Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Теория производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебной и методической работе
университета
________________ И.И. Егорова
«____» ______________20____г.
Кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки/ 38.03.02 «Менеджмент» специальность: бакалавриат | |
Направленность (профиль) программы: Бизнес-администрирование, Корпоративное управление, Логистика и управление цепями поставок, Логистика и управление цепями поставок, Международный бизнес, Маркетинг и управление брендами, Маркетинг и управление брендами, Производственный менеджмент, Туризм и гостеприимство, Управление государственными и частными предприятиями, Управление государственными и частными предприятиями, Управление проектами, Управление проектами и бизнесом, Управление производственными предприятиями, Финансовый менеджмент | |
Уровень высшего образования |
Составитель:
___________ к.э.н., доцент Боркова Е.А.
подпись указывается степень, звание, ФИО
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании | |||
кафедры _общей экономической теории и истории экономической мысли (полное наименование кафедры) | методического совета Факультет экономики и финансов (полное наименование структурного подразделения) | ||
протокол № 12 от «20» июня 2017г. | протокол №____ от «___» _____20___г. | ||
Заведующий кафедрой ___________/_Миропольский Д.Ю. подпись ФИО | Председатель МСФ/И ___________/_Евстафьева И.Ю./ подпись ФИО | ||
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.. 3
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 3
4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 4
5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 10
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРСКОГО ТИПА.. 18
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 19
7.1. Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины.. 19
7.2 Организация самостоятельной работы.. 22
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 22
9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 28
9.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 28
9.2 Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 29
10. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 29
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины курса – дать студентам базовые знания в области экономической теории, методологии познания в области объективных экономических процессов в России и мире; сформировать экономическое мышление, направленное на понимание форм, методов, приоритетов и направлений развития экономики.
Основные задачи дисциплины:
сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире;
сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов;
сформировать представление о механизме функционирования рыночной экономики;
развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты;
выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина - 38.03.01«Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления «Экономика».
Дисциплина опирается на знания предметов основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: история, психология, социально-экономическая география, информатика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, указанных в ФГОС ВО (№ ОК – 3 от 12.11.2015):
Способность использования основы экономических знаний в различных сферах деятельности ОК – 3:
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП
Код формируемых компетенций | Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине характеризующие этапы формирования компетенций (показатели освоения компетенции) |
1 | 2 | 3 |
ОК-3.Способность использования основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Первый уровень (ОК-3) | Знать:закономерности функционирования современной экономики на различных уровнях Б1.Б. 19; |
Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях (ОК-3); | ||
Владеть:методологией экономического исследования (ОК-3) |
сформированности компетенции, необходимо указать форму итогового контроля сформированности данной компетенции.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет _10_ зачетных единиц, _360_ часов.
Форма промежуточной аттестации: зачет - _1_ семестр, экзамен - _2_ семестр.
Распределение фонда времени на одного обучающегося представлено в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Распределение фонда времени на одного обучающегося
№ | Виды работ | Объем в часах по формам обучения | ||
очная | очно-заочная | заочная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Занятия лекционного типа (ЗЛТ) | ||||
Занятия семинарского типа (ПЗ и ЛР) | ||||
Проведение консультаций по учебной дисциплине | 3,10 | 4,0 | 1,20 | |
Проведение консультаций перед экзаменом промежуточной аттестации | 2,00 | 2,00 | 2,00 | |
Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме экзамена | 0,33 | 0,33 | 0,33 | |
Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме зачета | 0,20 | 0,20 | 0,20 | |
Руководство курсовой работой по дисциплине (модулю) | ||||
Проверка всех видов работ в контрольных точках по БРС | 1,5 | 1,5 | 0,60 | |
Общее количество часов контактной работы по дисциплине | 133,13 | 80,03 | 26,33 | |
Самостоятельная работа обучающегося (СРО): | 226,87 | 279,97 | 333,67 |
Распределение фонда времени по темам дисциплины «Экономическая теория».
(по очной форме обучения представлено в таблице 4.2; по всем формам обучения представлены в таблицах 4.2 – 4.4.)
