Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации
I. Дать определение понятиям:
1. Перечислите экономические учения Древнего Рима и Греции:
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Меркантилизм – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Физиократия – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сущность классической политической экономики - это
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Характерные черты кейнсианства – это
________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Монетаризм – это
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сущность марксизма –
________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Предмет экономической теории -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления
1. Почему марксистское направление в политической экономике стало одним из ответвлений классической школы?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем отличается позитивная экономическая теория от нормативной экономической теории?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие основные экономические школы вы знаете? Кто их основатель?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Задачи / упражнения
1. Расположите в исторической последовательности и раскройте суть следующих экономических школ:
Кейнсианство, физиократы; моржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Тестовые задания
1. Термин «экономика» впервые ввел:
а) Платон;
б) Ксенофонт;
в) Аристотель;
г) Пифагор.
2. Согласно экономическому учению физиократов, ссудный процент:
а) допустим только в сельском хозяйстве;
б) не допустим;
в) не должен регулироваться;
г) должен регулироваться государством.
3. В основе позиции денежного либерализма лежал принцип:
а) государственного регулирования денежного обращения;
б) подчинения рыночных механизмов денежного обращения;
в) государственной политике;
г) в государственной валютной монополии
свободы торговли и невмешательства государства в рыночные отношения.
4. Понятие о комплементарности производительных благ в экономическую теорию ввел:
а) К. Менгер;
б) Е. Бем-Баверк;
в) Дж.Б. Кларк;
г) А. Маршалл.
5. Укажите, какая экономическая школа из ниже указанных считала предметом своей науки богатство страны:
а) марксизм;
б) монетаризм;
в) классическая экономическая школа;
г) физиократы;
д) меркантилизм;
е) кейнсианство.
6.Сколько школ выделяют в направлении экономической науки «маржинилизм»
а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 5.
7. Направление в экономической науке, рассматривающее экономические
отношения в их взаимосвязи с отношениями социальными, политическими и
a) духовными:
б) кейнсианство;
в) маржинализм;
г) институционализм.
8. Основатель институционализма:
а) К. Маркс;
б) Ф. Энгельс;
в) Дж. Коммонс;
г) Нет правильного варианта ответа.
9. Основатель монетаризма:
а) М. Фридмен;
б) Дж. М. Кейнс;
в) К.Маркс;
г)Л.Вальрас.
10. Предметом истории экономических учений является:
а) хронологическое описание попыток создания все более точных и правильных экономических воззрений;
б) изучение эволюции взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ;
в) изучение общей направленности эволюции экономической науки;
V. Контрольные вопросы
1) Какой этап стал завершающим этапом эпохи экономических учений до рыночной экономики
________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Кому из экономистов принадлежит работа «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению»?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какая школа экономистов–мыслителей является родоначальницей теории предельной полезности
________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Что является предметом изучения меркантилизма
________________________________________________________________________________________________________________________________
5) На исследовании чего базируется маржинализм (маржинальная экономическая теория)?
________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?
________________________________________________________________________________________________________________________________
4. спрос, предложение, ЭЛАСТИЧНОСТЬ
I. Дайте определение понятиям:
1. Спрос - это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Величина спроса -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кривая спроса -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Закон спроса -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рыночный спрос -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Эффект дохода -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Эффект замещения -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Взаимозаменяемые товары -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Взаимодополняемые товары -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Товар Гиффена -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Предложение -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Кривая предложения -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Закон предложения -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Принцип убывающей предельной полезности -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Рыночное равновесие -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Эластичность -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Вопросы для размышления.
1. Что включает в себя рыночный механизм? Каковы условия работы рыночного механизма?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства покупают товары. Из всего предложенного на рынке ассортимента потребитель принимает решение в пользу некоторой комбинации из этих товаров. Структура спроса каждого домашнего хозяйства достаточно индивидуальна и может сильно отличаться от других домашних хозяйств. Покажите различия в структуре спроса двух домашних хозяйств:
а) холостяка в возрасте 25 лет, интересующегося спортом и имеющего доход в 2000долларов в месяц;
б) отца семейства в возрасте 40 лет, имеющего двух детей, определенные политические симпатии и месячный доход в 2000 долларов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как эластичность предложения по цене зависит от фактора времени? Приведите примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Верно ли данное утверждение «Если спрос на товар падает, новая равновесная цена будет всегда расти при прочих равных условиях»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В 1992 г в Москве за год в наибольшей степени подорожал самый дешевый поначалу продукт – рыба (в 27,4 раза). На второе место вышел сахар (рост цен в 19 раз) и на третье место – молоко (рост цен в 9,3 раза). Цены же на самый дорогой изначально продукт – мясо повысились в наименьшей мере, лишь в 3,1 раза. Почему так произошло?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Задачи/упражнения.
1. Допустим, функции спроса на компакт-диск знаменитой певицы равна:
Функция предложения задана уравнением:
,
где: Р – цена в рублях,
Qd и Qs – величины соответственно спроса и предложения в тысячах штук в месяц.
а) Найдите равновесную цену.
б) Как изменится рыночное равновесие, если правительство зафиксирует цену на уровне не ниже 60 р.?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Раньше в нашей стране джинсы считались молодежной одеждой – их носили в основном юноши и девушки. Сегодня джинсы часто можно увидеть не только на людях зрелого возраста, но и на пенсионерах. Отразите это явление графически – при помощи кривой спроса и объясните.
Р
(цена)
Q (количество)
3. Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?
1. выросли цены на газовые напитки;
2. упали цены на импортные консервированные соки;
3. появление на местном рынке новой марки водки;
4. Используя данные таблицы, ответьте, что будет иметь место: избыточный спрос или избыточное предложение, когда: а) цена равна 12 руб., б) цена равна 18 руб.?
Цена, руб. | Объем спроса Млн. шт. в год | Объем предложения, млн. шт. в год |
5. Функция предложения на говядину имеет вид: QD = 30 – P, где QD – величина спроса на говядину за день (кг), а Р – цена за один килограмм. Функция предложения описана следующим уравнением: QS = 15 + 2P, где QS – величина предложения за день (кг).
1. построить графики спроса и предложения;
2. найти равновесный объём и равновесную цену на мясо;
3. какая ситуация возникнет на рынке мяса, если цена установится на уровне 3 ден.ед. за кг? Решить алгебраическим методом;
4. найти эластичность спроса и предложения в точке равновесия.
IV. Тестовые задания
1. Кривая рыночного спроса демонстрирует:
а) увеличение потребления товара при увеличении его цены;
б) увеличение потребления товара, если он стал более модным;
в) уменьшение потребления товара при сокращении доходов населения;
г) уменьшение потребления товара при увеличении его цены.
2. Товар Гиффена – это благо, на которое:
а) спрос растет при росте денежного дохода потребления;
б) объем спроса растет при росте его цены;
в) спрос растет при поведении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;
г) спрос не изменяется при изменении его цен.
3. Кривая спроса сместилась влево. Это значит, что повысилась:
а) доходы потребителей;
б) налоги на потребителей;
в) число потребителей;
г) предложение товара.
4. Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:
а) налоги на производство данного продукта;
б) спрос на данный продукт;
в) эффективность производства данного продукта;
г) цены на исходные ресурсы.
5. Какой из приведенных ниже факторов, не влияет на эластичность спроса:
а) наличие товаров-заменителей;
б) возрастной состав населения;
в) размер дохода покупателя;
г) качество товара.
6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размеров или распределения социального дохода;
в) цены товара;
г) численности или возраста потребителей.