Тема 2. Понятие ресурсных ограничений в экономике.
Понятие ресурсных ограничений в экономике. Производство и потребление. Естественные и социальные условия их осуществления. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Основные факторы производства. Их оптимальная комбинация и эффективное использование. Кривая производственных возможностей (Лекция 2)
Практическое занятие 3. Понятие ресурсных ограничений в экономике. Производственные силы и факторы производства (2 часа)
План занятия:
1. Устный опрос по контрольным вопросам к теме 2.
2. Письменное тестирование по тестам к теме 2.
3. Заслушивание докладов и их обсуждение.
4. Дискуссия по теме вопросов лекции.
5. Решение задач.
Самостоятельная работа по теме 2 (4 часа), в т.ч. по видам работ:
а) изучение материалов лекции 2 (2 часа);
б) подготовка к тестированию (1 час);
в) подготовка к практическому занятию 3 (1 час).
Рекомендации студентам по самостоятельной работе к теме 2.
а) изучение материалов лекции.
При подготовке к лекции по теме 2 студенту необходимо предварительно изучить конспект лекционного материала по теме 2, который приведен в Приложении П.РПД Б1.Б.4 (лк) к рабочей программе дисциплины «Экономика».
При изучении лекционного материала для самоконтроля необходимо ответить на контрольные вопросы и тесты по теме 2, используя не только материалы лекций, а также рекомендуемую литературу.
б) подготовка к практическому занятию.
При подготовке к практическому занятию 3 необходимо изучить настоящие методические указания, материалы лекций и рекомендуемую литературу.
Самостоятельная работа к практическому занятию 3 предполагает подготовку докладов и тестирование.
Контроль выполнения самостоятельной работы по теме 2 осуществляется на практическом занятии 3. Формы контроля: устный опрос по материалам лекции и по теме при подготовке к практическому занятию, тестирование.
Контрольные вопросы к теме 2:
1. Что означает ограниченность ресурсов?
2. Какие три вопроса общество решает в условиях ограниченных ресурсов?
3. Что является благом? Классификация благ.
4. Что показывает кривая производственных возможностей?
5. Постройте график кривой производственных возможностей. И покажите точки, свидетельствующие об эффективном функционировании системы.
6. Назовите и охарактеризуйте главные факторы производства.
Доклады к теме 2:
1. Условия и факторы развития экономической теории.
2. Теория экономического развития: концепции и проблемы с позиций современной науки.
3. Структура производственных отношений.
4. Взаимосвязь и взаимозависимость производства и потребления.
5. Способы распределения благ на разных ступенях развития хозяйства: преемственность и специфика.
6. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
7. Структура и иерархия целей хозяйствующего субъекта.
8. Товарное производство, условия возникновения, основные черты и типы.
9. Товарное производство и теории стоимости и цены.
10. Виды собственности и формы хозяйствования.
11. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах.
12. Традиционная экономическая система: основные черты и особенности.
13. Смешанная экономическая система: основные черты и особенности.
14. Рыночная экономическая система: основные черты и особенности.
15. Административно-командная экономическая система: основные черты и особенности.
16. Переходная экономическая система: основные черты и особенности.
17. Американская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.
18. Основные черты и особенности японской модели хозяйствования.
19. Шведская организации хозяйства: характерные черты и особенности.
20. Основные черты и особенности немецкой модели хозяйствования.
21. Французская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.
22. Основные черты и особенности южно-корейской модели хозяйствования.
23. Китайская модель организации хозяйства: характерные черты и особенности.
Тесты к теме 2:
1. Ограниченность ресурсов означает, что…
а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;
б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;
в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.
2. К предметам труда не относи(я)тся…
а) полезные ископаемые, данные природой;
б) сырье, поступающее в дальнейшую обработку;
в) здания, дороги, каналы.
3. Группа, включающая в себя три составляющие: труд, землю, капитал…
а) воздух, ученые, автомобили;
б) предприниматели, деньги, рента;
в) рабочие, станки, здания;
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия.
4. Неверным является утверждение…
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей;
б) ограниченное благо обязательно является редким;
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами;
г) продукты питания не являются ресурсами.
5. Для увеличения производительности труда необходимо…
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;
в) увеличить капитальные вложения;
г) уменьшить затраты на образование.
6. Альтернативная стоимость строительства новой школы – это…
а) затраты на наем учителей для новой школы;
б) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы;
в) стоимость строительства в будущем;
г) верный вариант ответа отсутствует.
7. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает…
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студентов;
г) верный вариант ответа отсутствует;
8. Ограниченность (редкость) ресурсов – это проблема, которая…
а) существует только в бедных странах;
б) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства общества;
в) связана с определенными типами систем;
г) зависит от политической ситуации в стране.
9. Главная цель производства товаров и услуг:
а) увеличение налоговых поступлений;
б) удовлетворение потребностей населения;
в) обеспечение полной занятости населения;
г) достижение социальной справедливости.
10. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при…
а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;
б) изменении количества применяемых ресурсов;
в) неполном использовании трудовых ресурсов;
г) все ответы верны.
Задачи к теме 2:
1. На одном поле фермер может произвести 500 т картофеля или 100 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 5 т картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 1000 т. Построить кривую производственных возможностей фермера.
2. В экономической системе производится столов 200 тыс. и стульев 300 тыс. Вмененные (альтернативные) издержки производства стола равны 5. Найдите максимально возможный выпуск стульев после увеличения выпуска столов на 10 %.
3. В системе производится крахмал и мука. Килограмм крахмала получается из 10 кг картофеля, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг картофеля и 40 кг зерна.
Найдите:
а) границу производственных возможностей;
б) производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.
4. В системе производятся кожаные куртки и рюкзаки. На производство одной куртки расходуется 5 метров кожи и 2 метра отделочной ткани, на один рюкзак уходит 1,5 метра кожи и 1 метр ткани. Имеется 65 метров кожи и 30 метров отделочной ткани.
Найдите:
а) границу производственных возможностей;
б) постройте график альтернативных издержек для рюкзаков.