Тема 1. Предмет и метод экономической теории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

КУРС: 1

ДИСЦИПЛИНА: Основы экономической теории

Составитель: ст. преподаватель Елжанова Р. К.

Алматы, 2013

Обсуждено на заседании модуля «Экономика в здравоохранении и фармации»

«___»____________ 2013 г. Протокол №

И. о. зав. модулем: Каликов М. А

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

2. Цель:

§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.

§ Закрепить логику и структуру экономической теории.

§ Объяснение взаимоотношений экономической теории с другими науками.

§ Дать сравнительную характеристику экономическим школам и направлениям экономической мысли.

3. Задачи обучения:

§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.

§ Ознакомление студентов с особенностями экономического знания.

§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.

§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.

§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.

§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.

§ Активное участие в ситуационных играх.

4. Основные вопросы темы:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической теории.

2. Экономическая теория как предмет изучения экономики.

3. Методология исследования экономической теории.

4. Экономические законы и экономические категории.

5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, эссе, контрольные тестовые задания.

ЭССЕ НА ТЕМУ: «Великие экономисты прошлого»

6. Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

7. Контроль (тестовые вопросы)

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории?

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека

б) это наука о мотивации поведения человека

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ

г) это наука о наиболее общих законах развития общества в условиях ограниченности ресурсов

д) это наука о том, как управлять денежными ресурсами.

2. Термин «политическая экономия» впервые употребил в заглавии своего труда:

а) Адам Смит

б) Антуан де Монкретьен

в) Аристотель

г) Карл Маркс

д) Альфред Маршал.

3. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:

а) Жана Батиста Сэя

б) Артура фон Хайека

в) Альфреда Маршала

г) Джона Мейнарда Кейнса

д) Пола Самуэльсона.

4. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

а) марксизм

б) меркантилизм

в) кейнсианство

г) классическая политическая экономия

д) монетаризм.

5. Экономическая теория, считавшая, что продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются источником богатства:

а) физиократы

б) меркантилизм

в) монетаризм

г) институцианализм

д) маржинализм.

6. Учение в экономической теории согласно которому, экономический анализ должен включать социальные, этические, правовые и политические проблемы:

а) меркантилизм

б) марксизм

в) и институцианализм

г) монетаризм

д) неолиберализм.

7. Проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на уровне отдельных субъектов экономики изучается в разделе:

а) микроэкономики

б) менеджмента

в) макроэкономики

г) маркетинга

д) мегоэкономики.

8. Понятие метода экономической науки включает в себя:

а) структуру предмета

б) набор фактических данных

в) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств

г) мировоззренческие установки ученого

д) научный инструмент, позволяющий глубже и правильнее понять связи, складывающиеся между хозяйственными процессами.

9. Что раскрывает содержание метода научной абстракции?

а) очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного и преходящего

б) выделение в изучаемых процессах наиболее существенных сторон и отвлечение от всего случайного и второстепенного

в) моделирование экономических процессов

г) постановка экспериментов

д) расчленение изучаемого явления на отдельные элементы.

10. Если экономические обобщения основываются на фактах, то это метод:

а) наблюдения

б) научной абстракции

в) дедукции

г) индукции

д) экономико-математического моделирования.

11. Что такое экономические законы?

а) научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений

б) формализованные представления об экономических явлениях

в) существенные и устойчивые связи в производственных отношениях

г) причинно-следственные связи

д) правовые законы регулирующие экономические отношения.

12. Что такое экономические категории?

а) научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений

б) субъективная оценка понятий

в) упрощенные утверждения

г) причинно-следственные связи

д) формализованные представления об экономических явлениях.

13. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

а) роль государства в экономике

б) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом

в) глобальные проблемы экономического развития человечества

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина

д) механизм ценообразования.

14. Что такое дедукция?

а) исторический подход к экономическим явлениям

б) выведение общих положений, принципов на основе частностей

в) упрощенное утверждение

г) моделирование экономических процессов

д) обоснование частностей на основе общих положений

15. Чем характеризуется метод синтеза?

а) моделирование экономических процессов

б) обоснование частных положений на базе общих

в) постановка экспериментов

г) соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия

д) разделение изучаемого явления на составные части

16. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным?

а) экономические законы действуют по воле людей, люди устанавливают их

б) экономические законы действуют объективно, но люди должны изучать их и использовать их в практической деятельности

в) экономические законы действуют сами по себе, независимо от воли и желаний людей

г) аналогично юридическим законам

д) аналогично законам природы.

17.Экономическая теория изучает:

а) производство и обмен товарами

б) агрегированные экономические процессы

в) использование ограниченных экономических ресурсов

г) механизм реализации капиталов

д) управление общественным процессом.

18.Экономическая теория не изучает:

а) поведение подсистем национальной экономики

б) функционирование мировой экономики в целом

в) функционирование национальной экономической системы в целом

г) поведение отдельных экономических субъектов

д) психологическое поведение субъектов.

19. Возникновение экономической теории как науки:

а) конец XVI в. – начало XVII в.

б) конец XVII в.

в) XIX в.

г) XIV – XV в.в.

д) XVIII – XIX в.в.

20. Появление экономической теории связано с:

а) с развитием капитализма и расширением рынка

б) развитием мануфактур

в) появлением новых видов труда

г) появлением ТНК (транснациональных корпораций)

д) возникновением денег.


Наши рекомендации