Перспективы развития внешней торговли России
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
Выводы
1. В послевоенный период характерными чертами международной торговли являются беспрецедентно высокие темпы ее роста, концентрация товарного обмена в зоне развитых стран, увеличение в мировом товарообороте доли промышленных, в первую очередь, наукоемких товаров.
2. Теории международной торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.
3. Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Создателями этих теорий были разработаны фундаментальные понятия мировой экономики, обоснованы методологические приемы ее углубленного изучения. Выводы, содержащиеся в классических теориях, стали своего рода отправными аксиомами для всего дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
4. Стандартная модель международной торговли, опираясь на достижения неоклассической теории, позволила дать математическую и графическую интерпретацию мирового товарного обмена и его воздействия на экономику отдельных стран. Тем самым была создана теория, более глубоко и детально отразившая реалии развития мирохозяйственных связей.
5. В альтернативных теориях международной торговли раскрываются ее отдельные аспекты, не объясненные классическими теориями. Некоторые из представителей этого направления, критически переосмыслив достижения своих предшественников, предложили собственную оригинальную трактовку участия национальных экономик в международном товарообмене. Особо следует отметить значительный вклад в развитие теории международной торговли М. Портера — автора теории международной конкуренции. Большое внимание в ней уделяется формированию национальной макросреды в процессе взаимодействия основных детерминантов, определяющих конкурентные преимущества ведущих отраслей и фирм на мировом рынке. Она имеет практическое значение и для разработки внешнеэкономической стратегии России.
6. Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.
Термины и понятия
Мировая торговля
Структура мировой торговли
Мировые цены
Условия торговли
Теория абсолютных преимуществ
Теория сравнительных преимуществ
Теория факторов производства Хекшера— Олина
Теория выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина—Самуэльсона) Парадокс Леонтьева
Стандартная модель международной торговли
Теория специфических факторов производства
Теорема Самуэльсона—Джонса
Теория международной торговли на основе эффекта масштаба
Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
Теорема Рыбчинского
«Национальный ромб» в теории международной конкуренции М. Портера
Вопросы для самопроверки
1, Допустим, страны А и Б имеют по 1000 работников, занятых в двух производствах: видеомагнитофонов и фотоаппаратов. В каждом из производств занято по 500 работников. Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве фотоаппаратов; один работник может произвести в месяц 10 видеомагнитофонов или 20 фотоаппаратов. Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве видеомагнитофонов; один работник может произвести 16 видеомагнитофонов или 8 фотоаппаратов.
Начав специализацию и сосредоточив 1000 работников в более эффективных отраслях, страны стали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: один видеомагнитофон — один фотоаппарат, покажите, что обе страны могут иметь больше видеомагнитофонов и больше фотоаппаратов, чем у них было до начала специализации и торговли друг с другом.
2. Предположим, что каждая из двух стран (А и Б) имеет по 2 млн работников, которые поделены поровну между сталелитейной и обувной промышленностью. При этом для страны А в сравнении со страной Б характерны большая производкгельность в выпуске стали и идентичная производительность в выпуске обуви: соответственно на 1 работника приходится 1 т стали и 10 пар обуви. В стране Б на 1 работника приходится 0,5 т стали и 10 пар обуви. Покажите, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве стали, а страна Б — в производстве обуви.
Осуществив специализацию и сосредоточив по 2 млн работников в отраслях, имеющих сравнительное преимущество, страны начали торговать друг с другом. Пользуясь соотношением мировых цен: 10 пар обуви — 0,6 т стали, покажите, что торговля между странами А и Б взаимовыгодна, т.е. в обеих странах возрастет потребление стали и в прежних масштабах будет удовлетворен спрос на обувь.
3. Объясните, почему согласно теории соотношения факторов Хекшера— Олина страна получает наибольшие преимущества от участия в международной торговле, если она специализируется на экспорте товаров, в создании которых используются имеющиеся в данной стране в изобилии факторы, а импортирует товары, при создании которых используются дефицитные факторы?
4. Почему стандартная модель международной торговли предполагает возрастающие издержки замещения? Поясните это на конкретных примерах.
5. Из каких элементов складывается выигрыш страны от участия в международном обмене в соответствии со стандартной моделью международной торговли? Дайте их определение.
6. На основании какой из теорий: Хекшера—Олина, специфических факторов производства или теоремы Рыбчинского сделаны следующие выводы:
а) рост цен на продовольственные товары приведет к росту доходов владелщев земли, т.е. фактора, который интенсивно используется для производства продовольствия, и сокращению доходов владельцев других факторов;
б) относительно трудоизбыточная страна будет импортировать относительно более капиталоемкие товары;
в) рост объема применяемого капитала, являющегося избыточным фактором в данной стране, приводит к непропорционально большому увеличению производства в экспортоориентированных отраслях и сокращению производства в импортозамещающих отраслях.
7. В чем, согласно теории «конкурентных преимуществ» М. Портера, состоит различие между общими и узкоспециализированными факторами? Почему последние наиболее надежно обеспечивают конкурентные преимущества в мировой торговле тех или иных отраслей? Приведите конкретные примеры.
8. Что препятствует использованию конкурентных преимуществ России для более эффективного ее участия в мировой торговле?