Первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации

I. Дать определение понятиям:

1. Перечислите экономические учения Древнего Рима и Греции:

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Меркантилизм – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Физиократия – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сущность классической политической экономики - это

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Характерные черты кейнсианства – это

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Монетаризм – это

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сущность марксизма –

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Предмет экономической теории -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Вопросы для размышления

1. Почему марксистское направление в политической экономике стало одним из ответвлений классической школы?

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чем отличается позитивная экономическая теория от нормативной экономической теории?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие основные экономические школы вы знаете? Кто их основатель?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Задачи / упражнения

1. Расположите в исторической последовательности и раскройте суть следующих экономических школ:

Кейнсианство, физиократы; моржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, марксистская политэкономия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Тестовые задания

1. Термин «экономика» впервые ввел:

а) Платон;

б) Ксенофонт;

в) Аристотель;

г) Пифагор.

2. Согласно экономическому учению физиократов, ссудный процент:

а) допустим только в сельском хозяйстве;

б) не допустим;

в) не должен регулироваться;

г) должен регулироваться государством.

3. В основе позиции денежного либерализма лежал принцип:

а) государственного регулирования денежного обращения;

б) подчинения рыночных механизмов денежного обращения;

в) государственной политике;

г) в государственной валютной монополии

свободы торговли и невмешательства государства в рыночные отношения.

4. Понятие о комплементарности производительных благ в экономическую теорию ввел:

а) К. Менгер;

б) Е. Бем-Баверк;

в) Дж.Б. Кларк;

г) А. Маршалл.

5. Укажите, какая экономическая школа из ниже указанных считала предметом своей науки богатство страны:

а) марксизм;

б) монетаризм;

в) классическая экономическая школа;

г) физиократы;

д) меркантилизм;

е) кейнсианство.

6.Сколько школ выделяют в направлении экономической науки «маржинилизм»

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5.

7. Направление в экономической науке, рассматривающее экономические

отношения в их взаимосвязи с отношениями социальными, политическими и

a) духовными:

б) кейнсианство;

в) маржинализм;

г) институционализм.

8. Основатель институционализма:

а) К. Маркс;

б) Ф. Энгельс;

в) Дж. Коммонс;

г) Нет правильного варианта ответа.

9. Основатель монетаризма:

а) М. Фридмен;

б) Дж. М. Кейнс;

в) К.Маркс;

г)Л.Вальрас.

10. Предметом истории экономических учений является:

а) хронологическое описание попыток создания все более точных и правильных экономических воззрений;

б) изучение эволюции взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ;

в) изучение общей направленности эволюции экономической науки;

V. Контрольные вопросы

1) Какой этап стал завершающим этапом эпохи экономических учений до рыночной экономики

________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Кому из экономистов принадлежит работа «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению»?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какая школа экономистов–мыслителей является родоначальницей теории предельной полезности

________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Что является предметом изучения меркантилизма

________________________________________________________________________________________________________________________________

5) На исследовании чего базируется маржинализм (маржинальная экономическая теория)?

________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. спрос, предложение, ЭЛАСТИЧНОСТЬ

I. Дайте определение понятиям:

1. Спрос - это

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Величина спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кривая спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Закон спроса -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Рыночный спрос -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Эффект дохода -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Эффект замещения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Взаимозаменяемые товары -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Взаимодополняемые товары -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Товар Гиффена -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Предложение -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Кривая предложения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Закон предложения -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Принцип убывающей предельной полезности -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Рыночное равновесие -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Эластичность -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Вопросы для размышления.

