Тема: Расчет состава рабочей силы и уровня безработицы.
Цель: Научиться определять статус лиц в составе населения по их экономической активности, рассчитывать уровень безработицы и уровень занятости, различать виды безработицы.
Задание № 1.Определите статус лица (занятый, безработный, не входит в состав рабочей силы) в составе населения с точки зрения их занятости:
а) студент дневного отделения вуза;
б) выпускник средней школы, который провалил вступительные экзамены в вуз и теперь занят поисками рабочего места;
в) преподаватель экономической теории, находящийся в отпуске во время летних каникул;
г) девушка, которая вышла замуж и уволилась с работы, чтобы больше внимания уделять семье и семейному быту;
д) хирург, который уволился в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию;
е) три инженера, которые отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск, так как у фирмы мало заказов на производимую продукцию;
ж) учитель пения, который отчаялся найти работу и поэтому прекратил ее поиски;
з) пенсионерка;
и) уволившийся дизайнер, который нашел более высокооплачиваемую вакансию и оформляется на новое место работы;
к) женщина в декретном отпуске;
л) учитель, работающий на полставки;
м) шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать;
н) экономист планового отдела треста, уволен из-за сокращения штата и он отчаялся найти работу;
о) лица, которые находятся в местах лишения свободы;
п) мать, которая ухаживает за ребенком инвалидом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Определите, с каким типом безработицы (фрикционной, структурной, циклической) связаны следующие ситуации:
а) в экономике производство электроэнергии, производимой за счет использования угля, сокращается в связи с расширением атомной энергетики и переходом с угля на газ. Поэтому растет безработица среди шахтеров;
б) широкое использование банкоматов вызвало безработицу среди банковских служащих;
в) семья офицера переехала на новое место жительства. Члены его семьи уволились с прежних рабочих мест и ищут себе работу там, где теперь проживают;
г) в результате продолжительной антитабачной пропаганды и последовательной политики государства, направленной на борьбу с курением, спрос на табачные изделия упал, что вызвало массовые увольнения на предприятиях по производству табака и табачных изделий;
д) неблагоприятная деловая конъюнктура в связи с экономическим спадом вынуждает ювелирную компанию уволить часть своих работников;
е) наемный сельскохозяйственный рабочий не работает в связи с наступлением зимы;
ж) учитель математики уволился с прежнего места работы и оформляется на работу в другую школу, расположенную ближе к месту его проживания;
з) выпускник вуза ищет себе место работы, соответствующее полученной специальности и квалификации;
и) речное пароходство увольняет часть работников в связи с прекращением навигации из-за сезона штормов;
к) неблагоприятная экономическая конъюнктура, вызванная экономическим спадом, вынуждает строительную фирму уволить часть своих работников.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.Население одного из округа РФ составляет 6 млн. чел. Из них:
- дети, возрастом до 16 лет 1,2 млн. чел.;
- пенсионеры 0,8 млн. чел.;
- студенты дневных форм обучения 0,55 млн. чел.;
- домохозяйки 0,2 млн. чел.;
- лица, которые отчаялись найти работу 0,1 млн. чел.;
- лица, которые находятся в психиатрических больницах 0,05 млн. чел.;
- занятых во всех отраслях экономики 2,8 млн. чел.
Рассчитайте уровень безработицы в округе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.Подтвердите или опровергните следующее утверждение:
«Увеличения пособия по безработице способствует увеличению уровня безработице».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 4
Тема: Анализ зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
Цель: Научиться рассчитывать индекс потребительских цен и темп инфляции, определять связь между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
Задание № 1. Определите, правильность утверждений. Правильные утверждения обозначьте буквой П, а неправильные – Н, дайте краткое обоснование.
1. Инфляция означает рост цен всех товаров и услуг, производимых в экономике.
2. Если уровень инфляции снижается, то это означает, что цены на все товары снизились.
3. Если темп инфляции составляет 150%, то это означает, что уровень цен вырос в 1,5 раза.
4. Стагфляция означает рост уровня цен, при этом сопровождается высоким уровнем безработицы в стране.
5. Если уровень инфляции составляет 20% в месяц, то такая инфляция называется гиперинфляцией.
6. Дефляция – это стойкая тенденция снижение уровня цен в экономике.
7. Если уровень инфляции составляет 5% в год, то такая инфляция называется высокой.
8. Для измерения инфляции используют средний уровень зарплаты по стране.
9. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% - это темп инфляции.
10. Кривая Филлипса показывает прямо пропорциональную зависимость между уровнем безработицы и инфляции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.В Альфании потребляется только три вида товаров. Рассчитайте индекс потребительских цен, а также темп инфляции за 2 год.
Товар | Потребление | Цена в 1-й год | Цена во 2-й год |
Хлеб | |||
Автомобили | |||
Скульптуры |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.Допустим, что естественный уровень безработицы в стране составляет 6%, а кривая Филлипса описывается уравнением Pt = Pt-1 – 0,6(U - Uf)
Определите:
1) на сколько процентов вырастит фактический уровень безработицыÙ, если правительство поставило цель снизить уровень инфляции на 5%;
2) на сколько процентов вырастит уровень циклической безработицы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4Уровень инфляции в октябре месяце составлял 3%, в ноябре – 5%, в декабре – 6%. Определить уровень инфляции за год.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументыдля обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса экономики и предпринимательства, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и собственный жизненный опыт.
1.«Инфляция – это золотое время для возврата долгов» (Карл Мелихан).
2.«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).
3.«Инфляция – это когда за свои деньги вы уже не можете купить столько, сколько в те времена, когда у вас не было денег» (Л.Левинсон).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 5