Тема 24. Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства
Цели:
- рассмотреть сущность протекционизма;
- познакомиться с основными моментами фритредерства;
- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Сущность и структура всемирного хозяйства, его единство и противоречия.
2. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса.
3. Мировой рынок и эффективность разделения труда
- Экономические аспекты глобальных проблем современности
Методические указания:
Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).
Тест
1) Формой международной экономической интеграции не является:
A) таможенный союз;
B) зона свободной торговли;
C) общий рынок;
D) двустороннее торговое .
2) Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности – это:
A) международное разделение труда;
B) международное кооперирование;
C) международная концентрация производства;
D) международная интеграция.
3) Основная часть экономически активного населения развитых стран занята:
A) в сельском хозяйстве;
B) в строительстве;
C) в сфере услуг;
D) в промышленности.
4) Международная миграция капиталов:
A) кредитование международной торговли;
B) оплата за импортные товары и услуги в валюте;
C) получение прибыли зарубежными фирмами;
D) встречные инвестиции между странами.
5) Национальный протекционизм в первую очередь реализуется путем:
A) количественных ограничений экспорта;
B) установления высоких таможенных пошлин;
C) установления низких таможенных пошлин;
D) количественных ограничений импорта.
6) Основные сдвиги в структуре экономики развитых стран во второй половине XX в.
A) увеличение доли сельского хозяйства в структуре ВВП;
B) рост сферы услуг;
C) увеличение доли промышленного производства в структуре ВВП;
D) существенных сдвигов не происходило.
7) Сторонники протекционизма утверждают, что он необходим для…
A) укрепления демократических институтов;
B) открытости национальной экономики;
C) увеличения внутренней занятости;
D) заключения новых торговых сделок.
8) Особенность, делающая компанию транснациональной –
A) производство товаров в зарубежных странах;
B) предоставление коммерческих кредитов другим странам;
C) продажа товаров в зарубежных странах;
D) привлечение на работу специалистов из разных стран.
9) Основной компонент в российском экспорте в страны Западной Европы:
A) сельскохозяйственная продукция;
B) промышленная продукция;
C) топливно-сырьевые ресурсы;
D) машины и оборудование.
10) Основным побудительным мотивом участия страны в МРТ является:
A) получение доступа к новым технологиям и знаниям;
B) передел сфер влияния между странами;
C) получение экономических выгод;
D) доступ к источникам сырья и энергии.
Тема 25. Теория международной торговли
Цели:
- рассмотреть процесс распределения доходов;
- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.
2. Теория внешней торговли Хекшера –Олина, возможности ее применения.
- Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли
Методические указания:
Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).
Тест
1) Базовым показателем внешней торговли является …
A) внешнеторговый оборот;
B) реальный валютный курс;
С) состояние платежного баланса;
D) объем вывезенного капитала.
2) В соответствии с теорией внешней торговли Хекшера – Олина страны экспортируют те товары, в производстве которых …
A) требуется интенсивно использовать относительно избыточные факторы производства;
B) требуется интенсивно использовать относительно дефицитные факторы производства;
C) имеется абсолютное преимущество;
D) имеется сравнительное преимущество.
3) Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна В может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, также используя одну единицу ресурсов. В этом случае:
A) страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;
B) страна В будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;
C) страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;
D) страна В не будет экспортировать и импортировать уголь.
4) Принцип сравнительного преимущества был впервые сформулирован:
A) Адамом Смитом;
B) Давидом Рикардо;
C) Альфредом Маршаллом;
D) Василием Леонтьевым.
5) Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, она:
A) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;
B) имеет сравнительное преимущество в его производстве;
C) производит его в больших количествах.
6) Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, она:
A) производит его в больших количествах, чем другие страны;
B) производит его с меньшими издержками;
C) производство данного товара ей обходится дешевле, чем производство других товаров.
7) Форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на сонове МРТ и выражающая их взимную экономическую зависимость – это:
A) меркантилизм;
B) свободная тоговля;
C) международная торговля;
D) естественная свобода;
E) нет верного ответа.
