.
Так логика успеха в конкуренции насильственно внедряет себя. Личная свобода хозяйствующих субъектов, будь то фабрикант или продавец собственной рабочей силы (и конкурент на рынке труда), в этой своеобразной совокупности законов выступает как свобода хотеть быть лучше конкурентов — а это всегда означает только одно: быть успешнее на рынке — и воспринимать этот экзистенциальный закон как предоставленную возможность. Или, говоря авторитетными словами инициатора «белой книги»*56 неолиберализма:
«Целью должно быть желание быть лучшим. ...Не все могут выиграть, но все могут попытаться»57.
Желание и долженствование тем самым объявляются тождественными — доктрина «свободной» рыночной экономики, кажется, дышит здесь как раз тем детерминистским духом «осознанной необходимости», который ее приверженцы обычно приписывают давно уже «осужденной» историей марксистской идеологии. И все же единство должного и желаемого, идеологически удерживаемое в пуританском этосе свободно-предпринимательского образа жизни, при трезвом взгляде на скрытую за ним структуру закономерности, который Макс Вебер реализовал уже почти сто лет назад, распадается:
«Пуританин хотел быть человеком дела (т.е. «призванным» к успешному самоутверждению на рынке. — Петер Ульрих), — мы должны быть им»58.
55 Там же, с. 56.
* «Белая книга» — в Швейцарии и Германии этот термин применяется к программным трудам, значение которых признано практически официально, То же в Австрии «красная книга», в Англии «синяя», во Франции «желтая», в Италии «зеленая книга».
56 Mut zum Aufbruch. Eine wirtschaftspolitische Agenda fur die Schweiz, hrsg von D. de Ригу, H. Hauser und B. Schmid. Zurich, 1995. Эта «белая книга» вы звала в стране небывало широкие и острые дебаты о неолиберальной эконо мической и социальной политике.
57 Ригу D. II David de Ригу und wie er die Welt sieht (Interview), Tages-Anzei- ger, Zurich, 2. Februar 1996. S. 7 (выделено Петером Ульрихом).
58 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalisrnus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssozioiogie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 203.
3 6 Критика экономизма
К тем, кто не «хотел» осознавать «должное», или при всем желании проигрывал в жесткой конкурентной борьбе — а многие, естественно, должны проиграть, — рынок «безжалостен» (!). Он быстро показывает им «красную карточку». Чтобы пройти отбор, продавцы стараются постоянно улучшать свою позицию в конкуренции — а только от нее отбор и зависит. Особенно когда конкуренция ужесточается, предприниматели так или иначе улучшают свою «основную компетенцию»59, усердно развивают новые виды производства, по возможности ранее свободные от конкуренции (инновации), улучшают качество своей признанной продукции и «рационализируют» окупаемость, чтобы сэкономить на издержках и вопреки давлению рынка сохранить уровень нормы прибыли. Наемные работники делают в принципе то же самое, повышая свою профессиональную квалификацию посредством хорошего базового образования, продолжающегося дополнительного образования, планомерно выстроенной профессиональной карьеры; поэтому рабочие места они выбирают в первую очередь по их ценности в качестве трамплина для дальнейшего роста.
Своим ориентированным на успех поведением каждый отдельно взятый участник рынка не только улучшает свои конкурентные позиции, но и, конечно, ухудшает сравнительную конкурентоспособность своих потенциальных соперников, что заставляет их по возможности отвечать тем же. На этом и ни на чем другом покоится присущая рынку функция повышения эффективности, а на ней — столь мистифицируемое экономическое «преимущество свободной рыночной экономики» по сравнению с менее «либеральными» хозяйственными системами или формами; поэтому все они со временем элиминируются в международном и межкультурном «соревновании систем». По тем же принципам селекции и повышения эффективности в процессе конкуренции силы рынка овладевают все новыми сферами жизни общества, если только их не пресекает сильная власть. Рынок процветает как стихийный результат интен-ционального поведения (стремления к самоутверждению) хозяйствующих субъектов, как самобытная «внутренняя закономерность» экономики, которая признает «только авторитет силы, а не автори-
59 Prahalad С.К., Hamel G. Nur Kernkompetenzen sichern das Uberleben // Harvard Manager, Heft 2/1991. S. 66-78, здесь s. 66: «Глобальная конкуренция на выживание вынуждает предпринимателей концентрировать все силы на том, что они особенно хорошо умеют» (выделено Петером Ульрихом).
