К вопросу о возникновении современной рыночной экономики: Кальвинистский этос как
К вопросу о возникновении современной рыночной экономики: Кальвинистский этос как
Мотивационный контекст
В традиционном обществе предмодерна все хозяйственное поведение укладывалось в прошедшие проверку временем социокультурные жизненные формы, это можно понимать двояко:
Во-первых, хозяйственная жизнь была насыщена нормами (т.е. моральными правилами поведения) и обычаями, которые действовали так же и в других областях жизни. Экономические мотивы и интересы были, так сказать, нормативно зафиксированы и полностью встроены в такие поведенческие модели, которые ориентировались на достижение хорошей жизни и справедливые человеческие отношения (в соответствующем предмодерну традиционалистском понимании). Автономизация коммерческих мотивов наживы, их выделение из непосредственного жиз-
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 25
ненно-практического смыслового контекста и ценностного масштаба было буквально немыслимо. Соответственно, все экономические учения предмодерна — от Аристотеля до философа морали Адама Смита19 — были по своей сути хозяйственной этикой.
Во-вторых, организация хозяйства тоже была целиком и полностью включена в традиционные институты повседневной жизни. Общество предмодерна было нормативно закрытым обществом, в котором не существовало отдельных сфер со своим специальным способом жизненной организации. Соответственно, и обособленную область экономики, в которой бы действовало что-то подобное специфической, чисто экономической рациональности, в таком обществе нельзя себе представить — она была бы в нем просто бессмыслицей. Для того чтобы лишить развивающиеся в этом направлении тенденции практической почвы и придать обязательную силу действующим нормам — передающимся из поколения в поколение, или введенным авторитарно, — любое структурное обособление, как и расширение деловой активности, были институционально ограничены. Строгая организация рынка еще в позднем Средневековье заботилась о пространственном и временном ограничении торговли (цеховой порядок). Поэтому местные рынки предмодерна имеют мало общего с современной рыночной экономикой, ведь вовсе не они положили ей начало20. Традиционная экономика оставалась
19 Труды Смита обозначили разрыв с этой традицией: его «Богатство народов» (1776) концептуально представляет ^же несколько иной, самостоятельный образ мыслей по сравнению с его «Теорией нравственных чувств» (1759); именно поэтому (воспитанный на кальвинизме!) моральный философ Смит стал основателем современной экономической науки. Симптоматичным следствием является так называемая проблема Адама Смита, т.е. неразрешимый вопрос о системном отношении его этики к его политической экономии. Новейшие исследования все более подтверждают мнение, что либеральную политическую экономию Смита можно понять только через моральную философию. См. об этом: Meyer-Faje A., Ulrich Р. (Hrsg.). Der andere Adam Smith. Beitrage zur Neubestimmung von Okonomie als Politischer Okonomie. Bern-Stuttgart, 1991; о названном тезисе — в преди словии издателей, с. 9-17.
20 Как показал Поланьи (Polanyi К. The Great Transformation. Politische und okonomische Ursprunge von Gesellschaften und Wirtschaftssystemen. Frankfurt, 1978. S. 87 и далее), непосредственным источником современной рыночной системы, скорее всего, следует признать заморскую торговлю, в процессе которой торговцы в первую очередь могли эмансипироваться от нормативных «стеснений» и институциональных «цепей» традиционного хозяйства. Ср.:
Критика экономизма
натуральным хозяйством, т.е. направленным на удовлетворение непосредственных жизненных потребностей локального сообщества (семьи, клана, деревни). Люди не видели смысла в том, чтобы работать и производить больше, чем необходимо. Местные рынки выполняли лишь вспомогательную функцию, являясь местом сбыта небольших излишков сельскохозяйственного производства, а также специализированных услуг или продукции городских коммерсантов, которые самостоятельно уже не могли обеспечить себя аграрными продуктами (ремесленников, кустарей, торговцев, отчасти людей творческих профессий).
Только в сложном процессе культурной и общественной модернизации, который шаг за шагом развивался на Западе начиная с Нового времени, произошла та «большая трансформация», как ее назвал Карл Поланьи, в результате которой стало возможным возникновение современной рыночной экономики. Решающими стали опять-таки как культурные изменения, так и структурные (в организации общества). В культурном отношении эпохальная переоценка всех ценностей состоялась в рамках глубокого религиозного и историко-культурного переворота, центральные линии которого показал Макс Вебер в своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма»21. Капиталистический «дух» исходит от «самых глубоких форм христианской набожности»22, которая в радикальном протестантизме пронизывает всю жизнь человека23. В то время как като-
IJlrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschritlsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.). Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 92 и далее.