8) Чтобы определить возможность взаимовыгодной торговли между странами А и В, производящими товары X и У, в соответствии с теорией сравнительных преимуществ, необходимо оценить:
A) соотношение издержек производства товара X в странах А и В и соотношение издержек производства товара У в этих странах;
B) соотношение издержек производства товаров X и У в стране А и соотношение издержек производства товаров X и У в стране В до установления торговых отношений между странами;
C) абсолютные величины издержек производства товаров X и У в двух странах;
D) нет верного ответа.
9) Какое из перечисленных утверждений, характеризующих теорему Хекшера—Олина, неверно?
A) страна считается обеспеченной фактором производства в избытке, если соотношение между его количеством и остальными факторами в данной стране выше, чем в остальном мире;
B) страны импортируют продукты, в производстве которых интенсивно используются избыточные для них факторы;
C) межстрановые различия в сравнительных издержках объясняются неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства и различным соотношением факторов, используемых в производстве разных товаров;
D) страны импортируют товары, в производстве которых интенсивно используются дефицитные для них факторы.
10) Страна А, используя все имеющиеся ресурсы, может произвести 200 товаров X или 350 товаров У. Страна В может произвести 450 товаров X или 600 товаров У. В этом случае:
A) взаимовыгодная торговля между странами невозможна;
B) страна А будет специализироваться на производстве товара X и экспортировать его в страну В;
C) страна А после установления торговых отношений будет импортировать товар X;
D) страна В после установления торговых отношений будет экспортировать товар У.
Тема 26. Торговая политика
Цели:
- изучить уровень защитного тарифа;
- рассмотреть виды эффектов тарифа;
- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Торговая политика. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов.
2. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.
- Нетарифные ограничения в международной торговле
Методические указания:
Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).
Тест
1) Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:
A) защиты нарождающихся отраслей от иностранной конкуренции;
B) повышения уровня занятости в стране;
C) предотвращения демпинга;
D) обеспечения национальной безопасности страны;
E) всего, что перечислено выше.
2) Какая из следующих форм государственного регулирования внешнеэкономических связей не является существенным препятствием для свободы торговли:
A) импортная пошлина;
B) «добровольное» ограничение экспорта;
C) импортная квота;
D) лицензии на экспорт и импорт;
E) ни одна из вышеперечисленных.
E)
3) В виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта устанавливается _____ пошлина.
A) специфическая;
B) адвалорная;
C) комбинированная;
D) компенсационная.
4) В зависимости от степени обработки товара наиболее низкая ввозная пошлина будет применятся к …
A) стриженной шерсти для производства пряжи;
B) моткам шерстяных ниток для ручного вязания;
C) упаковкам шерсти ниток для производства;
D) трикотажным изделием из шерсти.
5) Известно, что размер ввозной таможенной пошлины на сыры и творог составляет 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1кг. Это пример описания ______ пошлины.
A) комбинированной;
B) специфической;
C) адвалорной;
D) сезонной.
6) Примером тарифного регулирования является …
A) повышение пошлин за вывоз леса;
B) введение количественных ограничений по вывозу леса;
C) субсидирование предприятий, занятых деревообработкой;
D) государственные закупки леса по установленным расценкам.
7) К тарифным барьерам внешней торговли не относят …
A) пограничный налог;
B) импортную пошлину;
C) экспортную пошлину;
D) транзитную пошлину.
8) К нетарифным барьерам внешней торговли не относят …
A) импортные и экспортные пошлины;
B) лицензирование;
C) квотирование;
D) портовые, статистические, фитосанитарные сборы.
9) К нетарифному методу регулирования внешней торговли не относят …
A) импортные пошлины;
B) лицензирование;
C) квотирование;
D) демпинг.
10) К характеристикам адвалорной пошлины не относят …
A) применение для однородных групп товаров;
B) аналогичность ее пропорциональному налогу;
C) применение к товарам, имеющим разные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;
D) необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.
Тема 27. Платежный баланс
Цели:
- рассмотреть дефицит баланса;
- изучить кризис платежного баланса;
- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала
- Взаимосвязь счетов платежного баланса. Колебания валютного курса как инструмент автоматического урегулирования платежного баланса
Методические указания:
Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).
Тест
1) Если в стране сохраняется устойчивый дефицит по счету текущих операций, то правительство должно:
A) продолжать финансирование этого дефицита, занимая средства у других государств и МВФ;
B) ввести налог на импорт, субсидировать экспорт и девальвировать национальную валюту;
C) увеличить импорт и сократить экспорт таким образом, чтобы увеличить приток денег в экономику;
D) повысить обменный курс национальной валюты для того, чтобы увеличить экспорт.
