Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Костанайский филиал

Кафедра экономики

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры экономики

Протокол № 1 от «26» 08 2016г.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Экономическая теория»

Костанай 2016г.

Краткий конспект лекций по дисциплине составлен:

Бизиковой Т. А., ст. преподавателем _______________

Краткий конспект лекций по дисциплине обсужден на заседании методической комиссии кафедры экономики

Протокол № 1 от «26» 08 2016г.

Председатель метод. комиссии __________________ А. А. Маланьина

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Цели:

1. ознакомить студентов с понятиями предмета и метода экономической теории, рассмотреть ее основные функции и задачи;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к экономике в целом;

3. пробудить интерес к предмету в целом и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:экономика, экономическая теория, экономикс, политическая экономия, экономические категории, экономические законы, экономические принципы, метод, методология

Вопросы:

1. Экономическая теория и политическая экономия, их предмет.

2. Функции и задачи экономической теории.

3. Метод экономической теории.

Тема 2. Экономические системы и их сущность

Цели:

1. рассмотреть понятие « система», определить сущность и метод экономических систем;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам экономических систем;

3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности.

Ключевые слова:Система, экономическая система, закрытая экономическая система, открытая экономическая система, доиндустриальная экономическая система, индустриальная экономическая система, постиндустриальная экономическая система, производительные силы, экономические отношения, смешанная экономика, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика

Вопросы:

1. Понятие экономической системы общества.

2. Теории экономических систем.

Вопрос 1. Понятие экономической системы общества

Система (греч. – «составление, соединение частей») – объективное единство закономерностей, связанных друг с другом явлений, а также знаний о природе и обществе.

Система характеризуется следующими свойствами:

1. Она есть совокупность элементов;

2. Для нее характерно наличие существенных связей между элементами;

3. Ей присуща определенная организация;

4. В результате взаимодействия ее элементов возникают интегративные свойства, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

Эта общая характеристика систем используется и при анализе экономических систем.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Это сложная система, взаимодействующих между собой элементов, составляющих единое целое.

Экономика - сложная многоуровневая система. Различают несколько устойчивых уровней экономики: элементарные экономики, предприятия и домашние хозяйства, рынки, национальные экономики, общемировая экономика.

Элементарными называются экономические системы, связью между элементами которых является труд (человек и объекты). На втором уровне организации экономических систем располагаются предприятия (фирмы) и домашние хозяйства (семьи). Предприятия и домашние хозяйства взаимодействуют на рынках. Под рынками понимают совокупность сделок с одним товаром на территории, в пределах которой поиски контрагентов эффективны. Национальной экономикой называется взаимосвязь рынков, ограничиваемая государством как территориально, так и путем централизации. Всемирная экономика представляет собой взаимосвязь национальных экономик.

Экономическая система и ее элементы

Экономическая система имеет внутреннюю структуру. Общие моменты любой экономической системы приведены в схеме № 1.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Теория прав собственности

Юридическое содержание собственности характеризуется правомочиями. Права собственности – это совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ.

Для реализации прав собственности очень важна спецификация прав собственности.

Спецификация прав собственности - это определение субъекта, объекта собственности и способов наделения ею, определение правомочий собственника.

Согласно экономической теории прав собственности, не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурсов.

Полный «пучок прав» состоит из 11 элементов (А.Оноре):

1. право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

2. право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5. право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ;

6. право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. право на передачу благ в наследство;

8. право на бессрочность обладания благом;

9. запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

10. право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, они - ничьи, никому не принадлежат или, что одно и то же – принадлежат всем, ибо имеется свободный доступ к ним. Объектом собственности являются экономические ресурсы, которые всегда ограничены. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Смысл и цель спецификации – создать условия для приобретения прав собственности на ресурсы теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Вопрос 2. Экономические отношения, их содержание и структура. Экономические интересы

Экономические отношения – это определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства.

Их можно классифицировать по формам воспроизвод­ства, тогда среди них выделяется

· группа отношений непосредствен­ного производства,

· распределительного отношения,

· отношения об­мена

· отношения потребления.