21 Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl (впервые издано в 1904-1905 гг.). Tubingen, 1988. S. 17-206.
22 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 26.
23 Особая роль принадлежит при этом, как показал Вебер (там же, с. 20), кальвинистскому прочтению протестантизма. В соответствии с этим географи ческая карта предпринимательства раннего Нового времени полностью совпа дает с кальвинистскими (пиетистскими, пуританскими, цвинглианскими и т.д., но не лютеранскими) областями Швейцарии (город Кальвина Женева, город Цвингли Цюрих!), Шотландии, Голландии и некоторыми частями Германии, затем Новой Англии (США) и временами самой Англии. В лютеранских и ка толических регионах «экономический рационализм» лишь с трудом и отчасти до сегодняшнего дня не столь последовательно пробивает себе дорогу.
«Законы» конкуренции? Критика экономического детерминизма 27
лически-средневековая жизнь определялась характерной дихотомией потустороннего и посюстороннего вместе с соответствующей «двойной моралью» религиозной и мирской жизни, а радикальная религиозная дисциплина считалась прерогативой исключительно монашеского, аскетического образа жизни, протестантизм, особенно в его кальвинистской редакции, сгладил эту дихотомию и подчинил также и мирскую жизнь требованиям «аскезы, направленной на внутренний мир»24. Присущая католической традиции «аскеза, направленная на внешний мир», состояла в уходе в монастырь; она не была образом жизни, который подходил бы для каждого. В противовес этому утвердилось новое убеждение, которое Вебер передал цитатой из хрониста Себастьяна Франка (1499-1542):
«Ты думаешь, что избавился от монастыря: но теперь каждый должен быть монахом на протяжении всей своей жизни»25.
Снятию противоречия между греховным посюсторонним и религиозными обязанностями христианина в католицизме служило «отпущение грехов»; поэтому человек мог быть «по-человечески» несовершенным, тогда как для кальвиниста и его повседневная жизнь является непрестанным богослужением26. Следствием было формирование чувства религиозного долга вести дисциплинированную и целеустремленную жизнь, «которая служит умножению
24 Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 118, 190.
25 Weber M. Die Entfaltung der kapitalistischen Gesinnung / Die protestantische Ethik, Bd. I. Eine Aufsatzsammlung, 8. Aufl. Gutersloh, 1991. S. 358-376, здесь s. 371.
26 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 113 и далее, 119. Лютеранский хозяйственный этик Георг Вунш еще в 1932 г. защищал следующий тезис: «На основании веры в то, что Бог создал мир и действующий в нем порядок, тот факт, что человек может существовать лишь благодаря хозяйственной деятельности (хозяйству), признается следствием божественной воли. В учении о сотворении мира находит обоснование очень ответственное согласие с экономической об условленностью человеческого существования. Тем самым экономическое поведение объявляется служением Богу». См.: Wunsch G. Wirtschaftsethik / Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 2. Aufl., hrsg. v. H. Gunkel, Bd. 6. Tubingen, 1932. Позже переиздано: Brakelmann G., Jahnichen T. (Hrsg.). Die protestantischen Wurzeln der Sozialen Marktwirtschaft Ein Quellenband. Guter sloh, 1994. S. 275-283, здесь s. 275 и далее (выделено Петером Ульрихом).
Критика экономизма
Божьей славы»27. Это чувство включает, с одной стороны, оценку неустанного, напряженного труда как главного содержания жизни, с другой — воздержанность в потреблении и жизненных удовольствиях. Напротив того, успех в миру — и особенно в своем профессиональном призвании, поскольку оно представлялось Божьим промыслом28 — теперь обозначался как «признак избранности»29. Хотя верующий не может заслужить «избранность» своими собственными силами, успех в деле является знаком, «что Бог воочию благословил его труд»30, и в благоприятном случае сообщает ему о желаемой «спасенности»31, к которой так стремится кальвинист в соответствии с учением Кальвина о предопределении32.