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 37
тет личности»60. Сугубо «реальные», квазиприродные законы рынка по отношению к «опутанным»61 конкуренцией индивидам выступают в качестве упрямой функциональной логики рынка, от которой они могут уклониться тем меньше, чем сильнее «господство» рынка и интенсивнее конкуренция. То, что по культурному происхождению являлось или хотя бы выдавалось за религиозный мотив свободной личности, обособилось в качестве того безлично действующего закона, который Вебер без обиняков назвал рыночным «рабством без господ»62, в той же степени, в какой безличное рыночное регулирование стало неограниченным, над всем доминирующим организационным принципом рыночного общества.
Кальвинист или пуританин мог вкладывать в это рыночное «господство без господина» еще больший смысл. Он был уверен, что под видом детерминизма рыночных законов царит свободная воля Творца, что внутренние закономерности рынка служат в конечном итоге выражением божественных законов и соответствующего им правильного порядка в космосе, в том числе и в «экономическом космосе»63, и что поэтому «ход событий в мире, по крайней мере в той части, где он затрагивает интересы людей, наполнен каким-то смыслом»64. Однако, если уж рынок достаточно действенен, чтобы иметь «в конце концов непреодолимую власть над человеком», он больше не нуждается в религиозной мотивации: господствует отпущенный на свободу естественный закон65.
Как уже сказано, метафора Вебера о «рабстве без господ» свидетельствует в пользу не чего иного, как системного характера рыноч-
60 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, 5. Aufl. Tubingen, 1972. S. 383.
61 Там же, с. 709.
62 Там же.
63 Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 172.
64 См.: Weber M. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen (первое издание 1906 г.) / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 237-573, здесь s. 567. Подробнее об этом «провиденциа- листском толковании экономического космоса» (Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Reli gionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 172) следует ниже.
65 Ср. с Вебером, который говорит в этом смысле о «твердом как сталь корпусе» «победоносного капитализма»: (Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religions soziologie 1, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 203 и далее).
ной конкуренции6'1. Что касается теорий систем, уже у классиков политэкономии, в особенности у Адама Смита, начавшееся очищение законообразной специальной логики рыночной конкуренции от религиозных и метафизических обоснований заявило о себе как о моменте просветительского «расколдовывания мира»67: безличной внутренней закономерностью рыночного процесса определялись не запланированные кумулятивные последствия (увеличение производительности, экономический рост, повышение благосостояния), которые могли совершенно «логично» толковаться как совокупное действие безличных факторов. Но стоит обратить внимание на то, что сначала и в «простой системе естественных свобод», как Адам Смит обозначал координационный механизм рыночной экономики, непременно видели знак благого действия божественной «незримой руки»68. Характерная для общества раннего Нового времени либерально-экономическая «теория системы» покоится на метафизике системы69. С тех пор это было и остается общественно-политической интенцией либеральной политэкономии — теоретически доказать, что рыночный детерминизм, который большинством людей воспринимается как закон, одновременно должен пониматься как гарант свободного общества, наибольшая эффективность которого достигается через «дерегулирование», дающее ему возможность совершить свое благое действие помимо воли отдельных хозяйствующих субъектов. Ведущий познавательный интерес «либеральной» теории рынка, в сущности, всегда заключался в разъяснении этого стихийного образа действий, направляющего рынок таким об-
66 О системном характере рынка см. также изложение Тилеманна: Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stutt-gart-Wien, 1996. S. 27 и далее, s. 160 и далее, s. 288 и далее.
67 Weber М. Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen (первое издание 1906 г.) / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie 1, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 237-573, здесь s. 564; Weber M. D\e Protestantisehe Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie 1, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 94.
68 Smith A. Der Wohlstand der Nationen, hrsg. v. H.C. Recktenwald (первое издание 1776 г., An Inquiry into the Nature and Causes of the the Wealth of Nations). Miinchen, 1978. S. 582 (выделено Петером Ульрихом). Еше до Смита Томас Гоббс понимал рыночную экономику как систему договоров обмена между преследующими эгоистические интересы индивидами, хотя и не называл ее так открыто; ср.: Wieland./. Okonomische Organisation, Ailokation und Status. Tubingen, 1996. S. 49 и далее.
69 Систематически и основательно мы обратимся к этой теме ниже.