2) Допустим, что страна импортирует товаров и услуг больше, чем экспортирует. Тогда:
A) это не окажет воздействия на номинальный ВВП;
B) чистые зарубежные активы этой страны увеличатся;
C) баланс по текущим операциям будет сводиться с положительным сальдо;
D) реальный ВВП сократится.
3) Если правительству необходима иностранная валюта для оплаты импорта, но нет возможности продавать активы или занимать средства за рубежом, то наиболее целесообразно:
A) занимать валюту в Центральном банке;
B) производить и продавать больше товаров другим странам;
C) повысить налоги и покупать иностранную валюту на валютных рынках;
D) сократить государственные закупки отечественной продукции и полученные от этого средства использовать для оплаты импорта;
E) не предпринимать ничего из вышеперечисленного, так как без продажи активов или зарубежных займов задача неразрешима.
4) Какое из следующих утверждений является неверным?
A) если импорт страны снижается по сравнению с ее экспортом, то сальдо текущего счета платежного баланса окажется отрицательным;
B) экспорт товаров и услуг из одной страны служит им портом для другой;
C) если местные резиденты продают товары иностранцам, то экспорт из страны увеличивается;
D) если американцы покупают акции немецкой промышленной фирмы, то зарубежные активы США увеличиваются;
E) одно из вышеперечисленных утверждений неверно.
5) Если страна А продает стране В новую буровую вышку, то эта операция будет отражена в платежном балансе страны А как:
A) увеличение актива текущего счета;
B) сокращение актива текущего счета;
C) сокращение актива счета капитала и финансовых инструментов;
D) увеличение актива по финансовому счету;
E) операция с официальными валютными резервами.
6) Если житель страны А покупает облигацию государственного казначейства страны В за 100 тыс. долл., то эта операция отражается в платежном балансе страны В как:
A) уменьшение актива по финансовому счету;
B) увеличение актива по финансовому счету;
C) уменьшение актива по текущему счету;
D) увеличение актива по текущему счету;
E) операция с официальными валютными резервами.
7) Если чистый экспорт положителен, то какое из нижеперечисленных утверждений окажется неверным?
A) объем внутреннего выпуска превышает объем внутренних расходов;
B) внутренние сбережения превышают внутренние инвестиции;
C) имеется дефицит текущего счета платежного баланса;
D) возможен дефицит платежного баланса по счету капитала и финансовых инструментов;
E) одно из вышеперечисленных утверждений неверно.
8) Что из нижеперечисленного является неверным?
A) положительное сальдо по финансовому счету возникает в том случае, когда внутренние инвестиции превышают внутренние сбережения;
B) сумма сальдо текущего и финансовых счетов платежного баланса равна величине чистого экспорта;
C) сальдо текущего счета платежного баланса равно величине чистого экспорта;
D) из основного макроэкономического тождества следует, что если экономика находится в состоянии равновесия, то сальдо текущего счета и финансового счета, при прочих равных условиях, равны по величине.
9) Если объем выпуска составляет 1000, а внутренние расходы на покупку всех отечественных и импортных товаров и услуг составляют 900, тогда величина чистого экспорта будет равна:
A) -100;
B) 1900;
C) 100;
D) 0;
E) для расчета недостаточно информации.
10) Чистый экспорт:
A) положительно зависит от ставки процента и ВВП;
B) отрицательно зависит от ВВП, но положительно от ставки процента;
C) отрицательно зависит как от ставки процента, так и от ВВП;
D) положительно зависит от ВВП, но совершенно не зависит от ставки процента.
Тема 28. Валютный курс
Цели:
- рассмотреть сравнительную эффективность режимов валютного курса;
- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.
Вопросы, выносимые на СРС:
1. Валютный рынок. Системы гибких и фиксированных валютных курсов.
- Соотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе
Методические указания:
Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).
Тест
1) «Цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах – это …:
A) валютный курс;
B) конвертируемость валюты;
C) валютный паритет.
2) Соотношение между национальными валютами по их покупательной способности – это …
A) паритет покупательной способности;
B) валовой национальный доход;
C) валовой внутренний продукт.