«Если тот Бог, действие которого пуританин видит во всех поворотах судьбы, открывает одному из верных шанс на успех, то он делает это с умыслом. И, естественно, верующий христианин должен следовать этому зову и использовать полученный шанс»33.
То, что до этого осуждалось, а именно, «беззастенчивое» преследование коммерческих интересов, т.е. неограниченная личная ориентация на успех, становилось идеальным образом жизни, полным богоугодности, добродетели и ценности: признание получало капиталистическое предприятие, которое по принципиальной установке на инвестирование и по расчетливой рациональной жизненной стратегии «планомерно и взвешенно нацелено на достижение эко-
27 Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 109.
28 Там же, с. 63. 24 Там же, с. МО.
30 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, 5. Aufl. Tubingen, 1972. S. 718.
31 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 110.
32 Учение о предопределении — это учение о божественной пред определенности избранных, которые попадут на небо («спасенность»), так же как и неизбранных, которым грозит ад. Об этом учении и его практическом значении см. краткое и четкое изложение у Вебера: Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, 5. Aufl. Tubingen, 1972. S. 718 и далее.
33 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie 1, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 175 и далее (выделено Петером Ульрихом).
номического успеха»34. «Все решает одно: чтобы величина капитала в деньгах вырастала»35. «Крайним следствием» этого «высвобождения стремления к наживе» стало «сколачивание капитала благодаря бережливости»36. Предпринимательская погоня за прибылью, если она имеет успех, считается деянием во славу Божью, потому что:
«... поскольку успех в работе есть самый надежный показатель богоугодности, капиталистическая прибыль является одним из важнейших свидетельств того, что данное предприятие снискало Божье благословение. Ясно, что этот стиль жизни интимнейшим образом перекликается и напрямую совпадает с формами самооправдания, возможными и обычными для "буржуазного" наемного труда как такового —-денежная прибыль и собственность не как самоцель, но как мерило личной добродетели: единство религиозных постулатов и благоприятного для капитализма буржуазного стиля жизни достигнуто»37.
Итак, полученное «благословение деньгами» в деловом жизненном проекте является верным признаком Божьего благословения. Парадоксальным, не предусмотренным кальвинизмом результатом38 этого становится этически обоснуемое, решительное нормативное побуждение, пожалуй, даже «поощрение»39 поведения, свободного от собственно этического взгляда и ориентированного на «сугубо» экономические меновые ценности, которое в конечном итоге находит кульминацию в оправдании так называемого {{принципа зара-
34 Weber М. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 175 и далее (выделено Петером Ульрихом).
35 Там же, с. 5.
36 Там же, с. 192.
37 Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, 5. Aufl. Tubingen, 1972. S. 719.
38 Следует основательно различать след, оставленный кальвинизмом в истории, и само религиозное учение Кальвина, в котором не сказано ни слова о бессовестном капитализме, а подчеркиваются социальные обязанности состоятельных граждан, что вызвало солидные социально-государственные мероприятия в Женеве, например, обучение и обеспечение работой городских безработных; см. об этом: Jehle F. Freiburger Vorlesungen uber die Wirtschaft- sethik der Reformatoren Luther, Zwingli und Calvin. Basel 1996. S. 66 и далее: «7ы не можешь быть только огромным ртом, жадно все пожирающим и поглощающим».
39 Меран в этом смысле говорит о «поощряющей» модели хозяйственной этики: Meran J. 1st es okonomisch vernunftig, morah'sch zu handeln? / Ulrich P. (Hrsg.) Auf der Suche nach einer modernen Wirtschaftsethik. Bern-Stuttgart, 1990. S. 54 и далее.
30 Критика экономизма
батывающей экономики»40, или «принципа прибыли». Он возводит поведение, направленное исключительно на максимизацию личных выгод и преимуществ, в степень воплощенной экономической рациональности, даже в «принцип рациональности» в чистом виде. Так «провиденциальное толкование успеха преображает деловых людей»41. Благодаря метафизически раздутому значению, которое приобретает «частно-хозяйственная прибыльность»42, исключительная направленность экономического поведения «на предметные рациональные цели», освещенная Божьим благословением, выступает на первый план по сравнению с ориентацией на человеческие отношения43. Так безличная экономическая логика приобретает легитимирующее и к тому же одновременно мотивирующее нормативное основание. Вебер вскрыл внутреннюю связь между «современным» по своей внешней форме «хозяйственным этосом»44, возникшим вместе с кальвинистским предпринимательством, и «экономическим рационализмом»45:
«Это не просто урок «деловой хватки»... — здесь выражен этос»4ь.