Если учитывать уровни развития собственности, то следует останавливаться на

· экономических отно­шениях государственного сектора экономики,

· частных экономичес­ких отношениях,

· отношениях малого бизнеса,

· экономических отно­шениях домохозяйств,

· семейных отношениях и т.д.

В системе производственных отношений можно выделить два крупных блока: организационно-экономические и социально-эко­номические.

Организационно-экономические отношения - это отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе организации производства.

Социально-экономические отношениявыражают отношения между людь­ми посредством их отношения к вещам и благам.

Понятие "интерес" означает отноше­ние человека к вещи, предмету как к чему-то для него ценному, при­влекательному.

В основе интересов лежат потребности людей.

Потребность – нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности.

Реа­лизуются интересы через определенные мотивы деятельности.

Если принять во внимание масштаб проявле­ния интересов, то различают личный, коллективный и обществен­ный интересы.

Экономические интересы тесно связаны с экономическими отно­шениями, а через них с отношениями собственности.

Вопрос 2. Функции рынка

К важнейшим функциям относятся:

· Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены, в результате производство начинает сокращаться

· Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

· Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними),

· Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.

· Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Вопрос 3. Структура рынка

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики Экономическая структура рынка определяется.

· формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

· структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

· особенностями сферы товарного обращения;

· уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

· видами торговли, используемыми в стране.

Рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки материальных благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки товаров производственного назначения;

• рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;

• рынки сырья и материалов и т.д.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

•национальные;

• международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные;

• нелегальные «теневые», «черные» и т д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

· товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;

· рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;

· рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

· рынки недвижимости;

· орудий труда;

· сырья и материалов;

· энергетических ресурсов;

· полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

· рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

· кредитные рынки;

· рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.;

· валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики.

В литературе существуют различные подходы и критерии оценки рынка. Например, в известном учебнике "Общая экономическая теория (политэкономия)" под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой выделяются следующие типы рынков: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Первый из названных типов рынка возник на начальном этапе становления товарного производства. Обмен между производителями носил случайный характер, преимущественно в товарной или бартерной форме. На этом этапе под воздействием мотиваций в росте производства нужных потребителям товаров, а также общественного разделения труда происходит дифференциация между членами общества на богатых и бедных.

Следующий тип - свободный рынок. Его называют еще и классическим. Для него характерны:

- неограниченное количество участников рыночных отношений;

- свободный выбор всеми членами общества видов деятельности;

- наличие свободной конкуренции между производителями;

- движение факторов производства без особых ограничений.

Основу регулируемого типа рынка составляют свободное предпринимательство и воздействие на него государства. Свободная хозяйственная деятельность, основываясь на инициативном, творческом, а порой и рисковом труде, наряду с преимуществами, предполагает определенные социально-экономические последствия. Задача государства - снять или как-то ограничить эти негативные последствия. В связи с этим в ход пускаются различные экономические рычаги: цена, прибыль, госзаказ, налоги и т.п.

Деформированный тип рынка чаще всего характеризуется чрезмерным государственным вмешательством в рыночный механизм саморегулирования. Он существует сам по себе и с помощью присущих ему основных элементов (прибыль, цена, конкуренция, спрос, предположение и др.), обеспечивает развитие экономики. Государство должно поддерживать это развитие, используя свои демократические рычаги для достижения оптимума между регулирующим воздействием и рыночным механизмом.

Изменение спроса

Изменение "спроса" и "величины спроса" - не одно и то же. Увеличение спроса означает на графике сдвиг кривой спроса вправо вверх (рис. 2). Увеличение же "объема спроса" означает, что кривая спроса не двигается на графике, а происходит перемещение от точки к точке, вдоль одной и той же кривой (меняется комбинация).

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Когда спрос увеличивается, покупатели желают приобрести больше, чем прежде, по тем же ценам, и (или) желают «платить больше» за то же самое количество товара.

Когда спрос уменьшается, покупатели желают приобретать меньше, чем прежде «по тем же ценам», или «желают платить меньше» за то же самое количество товара.

Факторы, оказывающие определяющее воздействие на спрос потребителя:

- цены взаимосвязанных товаров;

- доходы потребителей;

- вкусы потребителей;

- ожидаемые в будущем цены.