Таблица 4.2 – Распределение фонда времени по темам дисциплины (очная форма обучения)
Номер и наименование тем | Объем дисциплины (ак. часы) | ||||
Контактная работа | СРО | ||||
ЗЛТ | ПЗ | ЛР | КиА | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ 1. Микроэкономика 1. Предмет и метод экономической теории. Теория производства. | Х | ||||
2. Собственность. Законы собственности и законы присвоения. Типы экономических систем. | Х | ||||
3. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, виды и структура. | Х | ||||
4. Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Механизм функционирования рыночной экономики. | Х | ||||
5. Саморегулирование экономической системы и установление рыночного равновесия. | Х | ||||
6. Экономическое поведение производителя. Предпринимательство и предпринимательский капитал. Издержки производства. Формирование издержек в рыночных условиях. | Х | ||||
7. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты. | Х | ||||
8. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения. Принципы потребительского поведения. | Х | ||||
Всего за семестр: | Х | ||||
РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика 9. Национальная экономика: показатели измерения и структура. Национальное счетоводство. Система национальных счетов. | Х | ||||
10. Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопление. | Х | ||||
11. Экономический рост. Модели экономического роста. | Х | ||||
12. Кредитно-банковская система. Рынки ссудных капиталов и ценных бумаг. | Х | ||||
13. Теория занятости: рынок труда и безработица. Инфляция и стагфляция. Альтернативные теории преодоления инфляции. | Х | ||||
14. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственный бюджет. | Х | ||||
15. Формирование доходов населения. Перераспределение доходов и социальная политика государства. | Х | ||||
16. Цикличность рыночного хозяйства. Большие циклы и прогнозирование развития экономики. Макроэкономическая дестабилизация. | Х | 13,2 | |||
Всего за семестр: | Х | 97,2 | |||
Всего по дисциплине: | 133,13 | 193,2 |
Таблица 4.3 – Распределение фонда времени по темам дисциплины (очно-заочная форма обучения)
Номер и наименование тем | Объем дисциплины (ак. часы) | ||||
Контактная работа | СРО | ||||
ЗЛТ | ПЗ | ЛР | КиА | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ 1. Микроэкономика 1. Предмет и метод экономической теории. Теория производства. | Х | ||||
2. Собственность. Законы собственности и законы присвоения. Типы экономических систем. | Х | ||||
3. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, виды и структура. | Х | ||||
4. Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Механизм функционирования рыночной экономики. | Х | ||||
5. Саморегулирование экономической системы и установление рыночного равновесия. | Х | ||||
6. Экономическое поведение производителя. Предпринимательство и предпринимательский капитал. Издержки производства. Формирование издержек в рыночных условиях. | Х | ||||
7. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты. | Х | ||||
8. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения. Принципы потребительского поведения. | Х | ||||
Всего за семестр: | Х | ||||
РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика 9. Национальная экономика: показатели измерения и структура. Национальное счетоводство. Система национальных счетов. | Х | ||||
10. Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопление. | Х | ||||
11. Экономический рост. Модели экономического роста. | Х | ||||
12. Кредитно-банковская система. Рынки ссудных капиталов и ценных бумаг. | Х | ||||
13. Теория занятости: рынок труда и безработица. Инфляция и стагфляция. Альтернативные теории преодоления инфляции. | Х | ||||
14. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственный бюджет. | Х | ||||
15. Формирование доходов населения. Перераспределение доходов и социальная политика государства. | Х | ||||
16. Цикличность рыночного хозяйства. Большие циклы и прогнозирование развития экономики. Макроэкономическая дестабилизация. | Х | 15,3 | |||
Всего за семестр: | Х | 123,3 | |||
Всего по дисциплине: | 80,03 | 246,3 |
Таблица 4.4 – Распределение фонда времени по темам дисциплины (заочная форма обучения)
Номер и наименование тем | Объем дисциплины (ак. часы) | ||||
Контактная работа | СРО | ||||
ЗЛТ | ПЗ | ЛР | КиА | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ 1. Микроэкономика 1. Предмет и метод экономической теории. Теория производства. | 0,5 | Х | |||
2. Собственность. Законы собственности и законы присвоения. Типы экономических систем. | 0,5 | Х | |||
3. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, виды и структура. | 0,5 | Х | |||
4. Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Механизм функционирования рыночной экономики. | 0,5 | Х | |||
5. Саморегулирование экономической системы и установление рыночного равновесия. | 0,5 | Х | |||
6. Экономическое поведение производителя. Предпринимательство и предпринимательский капитал. Издержки производства. Формирование издержек в рыночных условиях. | 0,5 | Х | |||
7. Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и ренты. | 0,5 | Х | |||
8. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения. Принципы потребительского поведения. | 0,5 | Х | |||
Всего за семестр: | Х | ||||
РАЗДЕЛ 2. Макроэкономика 9. Национальная экономика: показатели измерения и структура. Национальное счетоводство. Система национальных счетов. | 0,5 | Х | |||
10. Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопление. | 0,5 | Х | |||
11. Экономический рост. Модели экономического роста. | 0,5 | Х | |||
12. Кредитно-банковская система. Рынки ссудных капиталов и ценных бумаг. | 0,5 | Х | |||
13. Теория занятости: рынок труда и безработица. Инфляция и стагфляция. Альтернативные теории преодоления инфляции. | 0,5 | Х | |||
14. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственный бюджет. | 0,5 | Х | |||
15. Формирование доходов населения. Перераспределение доходов и социальная политика государства. | 0,5 | Х | |||
16. Цикличность рыночного хозяйства. Большие циклы и прогнозирование развития экономики. Макроэкономическая дестабилизация. | 0,5 | Х | |||
Всего за семестр: | Х | ||||
Всего по дисциплине: | 26,33 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1.Микроэкономика
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины
Для формирования четкого представления об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине в самом начале учебного курса обучающийся должен ознакомиться с учебно-методической документацией:
- рабочей программой дисциплины: с целями и задачами дисциплины, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, перечнем знаний и умений, которыми в процессе освоения дисциплины должен владеть обучающийся,
- порядком проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- графиком консультаций преподавателей кафедры.
Систематическое выполнение учебной работы на занятиях лекционных и семинарских типов, а также выполнение самостоятельной работы позволит успешно освоить дисциплину.
В процессе освоения дисциплины обучающимся следует:
1. В процессе занятий лекционного типа:
- слушать, конспектировать излагаемый преподавателем материал;
- ставить, обсуждать актуальные проблемы курса, быть активным на занятиях;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений.
При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале не удалось, то обратится к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на занятиях семинарского типа.
2. В процессе занятий семинарского типа:
Домашние задания по курсу «Экономическая теория» даются студентам на каждом семинарском (практическом) занятии и имеют целью:
· повторение и закрепление изученных теоретических вопросов;
· расширение и углубление теоретических знаний студентов;
· закрепление изученных теоретических вопросов путем решения практических задач и тестов;
· освоение студентами многовариантных ситуаций, встречающихся на практике.
Вместе с тем в домашние задания может включаться изучение дополнительных теоретических вопросов, не рассмотренных в ходе лекции и решение практических задач, аналогичных типовым.
Наряду с этим в домашние задания могут включаться вопросы и задачи, требующие более глубоких теоретических знаний, а также задачи, для решения которых необходим комплекс знаний и приемов из различных, рассмотренных ранее, тем курса.
Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к данному занятию, рекомендуется не позже чем в 2 - недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме.
3. В процессе выполнения самостоятельной работы:
Для успешного выполнения домашних заданий студентам следует:
· подробно и внимательно изучить текущий теоретический материал, преподаваемый в лекционном курсе;
· тщательно проработать самостоятельно все рассматриваемые на семинарских (практических) занятиях вопросы и задачи;
· изучить и разобрать соответствующие главы учебно-методической литературы и пособий;
· следовать советам и рекомендациям соответствующих разделов настоящей Рабочей программы;
· самостоятельно изучить и проработать дополнительные вопросы и разделы, рекомендуемые лектором или преподавателем, ведущим семинарские (практические) занятия;
· повторить и закрепить теоретические вопросы и практические задачи, изученные в ходе предыдущих лекций и практических занятий.