1. Что включает в себя рыночный механизм? Каковы условия работы рыночного механизма?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства покупают товары. Из всего предложенного на рынке ассортимента потребитель принимает решение в пользу некоторой комбинации из этих товаров. Структура спроса каждого домашнего хозяйства достаточно индивидуальна и может сильно отличаться от других домашних хозяйств. Покажите различия в структуре спроса двух домашних хозяйств:

а) холостяка в возрасте 25 лет, интересующегося спортом и имеющего доход в 2000долларов в месяц;

б) отца семейства в возрасте 40 лет, имеющего двух детей, определенные политические симпатии и месячный доход в 2000 долларов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как эластичность предложения по цене зависит от фактора времени? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Верно ли данное утверждение «Если спрос на товар падает, новая равновесная цена будет всегда расти при прочих равных условиях»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 1992 г в Москве за год в наибольшей степени подорожал самый дешевый поначалу продукт – рыба (в 27,4 раза). На второе место вышел сахар (рост цен в 19 раз) и на третье место – молоко (рост цен в 9,3 раза). Цены же на самый дорогой изначально продукт – мясо повысились в наименьшей мере, лишь в 3,1 раза. Почему так произошло?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Задачи/упражнения.

1. Допустим, функции спроса на компакт-диск знаменитой певицы равна:

первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации - student2.ru

Функция предложения задана уравнением:

первые важнейшие экономические школы мировой цивилизации - student2.ru ,

где: Р – цена в рублях,

Qd и Qs – величины соответственно спроса и предложения в тысячах штук в месяц.

а) Найдите равновесную цену.

б) Как изменится рыночное равновесие, если правительство зафиксирует цену на уровне не ниже 60 р.?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Раньше в нашей стране джинсы считались молодежной одеждой – их носили в основном юноши и девушки. Сегодня джинсы часто можно увидеть не только на людях зрелого возраста, но и на пенсионерах. Отразите это явление графически – при помощи кривой спроса и объясните.

Р

(цена)

Q (количество)

3. Как повлияет каждое из следующих событий при всех других равных условиях на спрос жителей конкретной страны на натуральный сок местного производства?

1. выросли цены на газовые напитки;

2. упали цены на импортные консервированные соки;

3. появление на местном рынке новой марки водки;

4. Используя данные таблицы, ответьте, что будет иметь место: избыточный спрос или избыточное предложение, когда: а) цена равна 12 руб., б) цена равна 18 руб.?

Цена, руб. Объем спроса Млн. шт. в год Объем предложения, млн. шт. в год

5. Функция предложения на говядину имеет вид: QD = 30 – P, где QD – величина спроса на говядину за день (кг), а Р – цена за один килограмм. Функция предложения описана следующим уравнением: QS = 15 + 2P, где QS – величина предложения за день (кг).

1. построить графики спроса и предложения;

2. найти равновесный объём и равновесную цену на мясо;

3. какая ситуация возникнет на рынке мяса, если цена установится на уровне 3 ден.ед. за кг? Решить алгебраическим методом;

4. найти эластичность спроса и предложения в точке равновесия.

IV. Тестовые задания

1. Кривая рыночного спроса демонстрирует:

а) увеличение потребления товара при увеличении его цены;

б) увеличение потребления товара, если он стал более модным;

в) уменьшение потребления товара при сокращении доходов населения;

г) уменьшение потребления товара при увеличении его цены.

2. Товар Гиффена – это благо, на которое:

а) спрос растет при росте денежного дохода потребления;

б) объем спроса растет при росте его цены;

в) спрос растет при поведении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;

г) спрос не изменяется при изменении его цен.

3. Кривая спроса сместилась влево. Это значит, что повысилась:

а) доходы потребителей;

б) налоги на потребителей;

в) число потребителей;

г) предложение товара.

4. Кривая предложения сместилась вправо. Это значит, что повысились:

а) налоги на производство данного продукта;

б) спрос на данный продукт;

в) эффективность производства данного продукта;

г) цены на исходные ресурсы.

5. Какой из приведенных ниже факторов, не влияет на эластичность спроса:

а) наличие товаров-заменителей;

б) возрастной состав населения;

в) размер дохода покупателя;

г) качество товара.

6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размеров или распределения социального дохода;

в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей.

Наши рекомендации