Кривая спроса "сдвигается", когда происходит изменение какого-либо из факторов, влияющих на объем спроса (кроме цены данного товара). Сдвиг кривой спроса приводит к изменению равновесной цены и равновесного объема.

Цены взаимосвязанных товаров

Взаимозаменяемые товары (субституты) – это товары, заменяющие данный товар в потреблении, например: рыба и цыплята.

Взаимодополняемые (комплементарные) товары – это товары, дополняющие данный товар в потреблении, например: автомобиль и бензин; молоток и гвозди.

В то время как повышение цены на товар – субститут сдвигает кривую спроса на данный товар вправо, повышение цены на дополняющий товар сдвигает кривую спроса влево. В основном товары - это товары-субституты.

Доходы потребителей

Нормальный товар – это такой товар, объем спроса, на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены. Низший товар, или низшее благо – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.

Поездка на автобусе – низшее благо, по мере роста дохода, потребители переключаются с поездок на автобусе на поездки в собственном автомобиле.

Ожидаемые в будущем цены

Например, объем спроса на автомобили в данном месяце может быть выше при любой данной цене, если ожидается рост цен на автомобили в следующем месяце.

Тема 8. Теория потребления

Цели:

1. ознакомить студентов с основными понятиями по теме, выявить взаимосвязь бюджетного ограничения и потребительского предпочтения;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к потреблению;

3. пробудить интерес к предмету в целом и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:полезность, общая полезность блага, предельная полезность, потребительский выбор, кривая безразличия, карта безразличия, бюджетная линия, бюджетное ограничение

Вопросы:

1. Потребительский выбор и его особенности.

2. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия

3. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя.

Тема 9. Теория производства

Цели:

1. овладеть основными понятиями по теме, определить свойства производственной функции, рассмотреть эффекты от масштаба производства;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к производству;

3. стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:факторы производства (капитал, труд), производственная функция, изокванта, средний продукт, предельный продукт труда, общий объем продукта, предельный продукт капитала, изокоста, эффект масштаба

Вопросы:

1. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

2. Изокоста и равновесие производителя.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сходство и различие изоквант и кривых безразличия?

2. 2.Что показывает предельная норма технологического замещения?

3. Почему принятие решения о привлечении дополнительных ресурсов обусловлено значениями предельного, а не среднего значения?

4. Взаимосвязь предельного и среднего продукта.

5. В чем суть различия между законом убывающей отдачи и убывающим эффектом масштаба?

Литература:

1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 576 с.

3. Микроэкономика 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 543с.

4. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

5. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

Вопросы для самопроверки

1. В чем различия между экономической и бухгалтерской прибылью?

2. Как взаимосвязаны закон убывающей отдачи и форма кривых VC и AVC?

3. Каковы факторы, влияющие на смещение кривых АТС, AFC, AVC и МС?

4. Как взаимосвязаны AVC и МС и МР и АР?

Литература:

1. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Текст]: учебник для вузов / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм.- М. : Норма, 2007. – 576 с.

2. Николаева, И. П. Экономическая теория [Текст]: учебник / И. П. Николаева.- М.: Проспект, 2008.- 574 с.

3. Иохин, В. Я Экономическая теория [Текст]: учебник / В. Я. Иохин.- М. : Экономистъ, 2007.- 861 с.

4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов.- 2-е изд.- М. : Проспект, 2007.- 535 с

5. Симкина. Л.Г. Экономическая теория [Текст]: Учебник / Л.Г. Симкина.- 2-е изд.- Спб. : Питер, 2007.- 382 с.