«... вот прежде всего «summum bonum» этой «этики»: приобретение денег и еще больше денег при строжайшем отказе от всех житейских удовольствий, понимаемое исключительно как самоцель...»47.
Тем самым была подготовлена почва для обособления экономических мотивов и интересов и их «высвобождения» из-под традиционного контроля среды. То, что мыслилось как самодисциплинированный, богоугодный способ жизни, непроизвольно обособлялось в движущую силу поступательной и упорной динамики экономической рационализации, «понимаемой исключительно как самоцель».
40 Gutenberg Е. Grundlagen der Betriebswirtschaftslehre, 1. Bd.: Die Produk- tion, 22. Autl, Berlin-New York, 1976. S. 464 и далее.
41 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie I, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 17-206, здесь s. 178.
42 Там же, с. 175.
43 См.: Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft, 5. Aufl. Tubingen, 1972. S. 719 (выделено Петером Ульрихом).
44 Weber M. Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus / Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie 1, 9. Aufl. Tubingen, 1988. S. 12.
45 Там же, с. 60.
46 Там же, с. 33.
47 Там же, с. 35.
Здесь в зачаточной форме было заложено культивирование экономически детерминированного мышления, получившее окончательное структурное оформление с выделением безлично функционирующей экономической системы.
Логика обмена благами
(Чистая экономическая теория)
Настойчивая критика мэйнстримовской экономике со стороны растущего числа «диссиденствующих экономистов» постепенно становится уже неприлично заметной как для называющей себя «либеральной» философии хозяйства, так и для претендующей на «нейтральность» академической экономической теории. Ранней неоклассике, очевидно, еще не совсем удалось «очистить»205 себя от теоретических посылок классики, основанных на метафизике естественного права. Нужна вторая стадия методологической рационализации дисциплины, в ходе которой необходимо критически подойти к утилитаристскому фундаменту неоклассики. Широкий фронт экономистов пришел к этому выводу только в 70-е гг. XX века — несмотря на наличие уже упомянутых ранних критиков (Мюрдаль, Вейсер, Альберт и т.д.). Решающие импульсы происхо-
204 Ulrich P. Transformation der okonomischen Vernunft. Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft, 3. revid. Aufl. (первое издание 1986 г.).Bern-Stuttgart-Wien, 1993. S. 203 и далее. Методологическую характеристикуeconomic approach см. выше.
205 Krusselberg H.-G. Property-Rights-Theorie und Wohlfahrtsokonomik /Schuller A. (Hrsg.).
дили из дальнейшего развития теории благосостояния, но еще больше — из философско-этических дискуссий.
В философской дискуссии по поводу утилитаризма Джон Роулз206, до этого сам представлявший утилитаристскую этику, был первым, кто осознал симптоматичные для социальной философии последствия, вытекающие из того факта, что прелполагаемый утилитаризмом безличный взаиморасчет преимуществ одних и потерь других затронутых рыночной экономикой нарушает права человека и основополагающий либеральный принцип «неприкосновенности» личного достоинства207. Опираясь на Канта, он исходил из того, что в «благоустроенном» обществе свободных граждан, обладающих равными правами и возможностями, действует примат (преимущество) справедливости — понимаемой как равенство основных свобод, прав и жизненных шансов — и что этот примат важнее любой калькуляции благосостояния, именно он определяет качество общества, степень его свободы и либеральности.
Здесь нас интересует прежде всего тот системный толчок, который получило от Роулза дальнейшее развитие неоклассической экономической мысли. А он основан не столько на его желании обновить концепцию справедливости, сколько на его методе. Роулз совершил теоретический переворот в социальной философии, развернув ее, по крайней мере интенциально, в сторону теории договора: уже не утилитаристская этика, но политическая философия общественного договора, развиваемая в различных вариантах начиная с эпохи Просвещения (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант), должна была в обновленной форме составить нормативный базис либерального и демократического общества208. С этой идеей Роулз пробудил в 70-е гг. XX века настоящий ренессанс политической философии, который в силу своих методологических установок послужил также базисом для дальнейшего развития нео-
ш'Raw/s J. Eine Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt 1979 (в английском варианте: A Theory of Justice, 1971). В случае с этой книгой Роулза мы имеем дело, возможно, с самым дискутируемым в мире — в том числе и среди экономистов — произведением XX века в области социальной философии.