Методические рекомендации по подготовке к занятиям семинарского типа:
Процесс учебы сводится к посещению лекций и семинарских занятий, и к самостоятельной работе с учебниками и первоисточниками (трудами ученых, внесших наибольший вклад в создание изучаемого раздела экономической теории). В ходе аудиторных занятий преподаватели помогают студентам понять и усвоить современную экономическую теорию. Чтобы от аудиторных занятий получить максимально возможную пользу, к ним следует серьезно готовиться. При подготовке к лекции студенту целесообразно не только освежить в памяти пройденный материал, так как понимание каждого следующего раздела курса экономической теории затруднено или вообще невозможно без усвоения материалов предыдущих разделов, но и ознакомиться с содержанием темы очередной лекции, прочитав соответствующие главы учебников. На семинарских занятиях студенты в ходе активного общения с преподавателем и сокурсниками могут разобраться в тех вопросах, которые представляются им непонятными. С другой стороны, семинар предоставляет возможность продемонстрировать свои знания изучаемого предмета и пополнить, тем самым, «копилку» баллов, по сумме которых будет выставляться итоговая оценка за курс микроэкономики. Очевидно, что успешно реализовать обе указанные возможности не удастся без подготовки к семинару.
Оценка знаний по экономической теории осуществляется на основе результатов выполнения комплекта заданий в виде тестов и задач, аналогичных тем, которые использовались на семинарских занятиях. Оба вида заданий составлены таким образом, что для их успешного выполнения нужно хорошо разбираться в определенном разделе экономической теории. Некоторые задания можно одновременно назвать и тестом и задачей. Поэтому при подготовке к контрольной точке основные усилия следует направить не на запоминание алгоритма решения каждого типа задач, а на изучение экономической теории.
Основная задача на этом этапе – сформировать целостное представление о экономической теории: установить взаимосвязи и иерархию отдельных тем курса, понять, в какой последовательности и посредством каких инструментов экономического анализа раскрывается содержание каждой темы.
7.2 Организация самостоятельной работы
Таблица 7.2.2 – Организация самостоятельной работы обучающегося
№ темы | Вид внеаудиторной самостоятельной работы | Сроки выполнения (указывается номер недели) | Примерные нормы времени (час.) | Формы контроля |
1-2, 7-8 | Подготовкак тесту | Тестирование | ||
1-17 | Подготовка докладов и сообще6ний к семинарскимзанятиям | 1-18 | Выступление с докладом, сообщением | |
3-4, 9-11 | Подготовка к контрольной работе 1 | Контрольная работа | ||
5-6, 12-17 | Подготовка к контрольной работе 2 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каждый вид СРО, указанный в таблице 7.2.2 обеспечен методическими материалами.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине:
1. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2017. – 544 с.
2. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы. II том учебника для вузов. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
3. Экономическая теория: задачи, тесты, проблемные ситуации: практикум для направления 080100 «Экономика». – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 175 с.
Для обучающихся заочной формы обучения разработаны методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Методические рекомендации включают в себя все виды самостоятельной работы, предусмотренные для успешного освоения дисциплины.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине:
1. Положение о структуре и оформлении письменных работ обучающимися по программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) в ФГБОУ ВО «Санкт-петербургский государственный экономический университет».
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Оценка знаний студентов по курсу « Экономическая теория» осуществляется по результатам выполнения комплекта заданий в виде задач и расчетно-аналитических заданий в письменной форме (контрольные точки). Поскольку каждому заданию приписано определенное количество баллов, которое начисляется за правильное его выполнение, и студенту заранее известно, сколько баллов нужно набрать для получения «тройки», «четверки» или «пятерки», то он независимо от преподавателя может определить, какую оценку заработал.
Письменная форма контрольных точек призвана повысить объективность оценки знаний учащихся. Комплект заданий составляется посредством случайной выборки из общего портфеля заданий, разработанных преподавателями и утвержденных методической комиссией кафедры. Общая сумма баллов заданий комплекта у всех студентов одинаковая.
Знание теории позволит успешно справиться с решением предлагаемых задач. Если полагаться только на запоминание алгоритмов решения типовых задач, то велика будет вероятность получения неправильного ответа. Это связано с тем, что две схожие по содержанию задачи могут отличаться не только цифрами, но и методами решения. Среди заданий в общем портфеле есть и такие, которые одновременно являются и тестом, и задачей.
