Тема 19 Перспективы развития отрасли торговли в России (3 часа)

Вопросы к семинару:

1. Влияние демографических изменений на отрасль торговли.

2. Современные форматы оптовой и розничной торговли.

3. Интернационализация торговли, (ВТО).

4. Научно-технический прогресс и повышение ответственности предприятий отрасли.

Литература [5,8,9,14,23]

Методические рекомендации по подготовке к семинарским

Занятиям

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» на 3 курсе дневной формы обучения участвуют в семинарских занятиях по всем основным темам курса «Экономика отрасли», что является важным этапом учебного процесса. Активное участие студентов в семинарских занятиях должно свидетельствовать об уровне усвоения каждым студентом теоретического материала, формировать основы профессиональных знаний специалистов высшей квалификации и раздвигать границы их экономического кругозора.

Цель проведения семинарских занятий – закрепить и расширить экономические знания студентов, привить им навыки работы с учебной и научной литературой; развить способности к обобщению прочитанной литературы и умение выделять главные мысли и делать краткие обобщающие выводы. Знания, усвоенные на семинарских занятиях должны служить основой в подготовке в будущем к выполнению контрольных и курсовых работ по экономическим дисциплинам, а также к выполнению дипломной работы на последнем курсе обучения в вузе.

При подготовке к каждому семинарскому занятию студент прежде всего, должен выделить и уделить особое внимание на такие важные вопросы, как актуальность рассматриваемых проблем для отрасли в целом, для региона, для торговой организации (предприятия), определить свою личную заинтересованность в изучении отдельных вопросов в связи с темой своей курсовой, дипломной работы на последующих курсах обучения в вузе, а также с учетом будущей направленности своих интересов в практической работе после окончания университета.

Процесс подготовки студентов к семинарским занятиям состоит из нескольких этапов.

1. Подбор литературы по теме семинара и ознакомление с ее содержанием.

2. Составление плана основных вопросов по теме семинарского занятия, который должен содержать основные (главные) положения темы.

3. По одному – двум из выбранных студентом вопросов необходимо составить более подробный план, где бы наиболее подробно и последовательно излагались основные направления данного вопроса, с учетом не только учебного материала по основным литературным источникам и лекциям, но и с учетом дополнительных источников.

4. При изучении литературных источников следует уделить особое внимание спорным вопросам, трактуемым различными авторами по-разному. По этим вопросам студент должен в процессе подготовки к семинару сформулировать свое мнение, обосновав его соответствующими аргументами, чтобы уметь изложить их ясным и доступным языком на семинарском занятии.

5. Необходимо помнить, что основное назначение, главная цель семинарских занятий это более глубокое изучение и наиболее полное усвоение основных тем дисциплины «Экономика отрасли» на основе изучения как основной, так и дополнительной литературы, лекционного материала, с учетом использования усвоенных знаний в своей дальнейшей практической деятельности.

6. Семинарские занятия должны помочь студентам в более углубленном понимании роли торговли в народно-хозяйственном комплексе, путем улучшения их структуры, в усвоении принципов и методов государственного регулирования торговли, в знании законов конкуренции, ее типов, определяющих экономическое поведение предприятий отрасли торговли. Семинарские занятия должны способствовать усвоению принципов размещения предприятий отрасли, экономических причин центрации, интеграции и тенденции развития торговли региона на современном этапе с учетом процессов глобализации.

Наши рекомендации