207 Там же, с. 19 и далее.
208 Подробное изложение теорий общественного договора у Гоббса, Лок-ка, Руссо, Канта и заканчивая Роулзом и Бькжененом см.: Kersting W. Die ро-litische Philosophic des Gesellschaftsvertrags. Darmstadt, 1994.
классической экономической теории и для возобновления прерванной традиции либеральной политической экономии на неолиберальной основе.
Посредством определенных методических приемов, в особенности с помощью мыслительного эксперимента (as if!) гипотетического «исходного состояния», пребывая в котором, отдельные члены общества не могут распознать собственные интересы под «покровом незнания», Роулз замещает нравственность личности, уже не нужную ей, изначально предполагаемым, нейтральным структурным качеством социальной исходной позиции. Так, Роулз совершенно сознательно редуцирует этико-рациональную проблему разрешения социальных конфликтов до проблемы умелого использования собственных индивидуальных шансов в жизни, в ситуации стратегической неуверенности по поводу будущего социального положения каждого отдельного индивида209. То есть с помощью методического трюка предпринимается попытка объяснить этический принцип обязательного взаимного признания людьми интересов друг друга как критерий «взаимовыгоды»210, и это позволяет полагать, что индивиды действуют строго ориентируясь на личную выгоду, «экономически рационально»211.
Поэтому не удивляет, что идеи Роулза встретили живой отклик в экономической теории, тем более, что в новейшей теории благосостояния независимо и параллельно философской дискуссии об утилитаризме уже началась переориентация, похожим образом протекающая и столь же радикальная, как мы увидим (паретианская экономическая теория). Особенно следует выделить Джеймса М. Бью-кенена, который использовал подход Роулза и еще больше радикализировал его. Если в концепции Роулза еще всплывает кантовская идея равенства основных прав всех людей, то Бьюкенен хочет — не
209 RawlsJ. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 34 и далее.
210 Там же, с. 123.
21! Роулз (там же, с. 31) дефинирует применяемое им «понятие разумности в самом узком смысле..., который принят в экономической теории: достижение поставленных целей наименьшими средствами». Следует, однако, заметить, что Роулз в полной мере признает наличие морального измерения личности и предполагает обязательное условие их взаимного признания. В контексте дебатов относительно либерализма/коммунизма позиция Роулза за последнее время претерпела значительные изменения, см.: Raw Is J. Politischer Uber*lismus. Frankfurt a.M., 1998. (New York, 1993).
![]() |
в традиции Канта, а в духе предлагаемого Томасом Гоббсом варианта теории договора — вовсе обойтись без всяких моральных претензий к субъекту и приписать ему исключительно преследование собственных интересов. Эта предпосылка, принимаемая также и Роулзом в его модели исходного состояния, принадлежит, как мы сейчас увидим, к аксиоматике методологического индивидуализма. На ее базисе, и в этом заключается основной замысел Бьюкенена, должен был наконец состояться фундированный политэкономиче-ский «либерализм без метафизики»212.
Системным результатом всеобъемлющего теоретического переворота, произошедшего в итоге разворота в сторону теории договора, стало новое парадигмальное основание всей поздней неоклассики, понимающей себя как чистая экономическая теория. Ее фундамент — а о его нормативном содержании мы и говорим здесь в первую очередь — можно приблизительно обрисовать, если мы будем знать, какие новые основные признаки заняли место описанных нами трех главных элементов ранней, утилитаристской неоклассики. Парадигмальное развитие ведет
(1) в отношении концепции личности: от психологического гедонизма к методологическому индивидуализму,
(2) в отношении концепции рациональности: от утилитаристского принципа к принципу Парето,
(3) в отношении концепции рынка и социальной концепции: от теории равновесия к (двухступенчатой) теории договора213.
