Вопрос 8. Определение цены и объема производства
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии (рис). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
Источники получения при были фирмой при монополистической конкуренции:
♦ Вывод на рынок уникального товара.
♦ Благоприятное расположение фирмы.
♦ Маркетинговые барьеры.
♦ Применение передовой технологии.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Графически долгосрочное равновесие выглядит так (рис.32).
Точка А — точка долгосрочного равновесия.
Кривая D— касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
Характеристика рыночного равновесия монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:
Q* Q |
♦ Цены выше минимальных средних долгосрочных издержек, что приводит к наличию излишних производственных мощностей.
♦ Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть.
Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.
Вопросы для самоконтроля
1. Насколько верно утверждение: чем выше монопольная власть, тем больше прибыль?
2. Верно ли утверждение, что в сравнении с конкурентной отраслью чистая монополия всегда оборачивается более высокими ценами и меньшим объемом выпуска?
3. В чем сходство и отличие монополистической конкуренции от рынка совершенной конкуренции и монополии?
4. В чем заключается специфика олигополии?
5. В чем отличие ценовой конкуренции при монополистической конкуренции и олигополии?
Литература:
1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).
2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 576 с.
3. Микроэкономика 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 543с.
4. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.
5. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).
Тема 13. Ценообразование на факторы производства
Цели:
1. рассмотреть основные понятия по теме, ознакомить с источниками ценообразования факторов производства;
2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к ценообразованию;
3. пробудить интерес к предмету, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.
Ключевые слова:предложение труда, предложение земли, предложение капитала, дисконтирование, основной капитал, оборотный капитал, номинальная заработная плата, промышленный капитал, равновесная ставка зарплаты, реальная ставка, рынок труда, ссудный капитал, ставка зарплаты, ставка процента, цена труда, экономическая рента
Вопросы:
1. Особенности ценообразования на рынке труда.
2. Формирование цены на землю
3. Процент как цена капитала.
Вопрос 1. Особенности ценообразования на рынке труда
Труд — своеобразный товар, потому что продается не наемный работник, а его рабочее время, а оно имеет естественные пределы и должно быть меньше 24 часов, т.к. необходимо время для отдыха, для восстановления способности работника к труду.
Спрос на фактор производства — труд предъявляют фирмы и он является производным от спроса на их продукцию, поэтому спрос на данный фактор зависит от спроса на продукт, производимый в данной отрасли.
Предложение фактора производства — труд поставляют на рынок домохозяйства — это количество часов, которое индивиды желают отработать для получения заработной платы.
Предложение труда зависит от следующих главных факторов:
♦ уровня заработной платы (цена на труд);
♦ доли занятых в производстве от общей численности населения;
♦ демографических факторов (семейное положение, возраст, пол, образование).
Кривая предложения труда имеет положительный наклон и отражает зависимость между уровнем заработной платы и числом рабочих часов в день.
Это объясняется тем, что с ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха, поэтому рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.
На рисунке показаны три этапа роста заработной платы.На первом этапе рост заработной платы приводит к увеличению числа рабочих часов, эффект замещения превышает эффект дохода.
На втором этапе рост заработной платы не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, наемный работник работает столько же часов, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода.
И, наконец, на третьем этапе повышение зарплаты ведет к сокращению рабочего дня, эффект замещения меньше эффекта дохода.
Предельная доходность труда равняется предельному доходу фирмы, умноженному на предельный продукт труда:
MRPL =MRxMPL,
где MRPL — предельная доходность труда; MR — предельный доход; MPL — предельный продукт труда.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене выпуска: MR = Р. Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельная доходность труда не будет равна заработной плате (MRPL = w), т. е. до тех пор, пока предельный доход от использования фактора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой (зарплате).
Сам уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален. Предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.
Для фирмы выгодно нанимать работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т. е. с зарплатой: MRP = MRC = w
Государственное регулирование ценообразования на рынке трудаприводит к изменению в спросе и предложении на труд, что отражается на размере минимального уровня заработной платы.
Цель государственного регулирования минимального уровня заработной платы состоит в:
♦ повышении доходов низкооплачиваемых работников;
♦ увеличении покупательной способности населения;
♦ выравнивании условий деятельности фирм.
Последствия государственного регулированияминимального уровня заработной платы неоднозначны:
♦ рост минимального уровня заработной платы → снижению факторного дохода квалифицированного труда → сокращению занятости → росту безработицы среди квалифицированных работников;
♦ рост минимального уровня заработной платы приводит к росту издержек по использованию труда → росту заработной платы низкоквалифицированного труда → уходу с рынка неэффективных фирм, использующих в большом количестве низкоквалифицированный труд → рост эффективности → рост заработной платы квалифицированных работников.