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 39
разом, как будто он действует осмысленно и целенаправленно. Получающая такое мнимое теоретическое объяснение чудесная способность рынка к системному саморегулированию в своей основе до сегодняшнего дня скрывает натуртелеологию разумно устроенного Богом космоса70.
Нормативное содержание такого рода натуралистической теории системы вкладывается в телеологическую фикцию своеобразной бессубъектной «системной рациональности»71, которая совершенно лишена гуманной разумности и тем не менее, как кажется, ведет рынок сообразно некому смыслу и цели. Она была приписана безличной специальной логике саморегулирующегося рынка. Но от кого же должны исходить эта разумность и эти благие цели, если не от надчеловеческого, божественного разума и вместе с ним предопределения, заложенного Творцом в «простой системе естественных свобод»?
Натуралистический системный взгляд на «свободный» рынок «естественен», соответственно, для тех, кто хочет обосновать нормативную правильность и присутствие смысла в экономически детерминированном рыночном обществе, поскольку верит в имманентный смысл и эволюционную способность организованного «незримой рукой» экономического космоса порождать из самого себя прогресс. Сначала это были шотландские «просветители» эпохи раннего Нового времени (Давид Хьюм, Адам Фергюсон, Адам Смит и т.д.), а сегодня это арьергард палеолиберальных и ультралиберальных экономистов. На удивление часто обращается к теме саморегулирующегося положительного эффекта эгоистического поведения людей в условиях «свободного» рынка Фридрих А. фон Хай-ек, не менее поражает его глубокий скепсис, собственно, даже неприязненная враждебность, по отношению к любым попыткам какого-нибудь другого этико-политически рационального формирования общества, нежели наблюдаемый «естественный» порядок72.
!) Натуралистические теории системы всегда заключают метафизически-телеологические предпосылки самоустанавливающегося порядка («самоорганизации»). Ср.: Keil (V. Kritik des Naturalismus. Berlin, 1993. S. 119 и далее, s. 145 и далее.
71 Определение «системная рациональность» впервые в немецкоязычном пространстве употребил, кажется, Никлас Луманн, см.: Luhmann N. Zweckbe-griff und Systemrationalitat, 2. Aufl. Frankfurt, 1977 (первое издание 1968 г.).
11 Hayek F.A. Ergebnisse menschiichen Handelns, aber nicht menschlichen Entwurfs / Hayek F.A. Freiburger Studien. Tubingen, 1969. S. 97-107. Хайек no разным поводам ссылается на одно известное место из Адама Фергюсона, где
Критика экономизма
Само собой разумеется, что эта пока только обозначенная метафизика рыночной системы производит впечатление и убеждает особенно тех людей, которые сами хотят вести жизнь, нацеленную на предпринимательский успех. Несколько иначе дело обстоит с точки зрения тех, которые не особо благоволят к этому образу жизни, хотя и принимают его как необходимость, подчиняться которой они должны, чтобы обеспечить свое существование. Для них «свободный» рынок, не связанный никакими другими этически обоснованными принципами организации общества, является реальной совокупностью законов, которые препятствуют реализации их жизненного плана. Здесь зарождается сомнение в бессубъектной «системной рациональности» и допускается мысль о том, что специальная логика рынка это вовсе не обязательно воплощение надчеловеческого разума, а всего лишь эвфемизм для выражения, буквально, неразумности системной динамики высвобожденных рыночных сил. Жизненный опыт, служащий основным мерилом, говорит о том, что общие практические результаты конкуренции хороши не для всех, а для неуспешных участников и вовсе проблематичны. Практическим выводом является постулат о необходимости осознать действие рыночного механизма как проблему этико-полити-ческого обустройства и встроить рынок в по-настоящему осмысленный, «высший» общественный порядок.
Первым, кто в своей критике капиталистической экономики разработал проблему универсальной совокупности законов, затрагивающей и «капиталистов», и рабочих, в критической системной перспективе, а также попытался привести систематичные доказательства их негативных стихийных последствий, был Карл Маркс73. Вере в саморегулирующуюся «системную рациональность» и основанному на ней доверию к натуртелеологии, которая, в сущности, культивируется в либерально-экономической идеаль-
он объявляет: «Нации наталкиваются, будто в потемках, на учреждения, которые хотя и представляют собой результат человеческой деятельности, но никак не являются следствием человеческого плана» (Ferguson A. Versuch uber die Geschichte der biirgerlichen Gesellschaft. Frankfurt, 1986. S. 258, первое издание 1767 г.). Нормативных оснований позиции Хайека мы в дальнейшем коснемся глубже.