Три этих основных признака, и прежде всего последний, мы хотим охарактеризовать, сравнивая их нормативные основания, потому что за ними скрываются глубинные экономистические упрощения, свойственные современной экономической теории, понимание которых имеет решающее значение для критической по отношению к идеологии хозяйственной этики.
212 Kersting W. Die politische Philosophie des Geselischaftsvertrags. Darmstadt,1994. S. 330. Высказанное в другом месте мнение Керстинга о том, что этупозицию Бьюкенена тоже следует признать «состоятельной», мы никак неможем разделить, к такому же выводу приходит сам Керстинг в конце своейкниги.
213 Ulrich P. Die Zukunft der Marktwirtschaft: neoliberaier oder ordoliberalerWeg? Eine wirtschaftsethische Perspektive / Archiv fur Rechts- und Sozialphiloso-phie, Beiheft 62 (1995), S. 33-52.
(1) Методологический индивидуализм
Ранняя неоклассика еще очевидно базировалась на вульгарном понимании человека, не отвечающем современному состоянию культурно-антропологической дискуссии: на картине человека, присущей психологическому гедонизму; именно с этой гипотезой экономического поведения связывались неудержимо растущие в то время претензии на научность. К этому прибавилось — на основании уже цитированного нами ошибочного натуралистического вывода Бентама («Природа поставила над человеком две силы...») — нормативное преувеличивание психологического гедонизма и возведение его в степень этического гедонизма (как максимы правильного поведения). Таким образом, ранняя неоклассика еще полностью находилась под властью идущей от идеи естественного права традиции экспликативной и нормативной двойственной функции214 классической политэкономии. Ее методологический статус оставался еще в своеобразном взвешенном состоянии; насколько обе имплицитно выраженные методологические претензии могли перейти в эксплицитную стадию, никогда не было до конца ясно. И только с переходом к концепции методологического индивидуализма экономическая мысль окончательно и радикально распрощалась с обеими претензиями, подведя под свою дисциплину строго аксиоматический базис в духе идеально-типической модели as if215. Соответственно, новое методологическое кредо гласило: «Экономическая теория не имеет никакой картины человека»216. При этом рефлексирующие представители economic approach разорвали порочный круг некритичного понимания этого кредо как констатации факта и осторожно рассматривают его только как теоретическое приближение и методологический идеал, как регулятивную идею217.
214 Albert Н. Okonomische Ideologie und politische Theorie, 2. Aufl. (первое издание 1954 г.). Gottingen, 1972. S. 14.
2,5 Эта методологическая концепция уже освещалась выше.
216 Критический обзор этой проблематики см.: Held М. «Die Okonomik hatkein Menschenbild» — Institutionen, Normen, Menschenbild / Biervert В., Held M.(Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991.S. 10-41.
217 Так, например, звучит формулировка В. Кербера: «Homo oeconomicus:в идеальном случае термин без определенной картины человека» (Kerber W.Homo oeconomicus. Zur Rechtfertigung eines umstrittenen Begriffs / Biervert В.,
![]() |
Но методологический индивидуализм, как его трактует поздняя неоклассика, выходит за рамки тривиального предположения, что социальные феномены объясняются в конце концов только образом мыслей и поведением индивидов218. Он имплицитно включает центральный для теории as //'исследовательский метод, а именно, новое толкование рациональности в духе economic approach: «Я рассчитываю, следовательно, существую» — гласит (переиначивая знаменитые слова Декарта) формула идентичности в остальном лишенного всякой идентичности Homo oeconomicus219. Ее методологическая цель заключается в утверждении рационального детерминизма, который позволил бы однозначно просчитывать поведение индивида так, «будто бы» все индивиды были Homines oeconomici. С помощью этой аксиоматической модели чистая экономическая теория в своем методе элиминирует этическое измерение из проблематики рациональной социальной практики и редуцирует его до проблемы межличного согласования индивидуальных преимуществ, не предусматривающего саму этическую постановку вопроса, абсолютно в духе утилитаристской традиции. Как системный итог, чистая экономическая теория развивает исключительно логику рационального поведения индивидов, нацеленных только на максимизацию личной выгоды — можно еще сказать, логику индивидуального самоутверждения и обусловленной взаимной кооперации (обусловленной теми или иными соображениями личной выгоды). В конце концов заинтересованные только в собственном успехе индивиды мыслятся как «дезингересованные»
Held М. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-New York, 1991. S 56-75, здесь s. 59.
