Тема: Расчет состава рабочей силы и уровня безработицы.

Цель: Научиться определять статус лиц в составе населения по их экономической активности, рассчитывать уровень безработицы и уровень занятости, различать виды безработицы.

Задание № 1.Определите статус лица (занятый, безработный, не входит в состав рабочей силы) в составе населения с точки зрения их занятости:

а) студент дневного отделения вуза;

б) выпускник средней школы, который провалил вступительные экзамены в вуз и теперь занят поисками рабочего места;

в) преподаватель экономической теории, находящийся в отпуске во время летних каникул;

г) девушка, которая вышла замуж и уволилась с работы, чтобы больше внимания уделять семье и семейному быту;

д) хирург, который уволился в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию;

е) три инженера, которые отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск, так как у фирмы мало заказов на производимую продукцию;

ж) учитель пения, который отчаялся найти работу и поэтому прекратил ее поиски;

з) пенсионерка;

и) уволившийся дизайнер, который нашел более высокооплачиваемую вакансию и оформляется на новое место работы;

к) женщина в декретном отпуске;

л) учитель, работающий на полставки;

м) шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать;

н) экономист планового отдела треста, уволен из-за сокращения штата и он отчаялся найти работу;

о) лица, которые находятся в местах лишения свободы;

п) мать, которая ухаживает за ребенком инвалидом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Определите, с каким типом безработицы (фрикционной, структурной, циклической) связаны следующие ситуации:

а) в экономике производство электроэнергии, производимой за счет использования угля, сокращается в связи с расширением атомной энергетики и переходом с угля на газ. Поэтому растет безработица среди шахтеров;

б) широкое использование банкоматов вызвало безработицу среди банковских служащих;

в) семья офицера переехала на новое место жительства. Члены его семьи уволились с прежних рабочих мест и ищут себе работу там, где теперь проживают;

г) в результате продолжительной антитабачной пропаганды и последовательной политики государства, направленной на борьбу с курением, спрос на табачные изделия упал, что вызвало массовые увольнения на предприятиях по производству табака и табачных изделий;

д) неблагоприятная деловая конъюнктура в связи с экономическим спадом вынуждает ювелирную компанию уволить часть своих работников;

е) наемный сельскохозяйственный рабочий не работает в связи с наступлением зимы;

ж) учитель математики уволился с прежнего места работы и оформляется на работу в другую школу, расположенную ближе к месту его проживания;

з) выпускник вуза ищет себе место работы, соответствующее полученной специальности и квалификации;

и) речное пароходство увольняет часть работников в связи с прекращением навигации из-за сезона штормов;

к) неблагоприятная экономическая конъюнктура, вызванная экономическим спадом, вынуждает строительную фирму уволить часть своих работников.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.Население одного из округа РФ составляет 6 млн. чел. Из них:

- дети, возрастом до 16 лет 1,2 млн. чел.;

- пенсионеры 0,8 млн. чел.;

- студенты дневных форм обучения 0,55 млн. чел.;

- домохозяйки 0,2 млн. чел.;

- лица, которые отчаялись найти работу 0,1 млн. чел.;

- лица, которые находятся в психиатрических больницах 0,05 млн. чел.;

- занятых во всех отраслях экономики 2,8 млн. чел.

Рассчитайте уровень безработицы в округе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.Подтвердите или опровергните следующее утверждение:

«Увеличения пособия по безработице способствует увеличению уровня безработице».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4

Тема: Анализ зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Цель: Научиться рассчитывать индекс потребительских цен и темп инфляции, определять связь между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Задание № 1. Определите, правильность утверждений. Правильные утверждения обозначьте буквой П, а неправильные – Н, дайте краткое обоснование.

1. Инфляция означает рост цен всех товаров и услуг, производимых в экономике.

2. Если уровень инфляции снижается, то это означает, что цены на все товары снизились.

3. Если темп инфляции составляет 150%, то это означает, что уровень цен вырос в 1,5 раза.

4. Стагфляция означает рост уровня цен, при этом сопровождается высоким уровнем безработицы в стране.

5. Если уровень инфляции составляет 20% в месяц, то такая инфляция называется гиперинфляцией.

6. Дефляция – это стойкая тенденция снижение уровня цен в экономике.

7. Если уровень инфляции составляет 5% в год, то такая инфляция называется высокой.

8. Для измерения инфляции используют средний уровень зарплаты по стране.

9. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это темп инфляции.

10. Кривая Филлипса показывает прямо пропорциональную зависимость между уровнем безработицы и инфляции.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2.В Альфании потребляется только три вида товаров. Рассчитайте индекс потребительских цен, а также темп инфляции за 2 год.

Товар Потребление Цена в 1-й год Цена во 2-й год
Хлеб
Автомобили
Скульптуры

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.Допустим, что естественный уровень безработицы в стране составляет 6%, а кривая Филлипса описывается уравнением Pt = Pt-1 – 0,6(U - Uf)

Определите:

1) на сколько процентов вырастит фактический уровень безработицыÙ, если правительство поставило цель снизить уровень инфляции на 5%;

2) на сколько процентов вырастит уровень циклической безработицы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4Уровень инфляции в октябре месяце составлял 3%, в ноябре – 5%, в декабре – 6%. Определить уровень инфляции за год.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументыдля обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса экономики и предпринимательства, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.

1.«Инфляция – это золотое время для возврата долгов» (Карл Мелихан).

2.«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).

3.«Инфляция – это когда за свои деньги вы уже не можете купить столько, сколько в те времена, когда у вас не было денег» (Л.Левинсон).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 5

Наши рекомендации