Холистический подход в научном исследовании

Холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного. Концепция целостности всего сущего – это ключевая концепция холизма.

Холизм (греч. holos – целый, цельный) учение о целостности и методологический принцип, согласно которому «целое больше суммы своих частей». Холистический подход заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения новых качеств, возникающих при взаимодействии элементов в системе, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов.

Учение о целостности сформулировано южно-африканским философом Я. Смэтсом в произведении «Холизм и эволюция» в 1926 году. С точки зрения холизма человек и Вселенная представляют собой единое целое.

Холистическая методология привлекает к себе внимание из-за критики недостатков неоклассической экономической теории, основанной на принципах атомизма и аргументацией в пользу целостного восприятия действительности при анализе экономик Восточной Европы и России.

Применительно к экономической теории, холизм исходит из единства экономической, социальной и культурной сфер, в которых живёт и действует экономический агент. Индивид находится в постоянной тесной связи со средой и другими индивидами, которые оказывают влияние на его поведение. Сущностные свойства экономической системы вытекают из преобладающего влияния социальной системы (надсистемы) и в небольшой степени подвержены влиянию психофизических качеств индивидов (подсистем). Это и наблюдается в разнообразии особенностей национальных экономик в мире.

Между тем, сторонников атомистического подхода в экономической науке достаточно много, особенно тех, кто опирается на результаты эмпирических исследований и переносит эти частные результаты на попытки решения общих экономических проблем.

Синергетический подход

Синергетический подход– совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем.

Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы.

Основные принципы синергетического подхода:

1) объекты – это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы (открытость означает способность к обмену энергией, веществом, информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями);

2) самоорганизация системы начинается с хаоса (т.е. неустойчивости), когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания) – отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему;

3) существует альтернативные пути развития системы, которые формируются в точках бифуркации (раздвоения) – точках выбора траектории (стратегии) дальнейшего развития;

4) будущее состояние системы (аттрактор) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы).

Герменевтический подход

Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле – искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

Термин hermeneutike употребляет Платон. В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического сверхразумного смысла назван герменевтом.

Термин “герменевтика” имеет различные трактовки. Например, герменевтикой называют искусство интерпретации (толкования) текстов. Такое значение термина широко распространено. Под текстами здесь понимают любые литературные произведения: художественные, исторические, философские, религиозные.

Термин «герменевтика» употребляется также и в теоретическом смысле: герменевтика – это теория понимания, постижения смысла.

Антропологический подход

Антропологический подход – это подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого.

Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида.

Однако этот подход может быть продуктивен при рассмотрении экологических проблем и взаимодействия царств Природы.

Феноменологический подход

Феноменологический подход (рhenomenological perspective) – это взгляд, в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

Эзотерический подход

В современном мире с его нарастающим множеством противоречий в обществе и экономике описанных подходов, выделяющих каждый лишь одну сторону бытия и познания, уже недостаточно для понимания целей развития человечества и решения планетарных проблем. Пора рассматривать глобальные проблемы, в том числе мировые финансово-экономические кризисы, с космологической точки зрения. В этой связи необходимо рассмотреть ещё один подход к познанию мира – эзотерический.

Эзотерика – это наука обо всём в его единстве. Она подразумевает целостный подход ко всем знаниям. Эзотерика (тайнознание) – это комплекс наук и учений, изучающих скрытую сторону существования человека и окружающего его мира [4].

Тысячелетия назад люди знали о многомерности и единстве мира, о том, что кроме физической оболочки у человека, животных и других объектов есть более тонкие оболочки, взаимодействующие с физической оболочкой и в некотором роде определяющие её форму и свойства. Однако потом это знание было утеряно, и человек стал расплачиваться за своё незнание энергоинформационных законов Мироздания катастрофическими последствиями.

Ещё Аристотель предлагал систему познания, в основе которой лежат логика и метафизика. Логику он называл аналитикой, т.е искусством расчленения понятий. Согласно «Новой философской энциклопедии» метафизика (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.

Однако наука «впала в соблазн», и в ней в XVII–XVIII вв. сформировался механистический взгляд на картину мира и всей Вселенной. Великие умы человечества (Галилей, Ньютон, Ломоносов и другие) придали миропорядку образ законченного, завершённого, абсолютного механизма, состоящего из неизменных частей и действующего по универсальным законам. Возникло знание как сумма истин, подлежащих усвоению. Это является на сегодняшний день сущностью образования.

Накапливая знания, развивая науку и технику, человек получил власть над природой и поставил себя над природой, забыв о том, что является её частью. Из этих взглядов появилось хищническое отношение к окружающему миру, ведущее к уничтожению самого человечества.

Однако в наше время немало учёных стало признавать, что материя представляет лишь форму некоторого вида энергии, за этой энергией и формой стоит некая управляющая система, высшая сила. Эзотерики уверены, что высшая сила проявляется через сознание, через мышление, через все виды энергии, через все субстанции – от Высших Иерархий к самой малой живой клетке, через самые высокие тонкие миры к простому минералу, от огромной Вселенной к мельчайшему электрону.

Источником знаний и учений эзотерики являются откровения, умозаключения и опыт. Эзотерические знания приводят к возможности овладения сверхчувственными способностями, к укреплению силы воли возвышению над обыденной жизнью. Эзотерика признаёт априорные знания, полученные путём откровения – обнаружения истины, свободной от заблуждения, воспринимаемой не рассудком, а сердцем.

С одной стороны, эзотерические знания могут быть получены немногими избранными, достигшими определённых высот духовного развития, определённого уровня сознания, что характеризует эзотерику как философско-религиозное мировоззрение, имеющее догматический характер, основанное на вере.

С другой стороны, эзотерика сближается с наукой, так как придерживается научного эмпирического метода, основанного на опыте и умозаключении.

Современная наука переоткрывает древние знания, те, что были известны на Востоке. Открытия современной науки, такие как квантовая теория, переосмысление вакуума как потенциального бытия, в котором заключены все структуры и формы, синергетика, исходящая из единства структуры мира, подтверждают древние эзотерические знания [4].

Таким образом, современные исследования используют различные подходы для получения новых знаний об окружающем мире и отдельных объектах этого многообразного мира.

Наши рекомендации