Свойства рыночных структур

Признаки Совершенная конкуренция Монополисти­ческая конку­ренция Олигополия Монополия
Количество фирм Очень много Много Несколько Одна
Свобода входа Не ограничена Почти не огра­ничена Ограничена Очень ограни­чена или ис­ключена
Свойства продукции Однородная (полностью стандартизиро­ванная) Дифференциро­ванная Дифференциро­ванная или од­нородная Уникальная
Кривая спроса и его эластич­ность Горизонталь­ная, абсолютная эластичность Отрицательный наклон, но спрос весьма эластичен Отрицательный наклон, спрос менее эласти­чен, но эластич­ность определя­ется реакцией соперников Отрицательный наклон, спрос не эла­стичен
Контроль фир­мы за ценой Отсутствует Некоторый Как правило, больший, чем при монополи­стической кон­куренции Значительный
Примеры Рынки одно­родных благ в Интернете (с оговорками) Производство одежды, обуви Производство легковых автомобилей Транспортиров­ка газа по тру­бопроводам

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы признаки совершенной конкуренции и поведения фирмы?

2. Каков вид кривой спроса на продукцию конкурентной фирмы?

3. Раскройте анализ максимизации прибыли фир­мой в краткосрочном периоде, используя 2 подхода.

4. Каковы условия краткосрочного равновесия фирмы?

Литература:

  1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 576 с.

3. Микроэкономика 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 543с.

4. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

5. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

Тема 12. Рынок несовершенной конкуренции

Цели:

1. ознакомить студентов с основными понятиями по теме, выявить различия между монополией, олигополией и монополистической конкуренцией;

2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к рынку несовершенной конкуренции;

3. пробудить интерес к предмету в целом и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:монополия, чистая монополия, рыночная власть, закрытая монополия, открытая монополия, ценовая дискриминация, дуополия Курно, дифференцировать товара, монополистическая конкуренция, олигополия, ценовой лидер

Вопросы:

1. Чистая монополия: характерные черты.

2. Барьеры для вступления в отрасль.

3. Определение цены и объема производства.

4. Экономические последствия монополии

5. Олигополия: понятие и распространение.

6. Поведение в отношении цены и выпуска.

7. Характеристика рынка монополистической конкуренции.

8. Определение цены и объема производства.

А) Картельное соглашение.

Тайный сговор— форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель— группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой моно­полией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участ­ников картеля, но рост цены сопровождается обязательным сни­жением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максими­зировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

♦ Различия в спросе и издержках.

♦ Число фирм в отрасли.

♦ Внезапный спад деловой активности.

♦ Возможное вступление в отрасль других фирм.

♦ Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по
принципу ценовой дискриминации.

Б) Лидерство в ценах.

Лидерство в ценах (молчаливый сговор) — это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установлен­ные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лиде­ра выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.

Тактика лидера при корректировке цен:

Корректировка цен редка и проводится в случае значитель­ных изменений в издержках.

О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.

Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

В) Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая пре­пятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы вре­менно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики — фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс» (рис.30).

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Рис.30. Ценообразование «издержки плюс»

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добав­ляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощ­ностей (на уровне 75-80%), чтобы иметь возможность амортизи­ровать перепады конъюнктуры.

Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нор­мальную прибыль (рис.).

Р = AVC(1+ k) = AVC + k х AVC,

где k — принятый процент надбавки.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спро­са на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.

Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обес­печить нормальную прибыль.

Индекс цен

Индекс потребительских цен — ИПЦ (consumer price index — CPI), рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года.

ИПЦ статистически подсчитывается как индекс с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Дефлятор ВВП рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше— индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП подсчитывается каждый год:

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Взаимозависимость между номинальным и реальным ВВП (ВНП) выражается формулой:

Тема 1. Предмет и метод экономической теории - student2.ru

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины, по которым показатель ВВПне всегда точ­но характеризует благосостояние нации.

2. Какие из перечисленных ниже сделок будут включены в ВВП,а какие нет? Объясните, почему.

a) Семья продает свою старую квартиру за 200 тыс. руб. и покупает квартиру в только что построенном доме за 250 тыс. руб.

b) Фирма приобретает 10 компьютеров, уже бывших в употреблении, у другой фирмы.

c) Семья покупает акции компании "А" на сумму 10 тыс. руб.

d) Фирма выпускает продукцию на сумму 10 млн долл., половину продает через фирменный магазин, а другую половину хранит на складе.

e) Издательство продает книги, хранившиеся на складе с прошлого года, на сумму 500 тыс. руб.сли часть домохозяек в стране решит устроиться на работу, а для выполнения домашних дел будет нанимать прислугу, отразится ли это на величине ВВП?