Студент-экономист не должен допускать арифметические ошибки. Помимо того, что неверно данный ответ на то или иное задание влечет за собой снижение балловой оценки за контрольную точку (а, вероятно, и итоговой оценки по Экономической теории), такое требование основывается еще и на том, что:
а) арифметические ошибки на зачете или экзамене – следствие небрежного отношения к делу, что в условиях современной экономики непозволительно для специалистов с высшим образованием;
б) арифметические ошибки, как правило, легко выявляются, если результат своего решения студент проанализирует экономически и представит его наглядно в графическом виде.
Если условие задачи или вопрос представляется студенту не ясным или неоднозначным, то нужно своевременно обратиться к преподавателю за разъяснениями.
Итоговую оценку за контрольную точку студент может узнать на сайте www.rating.finec.ru, куда преподаватель, суммировав баллы за все выполненные студентом задания, проставляет их самостоятельно.
В процессе обучения студент должен выполнить 3 контрольные работы (точки) и подготовить, защитить курсовую работу.
- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе изучения данной дисциплины
- Задания для текущего контроля
Контрольная работа 1.
Тесты (все тесты по 1 баллу)
1. Какая функция денег свидетельствует об их абсолютной ликвидности:
а. Меры стоимости; б. Средства обращения; в. Средства платежа ; г. Средства накопления.
2. Стоимость является олицетворением:
а .Затрат труда в общественно-необходимых размерах;
б. Затрат индивидуального труда; в. Затрат физической и мускульной энергии человека;
г. Затрат на производство продукции, которые несет непосредственно производитель.
3. Реализация потребительной стоимости происходит:
а. В процессе обращения товаров и услуг; б. В процессе потребления данного продукта или услуги; в. В процессе владения и распоряжения данным продуктом; г. В процессе отчуждения данного продукта.
4. Какое из нижеперечисленных утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство:
А. В условиях натурального хозяйства все, что нужно человеку для жизни, он производит сам;
б. В условиях натурального хозяйства возникает тесная зависимость производителей друг от друга;
в. Натуральное хозяйство характеризуется очень низкой результативностью;
г. В условиях натурального хозяйства произведенный продукт не подлежит обмену.
5. Какое утверждение искажает суть товарного производства:
а.Товарное производство предполагает производство продукта для удовлетворения потребностей самого производителя; б. Товарное производство невозможно без обмена; в. Товарное производство предполагает производство продуктов, в которых нуждаются потребители; г.Товарное производство существует только при наличии общественного разделения труда.
6. Стоимость создается:
а. Конкретным трудом; б. Абстрактным трудом; в. Трудом, протекающим в определенной целесообразной форме; г. Трудом, создающим полезный продукт.
7. Какую функцию выполняют деньги идеально:
а.Меры стоимости; б.Средства обращения; в. Средства накопления; г. Мировые деньги;
д. Средства платежа.
8. Потребительная стоимость это:
а. Свойство товара удовлетворять личные потребности людей; б. Свойство товара удовлетворять потребности государственного сектора экономики; в. Свойство товара удовлетворять потребности одного человека; г. Свойство товара удовлетворять инвестиционные потребности предпринимателей.
Задачи (1задача – 2 балла) 1. Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая группа изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая – соответственно 60 тыс. и 3 часа, третья – 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину стоимости товара.
Контрольная работа 2.
Тесты (все тесты по 1 баллу)
1. Когда кривая средних переменных затрат достигает минимума, тогда предельные затраты:
а) снижаются; б) повышаются; в) равны совокупным средним затрата г) равны постоянным средним затратам
2.Кто является автором «трансакционных издержек»:
а) В.Леонтьев; б) С.Кузнец; в) Е. Домар; г) Р.Коуз
3. Монополия, максимизирующая прибыль, предлагает объем продукции, при котором эластичность спроса по цене:
а) больше 1; б) меньше 1; в) равна 1; г) возможен любой из перечисленных вариантов
4. К основным признакам предпринимательства не относится:
а) деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли
б) экономическая свобода в выборе направлений хозяйственной деятельности
в) деятельность, связанная с нейтрализацией внешних эффектов
г) личная материальная и юридическая ответственность за результаты хозяйствования
д) инновационный характер деятельности
5. Человека, который осуществляет посредническую деятельность на бирже по покупке товара от имени клиента, называют:
а) брокером; б) дилером; в) банкиром.
6. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:
а) росту расходов населения на предметы роскоши;
б) снижению расходов населения на жевательную резинку;
в)повышению спроса на жевательную резинку;
г) снижению спроса на продукты питания.
Задачи(1,2,4 задачи – 2 балла, 3 задача – 3 балла)
1. Известны функции рыночного спроса и предложения QD =11 – P; QS = –5 + 3P.
Определите равновесную цену и равновесный объем спроса.
2. Функция общих затрат имеет вид: TC = 20 +10Q – 2Q2 + Q3/6 . Определить величину предельных затрат при Q = 12.
3. Фирма выпускает товар в условиях монополии. Функция спроса на данный товар Р = 144 - 3Q, а функция средних издержек АС = 25/ Q + Q. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальной?
4. На постройку производственных зданий авансировано 800 млн. руб., на закупку машин и оборудования - 120 млн. руб., на приобретение сырья и полуфабрикатов - 15 млн. руб., на топливо и вспомогательные материалы - 5 млн. руб., на наем рабочей силы - 30 млн. руб. Рассчитайте стоимость основного капитала.
Контрольная работа 3:
1.Источником личных доходов являются:
а) доходы от собственности;
б) доходы от сданного в аренду жилья;
в) трансфертные платежи;
г) заработная плата, доходы от собственности, рентные платежи, трансфертные платежи.
2.Национальный доход – это:
а) C + I + G – трансфертные платежи + косвенные налоги;
б) Инвестиции минус сбережения;
в) Стоимость предметов длительного пользования и услуг;
г) Личный доход плюс индивидуальные налоги минус чистые субсидии государственным предприятиям;
д) Рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль корпораций.
3.Сбережения – это:
а) все накопленное имущество домохозяйств;
б) реальные кассовые остатки всех рыночных субъектов;
в) часть дохода, вложенная в ценные бумаги.
4. К факторам экономического роста относятся:
а) количество и качество природных ресурсов;
б) количество и качество трудовых ресурсов;
в) применяемые в производстве технологии;
г) все ответы верны.
5. Разграничьте экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста:
а) рост количества рабочей силы;
б) улучшение качества рабочей силы;
в) совершенствование технологий;
г) рост капитала;
д) улучшение качества вещественного капитала;
е) совершенствование организации и управления производством и сбытом.
6. Если уровень цен растет, а производство падает, то это вызвано:
а) Смещением кривой совокупного спроса вправо;
б) Смещением кривой совокупного спроса влево;
в) Смещением кривой совокупного предложения влево;
г) Смещением кривой совокупного предложения вправо;
д) все ответы предыдущие неверны.
Задачи:
1. Имеем значения некоторых экономических показателей. ВНП равен 8281 у.е., амортизационные отчисления составляют 6% от величины ВНП, нераспределенная прибыль корпораций – 470, косвенные налоги -520, субсидии – 250, налоги на прибыль корпораций – 157, подоходный налог -723, трансфертные платежи – 605, взносы на социальное страхование - 115. Определите величину ЧНП.
2. Доход домохозяйства после уплаты налогов возрос по сравнению с прошлым годом с 200 тыс. денежных единиц до 220 тыс. денежных единиц, при этом потребление увеличилось на 15 тыс. денежных единиц.
Определите предельную склонность к. сбережению и предельную склонность к потреблению.
Кейс-задача:
1.Известны функции рыночного спроса и предложения QD =20 – P; QS = –4 + 2P.
Определите равновесную цену и равновесный объем спроса.
2. Технология производства блага имеет постоянную отдачу от масштаба. Для производства 60 ед. блага требуется 12 ед. труда и 4 ед. капитала; при этом предельная производительность труда равна 3. Определите предельную производительность капитала.
3. Монополия с функцией общих затрат TC = 60 + 2Q + 0,5Q2 максимизирует прибыль при отраслевом спросе QD = 80 – 4P. Определите прибыль монополии.
4.Эластич