Тема 2. Понятие ресурсных ограничений в экономике.

Понятие ресурсных ограничений в экономике. Производство и потребление. Естественные и социальные условия их осуществления. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Основные факторы производства. Их оптимальная комбинация и эффективное использование. Кривая производственных возможностей (Лекция 2)

Практическое занятие 3. Понятие ресурсных ограничений в экономике. Производственные силы и факторы производства (2 часа)

План занятия:

1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 2.

2. Письменное тестирование по тестам к теме 2.

3. Заслушивание докладов и их обсуждение.

4. Дискуссия по теме вопросов лекции.

5. Решение задач.

Самостоятельная работа по теме 2 (4 часа), в т.ч. по видам работ:

а) изучение материалов лекции 2 (2 часа);

б) подготовка к тестированию (1 час);

в) подготовка к практическому занятию 3 (1 час).

Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 2.

а) изучение материалов лекции.

При подготовке к лекции по теме 2 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 2, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».

При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 2, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.

б) подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическому занятию 3 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.

Самостоятельная работа к практическому занятию 3 предполагает подготовку докладов и тестирование.

Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 2 осуществляется на практическом занятии 3. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.

Контрольные вопросы к теме 2:

1. Что означает ограниченность ресурсов?

2. Какие три вопроса общество решает в условиях ограниченных ресурсов?

3. Что является благом? Классификация благ.

4. Что показывает кривая производственных возможностей?

5. Постройте график кривой производственных возможностей. И покажите точки, свидетельствующие об эффективном функционировании системы.

6. Назовите и охарактеризуйте главные факторы производства.

Доклады к теме 2:

1. Условия и факторы развития экономической теории.

2. Теория экономического развития: концепции и проблемы с позиций современной науки.

3. Структура производственных отношений.

4. Взаимосвязь и взаимозависимость производства и потребления.

5. Способы распределения благ на разных ступенях развития хозяйства: преемственность и специфика.

6. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.

7. Структура и иерархия целей хозяйствующего субъекта.

8. Товарное производство, условия возникновения, основные черты и типы.

9. Товарное производство и теории стоимости и цены.

10. Виды собственности и формы хозяйствования.

11. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах.

12. Традиционная экономическая система: основные черты и особенности.

13. Смешанная экономическая система: основные черты и особенности.

14. Рыночная экономическая система: основные черты и особенности.

15. Административно-командная экономическая система: основные черты и особенности.

16. Переходная экономическая система: основные черты и особенности.

17. Американская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.

18. Основные черты и особенности японской модели хозяйствования.

19. Шведская организации хозяйства: характерные черты и особенности.

20. Основные черты и особенности немецкой модели хозяйствования.

21. Французская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.

22. Основные черты и особенности южно-корейской модели хозяйствования.

23. Китайская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.

Тесты к теме 2:

1. Ограниченность ресурсов означает, что…

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

2. К предметам труда не относи(я)тся…

а) полезные ископаемые, данные природой;

б) сырье, поступающее в дальнейшую обработку;

в) здания, дороги, каналы.

3. Группа, включающая в себя три составляющие: труд, землю, капитал…

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

в) рабочие, станки, здания;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия.

4. Неверным является утверждение…

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей;

б) ограниченное благо обязательно является редким;

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами;

г) продукты питания не являются ресурсами.

5. Для увеличения производительности труда необходимо…

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование.

6. Альтернативная стоимость строительства новой школы – это…

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы;

в) стоимость строительства в будущем;

г) верный вариант ответа отсутствует.

7. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает…

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов;

г) верный вариант ответа отсутствует;

8. Ограниченность (редкость) ресурсов – это проблема, которая…

а) существует только в бедных странах;

б) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства общества;

в) связана с определенными типами систем;

г) зависит от политической ситуации в стране.

9. Главная цель производства товаров и услуг:

а) увеличение налоговых поступлений;

б) удовлетворение потребностей населения;

в) обеспечение полной занятости населения;

г) достижение социальной справедливости.

10. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при…

а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

б) изменении количества применяемых ресурсов;

в) неполном использовании трудовых ресурсов;

г) все ответы верны.

Задачи к теме 2:

1. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.

2. В экономической системе производится столов 200 тыс. и стульев 300 тыс. Вмененные (альтернативные) издержки производства стола равны 5. Найдите максимально возможный выпуск стульев после увеличения выпуска столов на 10 %.

3. В системе производится крахмал и мука. Килограмм крахмала получается из 10 кг картофеля, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг картофеля и 40 кг зерна.

Найдите:

а) границу производственных возможностей;

б) производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.

4. В системе производятся кожаные куртки и рюкзаки. На производство одной куртки расходуется 5 метров кожи и 2 метра отделочной ткани, на один рюкзак уходит 1,5 метра кожи и 1 метр ткани. Имеется 65 метров кожи и 30 метров отделочной ткани.

Найдите:

а) границу производственных возможностей;

б) постройте график альтернативных издержек для рюкзаков.


Наши рекомендации