3) Что из перечисленного способствует повышению обменного курса национальной валюты (при прочих равных условиях):
A) снижение процентных ставок в данной стране;
B) повышение процентных ставок за рубежом;
C) повышение в данной стране уровня цен;
D) повышение в данной стране уровня производительности труда.
4) Валютный курс является обменным, если он показывает:
A) сколько единиц отечественной валюты можно получить в обмен на иностранную;
B) сколько единиц иностранной валюты можно получить в обмен на отечественную;
C) относительную цену товаров, произведенных в стране.
5) Если темпы роста денежной массы в Японии ниже, чем темпы роста денежного предложения в США, то это приведет к:
A) росту уровня инфляции в Японии;
B) снижению обменного курса цены относительно доллара;
C) снижению обменного курса доллара относительно цены;
D) снижению уровня инфляции в США;
E) снижению чистого экспорта из США.
6) Если государственные расходы в малой открытой экономике увеличиваются, то:
A) объем национальных сбережений снижается и равновесный реальный валютный курс падает;
B) объем национальных сбережений снижается и равновесный реальный валютный курс увеличивается;
C) объем национальных сбережений увеличивается и равновесный реальный валютный курс возрастет;
D) объем национальных сбережений увеличивается и равновесный реальный валютный курс снижается;
E) изменения величины национальных сбережений и равновесного реального валютного курса не связаны друг с другом.
7) Удешевление доллара означает, что:
A) импортируемые в США товары дешевеют для американских потребителей;
B) на зарубежных товарных рынках доллар обладает большей покупательной способностью;
C) экспорт из США становится менее дорогим для иностранцев;
D) экспорт из США становится более дорогим для иностранцев;
E) возникает иная ситуация, не описанная выше.
8) Если валютные курсы абсолютно гибкие, то увеличение совокупного выпуска в США:
A) приводит к увеличению спроса на доллар, поэтому он дешевеет относительно других валют;
B) вызывает увеличение импорта и способствует возникновению дефицита текущего счета платежного баланса США;
C) приводит к сокращению расходов на отечественные и импортные товары, поэтому платежный баланс США улучшается;
D) не изменяет стоимости доллара за рубежом, так как экспорт при этом увеличивается, а импорт сокращается.
9) Как может повлиять на объем экспорта и импорта страны заметное снижение цены ее национальной валюты на международных валютных рынках?
A) экспорт и импорт снизятся;
B) экспорт и импорт возрастут;
C) экспорт возрастет, а импорт снизится;
D) экспорт снизится, а импорт возрастет;
E) существенно не изменится ни экспорт, ни импорт.
10) Предположим, что цена немецкой марки сократилась с 0,5 долл. за одну марку до 0,4 долл. за одну марку. В этом слу чае цена магнитофона в долларах, продаваемого в Германии за 150 марок:
A) снизится на 10 долл.;
B) снизится на 7,5 долл.;
C) снизится на 15 долл.;
D) возрастет на 15 долл.;
E) возрастет на 10 долл.
Литература для изучения тем с 15 по 28:
1. Анисимов А. А. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев, О.Б. Тихонова .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
2. Басовский Л.Е. Макроэкономика [Текст] : учебник/ Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская .- М. : ИНФРА-М, 2012.- 202 c.- (Высшее образование).
3. Бродский Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций [Текст] /Б.Е. Бродский, М.:ИНФРА-М, Магистр, 2012.- 336с.
4. Золотарчук В.В. Макроэкономика [Текст]: учебник/ В.В. Золотарчук. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 608 с.
5. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень [Текст] : учебное пособие/ С.Н. Ивашковский .- 5-е изд.- М. : Дело, 2010.- 440 c.
6. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ Б.Т. Кузнецов .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
7. Макроэкономика - 1[Текст]: учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - (высшее образование: бакалавриат)., (Гриф).- М.:ИНФРА-М., 2012.-110с.
8. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).
9. Макроэкономика [Текст]: учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., 9-е изд., пер. и доп М.:Издательство Юрайт, 2013.-686с.
10. Серегина С.Ф. Макроэкономика. Комплект в 2-х томах. Учебник и сборник задач и упражнений [Текст]: Учебник для бакалавров / Серегина С.Ф., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 681с.