2,8 Об истории методологического индивидуализма в экономической теории см.: Arrow К. Methodological Individualism and Social Knowledge / American Economic Review, 84 (1994), No. 2, S. 1-9. Наиболее последовательно, как мы еще увидим, концепцию методологического индивидуализма развивает нобелевский лауреат Дж. М. Бьюкенен, см. особенно: J. М. Buchanan Die Gren-zen der Freiheit. Zwischen Anarchie und Leviathan. Tubingen, 1984. S. 1 и далее (в английском варианте: The Limis of Liberty. Chicago-London, 1975).
214 При всей методологической абстрактности эта версия рациональности поразительно точно соответствует пониманию этого предмета и корреспондирующей с ним картине человека у Томаса Гоббса (Hobbes Th. Leviathan. Hrsg. von I. Fetscher. Frankfurt, 1984. S. 32), для которого «разум ...означает не что иное, как расчет». О гоббсианской «натуралистической картине чело-зека» см. предисловие И. Фетчера к указанной книге (там же, s. Х!Х и далее).
друг в друге220; им не знакомы моральные представления об общности, а также и, следовательно, никакие другие межличностные связи, кроме деловых. Поэтому им также «не нужна» и хозяйственная этика.
Как мы уже видели, в подобных аксиоматических теориях as if не обнаруживается ни способность предложить обоснованную нормативную ориентацию, ни возможность эмпирического объяснения реальности (которое выдерживало бы проверку практикой)221. В какой же тогда степени при трактовке рациональности можно говорить о «useful fiction»*, как ее называет один из самых радикальных представителей методологического индивидуализма Дж. М. Бьюкенен222? Его ответ заключается в том, что модель Homo oeconomicus полезна в качестве мыслительного эксперимента для проверки предложенных социальных правил или институционального порядка в том отношении, будут ли они функционировать также и в худ-
220 Дефиниция «взаимно дезинтересованной рациональности» как основной черты методологического индивидуализма происходит из работы Роулза(RawIs J. Eine Theorie der Gerechtigkeit. Frankfurt, 1979. S. 30 и далее, 168). Похожую формулировку, так же дефинирующую субъекта в сугубо индивидуалистическом духе, см.: Gauthier D. Morals by Agreement. Oxford, 1986. S. 87и далее, s. 326 и далее.
221 Для объяснения действительных отношений методологически необходимо вернуть предположенную модель as //обратно к виду реальной научной гипотезы, которая может и не подтвердиться на опыте, что приведет насоднако к «реалистической», субстанциональной картине человека. Затемпредставляется убедительным, если в основу наших объяснительных попытокбудет положено приближенное к реальности моделирование субъектов поведения, не имеющее ничего общего с экономически-рациональным детерминизмом. Те экономисты, которые вслед за Гари С. Бекером (Gary S. Becker.The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976; в немецком варианте: Der okonomische Ansatz zur Erklarung menschlichen Verhaltens. Tubingen,1982) стараются использовать современную экономическую теорию непосредственно как эмпирически-аналитическую «науку об отношениях» (Frey B.S.Okonomie als Verhaltenswissenschaft / Jahrbuch fur Soziaiwissenschaften, 31,1980. S. 21-35), фактически выступают за существенное эмпирическое обогащение «Homunculus oeconomicus», например, психологическим содержанием,повышая тем самым реально-научные познавательные и прогнозирующиевозможности своих моделей. См., например: Frey B.S. From Economic Imperialism to Social Science Inspiration / Public Choice, 77, 1993. S. 95-105.
* useful fiction (англ.) — полезная фикция.
222 Brennan G., Buchanan JM. The Reason of Rules. Constitutional PoliticalEconomy. Cambridge, 1985. S. 51 и далее.
шем случае (worst case*), т.е. если предположить, что все участники действуют как Homines oeconomici — только для этого необходимо допущение «систематично циничных»223 моделей. Карл Го-манн метко обозначил эту as //-проверку институционального порядка на его выносливость в условиях поведения, направленного исключительно на извлечение личной выгоды, как Ното-oeconomicus-гест (или сокращенно: «Н-О-тест»)224. По Бьюкенену, именно в этом качестве теория модели полезна для политики225, т.е. бросок из мира as if в область нормативной практики кажется ему все-таки осуществимым.
