Ползучая, галопирующая и гиперинфляция
В зависимости от темпов (степени) развития различают следующие виды инфляции: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.
Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3—5% в год. Подобный темп инфляции наблюдается во многих странах Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.
Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных условий; он неодинаков для различных стран. К примеру, для Швейцарии допустимый темп ползучей инфляции не должен зашкаливать за пределы 1%; для Греции стабильное развитие хозяйства достигается в пределах 8—10%-ного роста цен.
Галопирующая инфляция в отличие от ползучей трудно управляема. Среднегодовой рост цен —от 10 до 50% (или несколько выше). Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70%; в Венгрии —от 19 до 35%; в Чехии и Словакии —от 10 до 55—60%.
В России резкий взлет цен имел место в 1992—1993 гг., затем он снижался и постепенно вышел из рамок галопирующей инфляции. В известной мере сходная картина наблюдалась в странах — членах СНГ. Наиболее высоким темпом росли цены в Таджикистане и Белоруссии. В целом по Содружеству индекс потребительских цен (1997 г.) составил 116,9%, а по отдельным странам он характеризовался следующими данными, %:
Азербайджан …103,7
Армения.......... .114,0
Белоруссия..... ..163,8
Грузия............. ..107,3
Казахстан......….117,4
Киргизия……….125,4
Молдавия………111,8
Россия………….111,0
Таджикистан…..171,7
Украина………..110,1
Галопирующий рост цен не имеет строго обозначенных параметров. Инфляционные процессы проявляют себя неодинаково в странах с различным уровнем развития, разной социально-экономической структурой, с несхожим механизмом регулирования ценовых процессов. В послевоенный период капитализм пережил две большие волны инфляции: при переходе от военной экономики к экономике рыночного типа (1945—1952 гг.) и под воздействием «нефтяных шоков», резко перетряхнувших всю структуру мировых и внутренних цен (1974—1981 гг.). Но западным странам удалось утихомирить инфляционные процессы, используя различные методы антиинфляционного регулирования. Для небольших стран, например Швеции, важно было избежать импортируемой инфляции, для чего использовалось повышение курса национальной валюты. Другие страны, например США, ФРГ, прибегали к методам сдерживания инфляции посредством денежно-кредитной финансовой политики.
Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж — ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50.%, а годовой темп порой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Не существует однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.
Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют по давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает «кормить» сама себя.
Классический пример гиперинфляции — обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 млрд в январе 1918 г. до 219 трлн 845 млрд руб. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн раз.
Таким образом, инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Приведенное определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин «инфляционная экономика», чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
Последствия инфляции
В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, мы уже затронули вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена MV = PQ некоторый рост M создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.
При этом расширение производства будет тем значительнее чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.
Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).
Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная и неуправляемая инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.