73 Marx К. Das Kapital. Kritik der politischen Okonomie, 1. Bd. (первое издание 1867 г.), Marx-Engels-Werke Bd. 23. Berlin, 1970; там же следующая важная мысль в связи с проблемой закономерности (с. 286): «Свободная конкуренция делает имманентные законы капиталистического производства непререкаемым законом для отдельных капиталистов».
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 41
ной теории «свободного» рынка, он противопоставил политическую программатику преодоления самобытно развившейся совокупности законов рыночного общества74.
Мы не будем детально останавливаться на особенных, проблемных признаках марксовой критики политэкономии75. В изложенном контексте значение имеет только сама просветительская идея принципиального примата политики над «системной рациональностью» и подхода к экономической системе в ее основе — не углубляясь в метафизику системы — как к «проблеме» общественно-политического устройства. Но это принципиально предусматривает обсуждение «рационализации» общества по ту сторону проблемы системной функциональной рациональности:
«Систему нельзя изучать нормативно, объясняя возникшие внутри этой системы моральные суждения исключительно ее социально-экономическими условиями»76.
Вместо этого необходима дуалистичная теория общества, в которой может быть систематично проведено различие между «системной рациональностью» и жизненной, этико-практической разумностью, и принципиальное преимущество отдано последней. Соответствующую дуалистическую концепцию рационализации общества, в развитие теории рационализации и модернизации Макса Вебера, предложил Юрген Хабермас77. Основополагающее различие между системой и жизненным миром* в схематичной форме
74 Ср. об этом, а также о соотношении рыночной философии Хайека и Маркса: Hinkelammert F. Determinismus und Freiheit /Jacob W., Moneta J., Seg- bers F. (Hrsg.). Die Religion des Kapitalismus. Die gesellschaftlichen Auswirkun- gen des totalen Marktes. Luzern, 1996. S. 86-108.
75 Краткую критику марксовой парадигмы политической экономии см.: Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern- Stuttgart-Wien, 1993. S. 351-353.
76 Tugendhat E. Vorlesungen iiber Ethik. Frankfurt, 1993. S. 16 (выделено Пете ром Ульрихом).
77 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bande, Frankfurt, 1981; отдельно об этом: там же, т. 2, с. 171 и далее; более детально во введе нии Хабермаса в: Honneth A., Joas Н. (Hrsg.). Kommunikatives Handeln. Bei- trage zu Jurgen Habermas' «Theorie des kommunikativen Handelns». Frankfurt, 1986. S. 327-405, здесь s. 377 и далее. См. об этом также: Ulrich P. Transfor mation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Indus triegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 68 и далее.
* жизненный мир — термин происходит из феноменологии Э. Гуссерля.
42 Критика экономизма
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма
43
Ценой одномерной «системной рационализации» становятся растущие многомерные вопросы гуманитарной, социальной и экологической переносимости экономического развития. Это угрожает прогрессирующей потерей жизненно-практического смысла: потребности людей, которые нельзя выразить в покупательной силе
und Okologie. Stuttgart-Wien, 1991. S. 83 и далее; системное объяснение концепции давления экономического роста см.: Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 312 и
далее.
показано в табл. 1, причем здесь заложена идея о политическом происхождении экономической системы. Тем самым она теряет свой «законообразный», самобытный характер и превращается в подлежащую рациональному общественному конструированию субсистему, т.е. в «функционально специфицированную сферу поведения», включенную в организацию общества и поэтому всегда лишь отчасти системно координированную78.
Исходя из этих дуалистичных позиций, в более или менее последовательном отделении экономики от обыденных норм и поведенческих ориентации и переключении ее на механизм системной интеграции — что получило у Хабермаса название «разъединение жизненного мира и системы»79, — а также в развитии «своенравной» субсистемной внутренней культуры функциональной рациональности, можно усмотреть Центральный момент половинчатой экономической рационализации и модернизации. Ее проблематичный жизненный эффект состоит в продолжительном усилении «давления конкуренции», под грузом которого индивиды ощущают себя на рынке. Это ведет как к нарастающей интенсификации конкуренции (давление рационализации и инноваций), так и к экс-тенсификации рынков в пространственном отношении (глобализация) и в качественном отношении (экономический рост). В этом проявляется не только закон рационализации, но и закон роста для конкурирующих предпринимателей и для всего народного хозяйства, если оно хочет участвовать в глобальной конкуренции80.
