Тема 6. Конкуренция и монополия

Составим словарик

Термин Определение
Конкуренция      
Монопольная фирма      
Условие краткосрочного равновесия монополии      
Условие долгосрочного равновесия монополии      
Фирма на рынке монополистической конкуренции    
Олигополия    
Ценовая война    

ЗАДАНИЯ

1. а) Какими свойствами характеризуется конкурентный рынок?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рынок каких из перечисленных ниже напитков, по Вашему мнению, лучше всего характеризуется этими свойствами?

- водопроводная вода;

- вода, разлитая в бутылки;

- кола;

- пиво.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Конкурентная фирма – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите возможные барьеры для вступления в следующие отрасли:

1) розничная торговля в коммерческих павильонах;

2) производство бытовых холодильников;

3) частный извоз (такси);

4) видеопрокат.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Существование монополий вызывает споры среди экономистов. Для ограничения размеров избыточных прибылей монополистов были предложены следующие меры:

а) единовременный налог на монополию;

б) фиксированный налог на единицу выпуска;

в) установление максимальной цены на рынке.

Рассмотрите эти предложения с точки зрения цели, то есть повышения эффективности производства и недопущения чрезмерно высоких прибылей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Классифицируйте рынки следующих товаров и услуг как совершенно конкурентные, монополистические или рынки монополистической конкуренции и объясните Ваш ответ:

а) простые карандаши;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

б) питьевая вода в бутылках;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) медь;

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) местный телефон;

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте определение олигополии и рынка монополистической конкуренции и приведите примеры каждого из них.

Олигополия: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например,

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монополистическая конкуренция:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Например,

____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

1. Составьте характеристику моделей рынка

Критерии Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция монополия олигополия
Число фирм          
Тип продукта          
Контроль за ценой          
Условия входа на рынок            
Неценовая конкуренция            
Примеры          

Тема 7. Макроэкономические показатели и способы их измерения

Составим словарик

Термин Определение
валовой внутренний продукт      
чистый национальный продукт      
Конечный и промежуточный продукт      
Добавленная стоимость      
Номинальный и реальный ВНП      
Дефлятор ВНП      
Национальный доход      
Национальное богатство      

ЗАДАНИЯ

1. Определите валовый выпуск

Бесплатные домашние услуги  
Платные домашние услуги  
Ремонт потребительских товаров владельцами  
Ремонт потребительских товаров бытовыми учреждениями  
Ремонт жилья, выполняемый владельцами  
Ремонт жилья, выполняемый собственниками  
Износ потребительских товаров  
Производство товаров домашними хозяйствами  
Внутризаводское потребление  
Взятки и вымогательства  
Кражи продукции  
Незаконное производство  
Скрытое производство  
Условная аренда собственных зданий рыночными производителями  
Условная аренда собственных зданий нерыночными производителями  
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                     

2. Определите промежуточное потребление

Стоимость материальных затрат
-из них амортизация ОФ
Недоамортизированная стоимость ОФ
Аренда ОФ
Покупка ОФ
Текущий ремонт и текущее обслуживание ОФ
Капитальный ремонт ОФ
Коллективное потребление на предприятиях
Инструменты, спецодежда, питание
Услуги здравоохранения и образования
Медучреждения на предприятиях
Обучение персонала на предприятиях
НИР на предприятиях
Геологоразведочные работы
Непроизводственные услуги производственным предприятиям
Непроизводственные услуги домашним хозяйствам
Боеприпасы и вооружение (как средства уничтожения)
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

3.Определить стоимость и динамику валового выпуска, промежуточного потребления, ВДС, ВНД, валовой прибыли, валовых сбережений

Показатели
Валовый выпуск материальных благ в рыночных ценах 209,7
Стоимость платных услуг
Затраты на оказание бесплатных услуг 45,6
Условно исчисленная продукция банков
Материальные затраты на весь валовый выпуск в том числе амортизация основного капитала 22,6 30,1
Недоамортизированная стоимость основного капитала 1,3 1,5
Прочие элементы промежуточного потребления 21,2
Оплата труда 64,2
Начисления на оплату труда по социальному страхованию 16,2 18,3
Косвенные налоги на продукты, производство и импорт 33,2 64,4
Субсидии на продукты, производство и импорт 6,6 6,8
Конечное потребление домашних хозяйств 95,6 102,3
Конечное потребление органов управления 24,4 25,3
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

4. Определить стоимость и динамику ВВ,ПП,ВДС,НД,ВДС,ВС

показатели  
ВВ материальных благ и услуг в рыночных ценах 209,7  
Стоимость платных услуг  
Затраты на оказание бесплатных услуг 45,6  
Условно исчисленная продукция банков  
Материальные затраты на весь валовый выпуск  
в том числе амортизация основного капитала 22,6 30,1  
Недоамортизированная стоимость основного капитала 1,3 1,5  
Прочие элементы промежуточного потребления 21,2  
Оплата труда 64,2  
Начисления по социальному страхованию 16,2 18,3  
Косвенные налоги на продукты, производство и импорт 33,2 64,4  
Субсидии на продукты, производство и импорт 6,6 6,8  
Конечное потребление домашних хозяйств 95,6 102,3  
Конечное потребление органов управления и НКО 24,4 25,3  
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                       

Наши рекомендации