Однако решающий этико-нормативный вопрос заключается в том, ради каких общественно-политических целей социальные правила, подвергаемые тесту, должны функционировать Н-О-устойчиво. Центральным моментом является представление методологических индивидуалистов о том, что этико-политическая целевая установка —- а тем самым и хозяйственная этика — вообще не нужны] Н-О-тест проводится как раз для того, чтобы выяснить, при каких институциональных условиях (экономических стимулах и ограничениях) индивиды могли бы руководствоваться исключительно соображениями выгоды, как это со всей ясностью следует из сочинения Бреннана и Бьюкенена с названием, которое о многом говорит, «The Normative Purposte of Economic "Science"»*:
«Допущение Homo oeconomicus поддерживают не потому, что оно является наиболее точной моделью человеческого поведения, а потому, что эта модель подходит для теста, годятся ли общественные институты для того, чтобы трансформировать личные интересы во всеобщие»226.
* worst case (англ.) — самая неблагоприятная ситуация.
221 Вгеппап С, Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 55, 58. Об этом см. выше.
224 Нотапп К., Blome-Drees F. Wirtschafts- und Unternehmensethik. Gottin-gen, 1992. S. 95; Homann K., Pies I. Wirtschaftsethik in der Moderne: Zur okono-mischen Theorie der Moral / Ethik und Sozialwissenschaften, Jg. 5, H. I. S. 11.
-25 Bn ?nnan G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 50.
* The Normative Purposte of Economic «Science» (англ.) — нормативныецели экономической «науки».
226 Вгеппап G., Buchanan J.M. The Normative Purpose of Economic «Science»: Rediscovery of an Eighteenth Century Model / International Journal of Law and Economics, Winter 1981, переиздано: Вгеппап G., Buchanan J.M. Economics
За методологическим интересом к worst case явно проступает радикальный нормативный индивидуализм как донаучный объяснительный метод: речь идет о практической задаче по возможности до конца освободить человека от моральных обязательств, чтобы он мог во всей полноте проявить приписываемую ему потребность в абсолютной максимизации своих выгод (т.е. старый гедонизм вульгарной психологии)227. Заключенный внутри модели «худший случай» проявляет здесь себя как желаемый вне модели, с точки зрения формирования общества лучший случаи. Этот подход служит социальной философии, стремящейся к строго индивидуалистическому фундированию общественного или политического поведения: требования этико-политической легитимации редуцируются в идеале без остатка до приватных соображений выгоды отдельных индивидов. Они не могут создать никакой другой этос, кроме буржуазного, собственнического эгоизма! Идея, что с такой предпосылкой все же можно разумно организовать общество, составляет экономи-стическое базовое положение всего подхода.
Таким образом, сами постановки вопроса в методологическом индивидуализме сознательно или бессознательно мотивируются в конечном итоге совершенно определенной общественно-политической концепцией общества, носящей ярко выраженный нормативный характер (об этом ниже), а также корреспондирующей с ней и воспринимаемой даже еще более нормативно картиной человека, а именно, принадлежащей присвоительному индивидуализму22*. Якобы очевидная «рудиментарная антропология, заключенная в определении Homo oeconomicus»229, при ближайшем рассмотрении ока-
Between Predictive Science and Moral Philosophy. College Station, 1987. S. 51 —65, здесь s. 59 (выделено Петером Ульрихом); в похожем ключе см.: Вгеппап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy. Cambridge, 1985. S. 53.
227 Эта «private ethics», назовем ее так в отличие от «social ethics» (Вгеппап G., Buchanan J.M. The Reason of Rules. Constitutional Political Economy.Cambridge, 1985. S. 47), в самом деле не только граничит с цинизмом, но и демонстрирует непонимание социальной структуры всякой морали.
228 См. об этом: Macpherson СВ. Die politische Theorie des Besitzindividua-lismus. Von Hobbes bis Locke. Frankfurt, 1967; Biervert B. Menschenbilder in derokonomischen Theoriebildung. Historisch-genetische Grundziige / Biervert В.,Held M. (Hrsg.). Das Menschenbild der okonomischen Theorie. Frankfurt-NewYork, 1991. S. 42-55, здесь s. 44 и далее.
224 Kerber W. Homo oeco