78 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bande, Frankfurt, 1981. Bd. 2. S. 175. Хотя концепция политически конституированной общест венной субсистемы и делает возможной, как уточняет Хабермас (Honneth А., Joas Н. (Hrsg.). Kommunikatives Handeln. Beitrage zu Jurgen Habermas' «Theorie des kommunikativen Handelns». Frankfurt, 1986. S. 377 и далее), аналитическую системную перспективу, зато она исключает употребление понятия системы «по существу», в том смысле, что система рыночной экономики по отно шению к любому внешнему политическому образованию остается авто номной, неинтегрируемой и действительно «своенравной».
79 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns, 2 Bande, Frankfurt, 1981. Bd. 2. S. 229 и далее; см. об этом также: Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesell- schaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern Stuttgart-Wien, 1993. S. 68 и далее; Ulrich P. Sozialokonomische Entwicklungsperspektiven aus dem Blick- winkel der Lebenswelt / Schweizerische Zeitschrift fur Volkswirtschaft und Statis tic 119(1983). S. 237-259.
80 О тезисе «давления экономического роста» см.: Binswanger Н.С. Geld und Natur. Das wirtschaftliche Wachstum im Spannungsfeld zwischen Okonomie und Okologie. Stuttgart-Wien, 1991. S. 83 и далее; системное объяснение концепции давления экономического роста см.: Thielemann U. Das Prinzip Markt. Kritik der okonomischen Tauschlogik. Bern-Stuttgart-Wien, 1996. S. 312 и далее.
Ценой одномерной «системной рационализации» становятся растущие многомерные вопросы гуманитарной, социальной и экономической переносимости экономического развития. Это угрожает прогрессирующей потерей жизненно-практического смысла: потребности людей , которые нельзя выразить в покупательной силе
44 Критика экономизма
рыночного спроса, только мешают имеющему свой собственный смысл процессу экономической рационализации.
Решающий вопрос заключается в том, могут ли в жизни быть положены границы разрастанию структурно заложенных «реальных закономерностей» конкуренции. Если наш анализ системных причин феномена закономерностей такого рода верен, это вряд ли возможно в рамках «чистой» системной логики, поскольку давление конкуренции, как мы видели, по своей «природе» стремится к бесконечному росту; разве только изменение параметров системы может повлиять на направление динамики экономической рационализации и экономического роста. «Место» в системе для возможности ограничить давление конкуренции надо искать среди жизненно-практических оснований, скрывающихся за определенной формой «оправданной» социальной практики рыночной экономики. Господствуют ли законы рыночной системы в качестве общественного порядка (рыночное общество), или, наоборот, существует общественный порядок, который господствует над ними и их контролирует (примат политики над логикой рынка), надо понимать как практический вопрос политической воли: экономический (и системный) детерминизм всегда распространен настолько, насколько он допущен общественно-политически. Абсолютных законов рынка, полностью очищенных от вносимых жизнью корректив, не существует, любые действующие закономерности следует большей частью понимать как момент кем-то желаемого и политически заведенного экономического и общественного порядка. И это означает, что все законы, не детерминированные природой, являются выражением подлежащих критическому осмыслению институционализированных «непреложных» норм.
Насколько рыночный механизм институционально «свободен», настолько же спокойно он использует описанный эффект принуждения по отношению к личности каждого, кто экзистенциально связан с ним. Именно поэтому общественно-политическое решение, где должен господствовать рынок, а где нет, всегда нуждается в обосновании и легитимации, и именно поэтому в действительно свободном обществе преследуемые регулированием рынка интенции и цели (вопрос — преследуемые кем?) должны постоянно подвергаться критике.
Хозяйственно-этически подходить к проблематике закономерности означает при этих обстоятельствах — не останавливаться в своей рефлексии перед заданными эмпирическими «условиями» самоутверждения каждого участника конкуренции, а настойчиво выяв-
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 45
лять нормативные основания, стоящие за самобытно проявляющимся «собственным смыслом» экономической системной динамики, и вводить в его обсуждение этико-критическую аргументацию.