Тема 6. Конкуренция и монополия
Составим словарик
Термин | Определение |
Конкуренция | |
Монопольная фирма | |
Условие краткосрочного равновесия монополии | |
Условие долгосрочного равновесия монополии | |
Фирма на рынке монополистической конкуренции | |
Олигополия | |
Ценовая война |
ЗАДАНИЯ
1. а) Какими свойствами характеризуется конкурентный рынок?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Рынок каких из перечисленных ниже напитков, по Вашему мнению, лучше всего характеризуется этими свойствами?
- водопроводная вода;
- вода, разлитая в бутылки;
- кола;
- пиво.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Конкурентная фирма – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите возможные барьеры для вступления в следующие отрасли:
1) розничная торговля в коммерческих павильонах;
2) производство бытовых холодильников;
3) частный извоз (такси);
4) видеопрокат.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:
а) единовременный налог на монополию;
б) фиксированный налог на единицу выпуска;
в) установление максимальной цены на рынке.
Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, то есть повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Классифицируйте рынки следующих товаров и услуг как совершенно конкурентные, монополистические или рынки монополистической конкуренции и объясните Ваш ответ:
а) простые карандаши;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
б) питьевая вода в бутылках;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) медь;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) местный телефон;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Дайте определение олигополии и рынка монополистической конкуренции и приведите примеры каждого из них.
Олигополия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например,
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Монополистическая конкуренция:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например,
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
1. Составьте характеристику моделей рынка
Критерии | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | монополия | олигополия |
Число фирм | ||||
Тип продукта | ||||
Контроль за ценой | ||||
Условия входа на рынок | ||||
Неценовая конкуренция | ||||
Примеры |
Тема 7. Макроэкономические показатели и способы их измерения
Составим словарик
Термин | Определение |
валовой внутренний продукт | |
чистый национальный продукт | |
Конечный и промежуточный продукт | |
Добавленная стоимость | |
Номинальный и реальный ВНП | |
Дефлятор ВНП | |
Национальный доход | |
Национальное богатство |
ЗАДАНИЯ
1. Определите валовый выпуск
Бесплатные домашние услуги | ||||||||||||||||||||||||||
Платные домашние услуги | ||||||||||||||||||||||||||
Ремонт потребительских товаров владельцами | ||||||||||||||||||||||||||
Ремонт потребительских товаров бытовыми учреждениями | ||||||||||||||||||||||||||
Ремонт жилья, выполняемый владельцами | ||||||||||||||||||||||||||
Ремонт жилья, выполняемый собственниками | ||||||||||||||||||||||||||
Износ потребительских товаров | ||||||||||||||||||||||||||
Производство товаров домашними хозяйствами | ||||||||||||||||||||||||||
Внутризаводское потребление | ||||||||||||||||||||||||||
Взятки и вымогательства | ||||||||||||||||||||||||||
Кражи продукции | ||||||||||||||||||||||||||
Незаконное производство | ||||||||||||||||||||||||||
Скрытое производство | ||||||||||||||||||||||||||
Условная аренда собственных зданий рыночными производителями | ||||||||||||||||||||||||||
Условная аренда собственных зданий нерыночными производителями | ||||||||||||||||||||||||||
2. Определите промежуточное потребление
Стоимость материальных затрат | |
-из них амортизация ОФ | |
Недоамортизированная стоимость ОФ | |
Аренда ОФ | |
Покупка ОФ | |
Текущий ремонт и текущее обслуживание ОФ | |
Капитальный ремонт ОФ | |
Коллективное потребление на предприятиях | |
Инструменты, спецодежда, питание | |
Услуги здравоохранения и образования | |
Медучреждения на предприятиях | |
Обучение персонала на предприятиях | |
НИР на предприятиях | |
Геологоразведочные работы | |
Непроизводственные услуги производственным предприятиям | |
Непроизводственные услуги домашним хозяйствам | |
Боеприпасы и вооружение (как средства уничтожения) |
3.Определить стоимость и динамику валового выпуска, промежуточного потребления, ВДС, ВНД, валовой прибыли, валовых сбережений
Показатели | ||
Валовый выпуск материальных благ в рыночных ценах | 209,7 | |
Стоимость платных услуг | ||
Затраты на оказание бесплатных услуг | 45,6 | |
Условно исчисленная продукция банков | ||
Материальные затраты на весь валовый выпуск в том числе амортизация основного капитала | 22,6 | 30,1 |
Недоамортизированная стоимость основного капитала | 1,3 | 1,5 |
Прочие элементы промежуточного потребления | 21,2 | |
Оплата труда | 64,2 | |
Начисления на оплату труда по социальному страхованию | 16,2 | 18,3 |
Косвенные налоги на продукты, производство и импорт | 33,2 | 64,4 |
Субсидии на продукты, производство и импорт | 6,6 | 6,8 |
Конечное потребление домашних хозяйств | 95,6 | 102,3 |
Конечное потребление органов управления | 24,4 | 25,3 |
4. Определить стоимость и динамику ВВ,ПП,ВДС,НД,ВДС,ВС
показатели | |||||||||||||||||||||||||||
ВВ материальных благ и услуг в рыночных ценах | 209,7 | ||||||||||||||||||||||||||
Стоимость платных услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Затраты на оказание бесплатных услуг | 45,6 | ||||||||||||||||||||||||||
Условно исчисленная продукция банков | |||||||||||||||||||||||||||
Материальные затраты на весь валовый выпуск | |||||||||||||||||||||||||||
в том числе амортизация основного капитала | 22,6 | 30,1 | |||||||||||||||||||||||||
Недоамортизированная стоимость основного капитала | 1,3 | 1,5 | |||||||||||||||||||||||||
Прочие элементы промежуточного потребления | 21,2 | ||||||||||||||||||||||||||
Оплата труда | 64,2 | ||||||||||||||||||||||||||
Начисления по социальному страхованию | 16,2 | 18,3 | |||||||||||||||||||||||||
Косвенные налоги на продукты, производство и импорт | 33,2 | 64,4 | |||||||||||||||||||||||||
Субсидии на продукты, производство и импорт | 6,6 | 6,8 | |||||||||||||||||||||||||
Конечное потребление домашних хозяйств | 95,6 | 102,3 | |||||||||||||||||||||||||
Конечное потребление органов управления и НКО | 24,4 | 25,3 | |||||||||||||||||||||||||