3. Введение импортных пошлин повысило цены ввозимых товаров. Как это отразится на стоимости жизни, если для оценки ее изменения использовать:

a) индекс потребительских цен;

b) дефлятор ВВП.

Литература:

  1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

3. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

4. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).

5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Добрынин и др. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 747 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Верны ли следующие утверждения:

a) люди в возрасте от 16 лет и старше относятся либо к кате­гории занятых, либо к числу безработных;

b) естественный уровень безработицы всегда постоянен;

c) при равновесии рынка труда безработица невозможна;

d) если фактический объем производства равен потенциальному, то в экономике нет безработицы;

e) условиях спада производства уровень инфляции может
возрасти или снизиться;

f) если уровень инфляции снижается, то и цены всегда сни­жаются;

g) если цены на нефть возрастают, то реальная заработная
плата снижается.

Литература:

  1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

3. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

4. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).

5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Добрынин и др. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 747 с.

Вопросы для самоконтроля

Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

а) снижение уровня ставки процента (не связанное с измене­нием уровня цен);

б) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

в) рост ставок подоходного налога;

г) увеличение предложения денег в экономике;

д) появление новых технологий;

е) решение правительства о сокращении финансирования со­циальных программ;

ж) сильное землетрясение, повлекшее за собой многочислен­ные разрушения.

Литература:

1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

3. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

4. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).

5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Добрынин и др. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 747 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Верны ли следующие утверждения:

a) динамика и объем сбережений и инвестиций определяются действием одних и тех же факторов;

b) предельная склонность к потреблению и сбережению в долгосрочном периоде зависит, главным образом, от уровня цен;

2. Экономика, находящаяся в состоянии полной занятости, вступает в период высокой ожидаемой инфляции. Какое из следующих утверждений точно описывает вероятный результат?

a) Большинство людей увеличивают сбережения, чтобы лучше подготовиться к росту цен, увеличивая, таким образом, инвестиции, стимулируя экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

b) Большинство людей сокращают сбережения, чтобы увеличить текущее потребление и инвестиции, стимулируя, таким образом, экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

c) Большинство людей увеличивают сбережения, чтобы лучше подготовиться к росту цен, сокращая, таким образом, инвестиции, снижая экономический рост и поддерживая более низкие процентные ставки.

d) Большинство людей сокращают сбережения, чтобы увеличить текущее потребление, сокращая, таким образом, инвестиции, снижая экономический рост и поддерживая более высокие процентные ставки.

Литература:

  1. Войтов А.Г. Экономическая теория [Текст] : учебник/ А.Г. Войтов .- М. : Дашков и К, 2012.- 392 c.- (Учебные издания для бакалавров).

2. Политическая экономия (экономическая теория) [Текст] : учебник/ под общ. ред. д. э. н., проф. В.Д. Руднева .- 3-е изд..- М. : Дашков и К, 2012.- 856 c.

3. Экономическая теория [Текст] : учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 516 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

4. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).

5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. проф., д.э.н. А.И. Добрынин и др. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 747 с.

Тема 20. Денежный рынок

Цели:

1. рассмотреть теории спроса на деньги, определить равновесие на денежном рынке;

2. понять необходимость существования кредитно-денежной политики;

3. пробудить интерес к предмету и к данной теме в частности, стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме.

Ключевые слова:деньги, спрос на деньги, актив, реальные активы, финансовые активы, номинальная ставка, реальная ставка процента, денежная база, норма резервирования депозитов, денежный мультипликатор, равновесие на денежном рынке, кривая спроса на деньги, кривая предложения денег, кредитно-денежная политика

Вопросы:

1. Классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.

2. Модель предложения денег. Кредитная мультипликация. Банковский (депозитный) мультипликатор.

3. Денежная база и денежный мультипликатор. Коэффициент депонирования и норма резервирования. Инструменты денежной политики.

4. Равновесие на денежном рынке.

5. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

6. Передаточный механизм кредитно-денежной полити

Наши рекомендации