Экономическая теория предложения

Вопросы и задания:

1. Назовите основных представителей и работы представителей экономики предложения

2. В чем суть практических рекомендаций представителей данной экономической концепции?

3. Расскажите о кривой Лаффера. В чем ограниченность идей Лаффера?

4. Используя кривую Лаффера, объясните, почему и как изменятся налоговые поступления в государственный бюджет в краткосрочном и долгосрочном периодах, если налоговая ставка на прибыль будет снижена с 50% до 35 %.

Новая классика

Вопросы и задания

1. Назовите основных представителей и работы представителей новой классической экономики.

2. Охарактеризуйте вклад Р. Лукаса в развитие современной экономической теории.

3. Охарактеризуйте вклад Т. Сарждента в развитие экономической науки.

4. В чем суть практических рекомендаций представителей данной экономической концепции?

Неоинституционализм

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте особенности старого институционализма и назовите его основоположников.

2. Охарактеризуйте методологические особенности неоинституционализма.

3. Назовите основные направления неоинституционализма и их представителей.

4. Расскажите о теории прав собственности.

5. Что такое внешние эффекты? Трансакционные издержки?

6. В чем суть теоремы Коуза?

Теория общественного выбора

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте предмет теории общественного выбора.

2. Назовите основных представителей теории общественного выбора и их основные работы

3. В чем суть правила единогласия К. Викселля?

4. Охарактеризуйте вклад Дж. Бьюкенена в развитие современной экономической теории.

5. Что такое логроллинг?

6. Приведите примеры лоббизма и логроллинга.

7. В чем суть теоремы невозможности К. Эрроу?

8. Прокомментируйте высказывание К. Викселля: «Ни исполнительная, ни законодательная власть, ни тем более большинство избирателей на самом деле не являются тем, чем их изображает теория государственного управления, - то есть идеальными органами власти, у которых нет иной цели, кроме заботы о благе общества… Депутаты представительных органов власти заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, как и их избиратели

Экономический империализм

Вопросы и задания:

1. В чем суть экономического империализма?

2. Назовите основных представителей этого течения и их основные работы.

3. Охарактеризуйте основные положения экономической теории преступлений и наказаний?

4. Назовите основные принципы оптимизации борьбы с преступностью. Как определить оптимальный уровень преступности? В чем заключается экономическое обоснование выбора наказания за преступление?

5. В чем суть и практическая значимость экономической теории дискриминации?

6. В чем суть и практическая значимость теории человеческого капитала?

7. Какова связь между накопленным человеческим капиталом и природным богатством страны?

8. По утверждению ряда исследователей дефицит человеческого капитала и низкие темпы его накопления связаны с так называемым ресурсным проклятьем, ответственность которого оценивается на уровне от 11-25%в зависимости от территорий, для которых проводился анализ. Суть ресурсного проклятья в том, что в странах, богатых природными ресурсами темпы экономического роста ниже. Изобилие ресурсов способствует росту доли добывающей промышленности, что не создает значительного спроса на рабочую силу. Для ресурсозависимых стран характерен высокий уровень неравенства, когда бедные слои населения не имеют возможности инвестировать в образование. Высокая волатильность рентных доходов сопровождаются макроэкономической и соответственно политической нестабильностью, что заставляет политическую элиту ориентироваться на максимизацию доходов, в коротком периоде, а инвестиции в образование требуют, как правило, длительного периода времени. Исследования показывают, что при росте доли природного капитала в общем богатстве страны на 10%, экономический рост замедляется на 1%, при этом почти половина сокращения связана с более низким уровнем человеческого капитала.

Изложите и обоснуйте с использованием актуального статистического и фактического материала свою точку зрения на взаимосвязь между величиной накопленного человеческого капитала и природным богатством страны.

4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

4.1. Российский меркантилизм

4.2. Легальный марксизм и ревизионизм.

4.3.М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

4.4. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

4.5. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

4.6. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

Вопросы и задания:

1.Назовите представителей меркантилизма в России. В чем отличие российского и западного меркантилизма?

2. Опираясь на работу И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», поясните особенности российского меркантилизма.

3. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т. Посошков)

б) «Невозвратный убыток приносят заморские нитяные кружева, которые ... покупаются весьма высокою ценою, а по малом самом времени как оне, так и данные за них деньги пропадают ни за что» (указ 1742 г).

4. Охарактеризуйте взгляды представителей легального марксизма и ревизионизма в России. Каковы основные причины распространения марксизма в России?

5. В чем, по мнению Туган-Барановского, заключается парадокс капиталистического хозяйства? Каков вклад Туган-Барановского в теорию экономических циклов?

6. Охарактеризуйте основные вехи биографии и идеи С. Н. Булгакова.

7. Прокомментируте высказывание С.Н. Булгакова из диалога «Пир богов»: «…Все инородцы имеют национальное самосознание. Они самоопределяются, добывают себе автономии, нередко выдумывают себя во имя самостийности, только за себя всегда крепко стоят. А у нас нет ничего: ни родины, ни патриотизма, ни чувства самосохранения даже… Выходит, что Россия куда-то ушла, скрылась в четвертое измерение и остались одни провинциальные народности, а русский народ представляет лишь питательную массу для разных паразитов».

8. В чем суть и практическое значение теории длинных волн Кондратьева?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

2. Экономическая мысль Древней Греции

3. Экономическая мысль Древнего Востока

4. Экономическая мысль Древней Руси

5. Меркантилизм – первая экономическая школа.

6. Предмет и метод политической экономии в работах основоположников классической экономической школы.

7. Марксистское понимание предмета и метода политической экономии.

8. Маржиналистская революция

9. Теория и методология немецкой исторической школы.

10. Французская историческая школа Анналов.

11. Школы исследований экономического роста.

12. Российский меркантилизм

13. Легальный марксизм и ревизионизм.

14. М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

15. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

16. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

17. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

18. Кейнсианство.

19. Экономическая теория предложения

20. Монетаризм

21. Новая классика

22. Неоинституционализм

23. Теория общественного выбора

24. Экономический империализм


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. По Ксенофонту экономия – это…

а) домоводство;

б) искусство накопления богатства;

в) искусство управления;

г) предпринимательство.

2. По Аристотелю склад души, заслуживающий похвалы, называется…

а) золотая середина;

б) образ жизни;

в) добродетель;

г) умеренность

3. Метод исследования, состоящий в том, что при изучении экономических учений учитывается, что они отражают представления различных социальных групп, называется…

а) сравнительный анализ,

б) конкретно-исторический подход,

в) плюралистический подход,

г) экономическое ретромоделирование

4. Укажите хронологические рамки классической политической экономии:

а) XV-XVI вв.;

б) сер. XVI- сер.XVII вв;

в) XV-XVII вв;

г) сер.XVII- сер XIХ вв.

5. Ранние меркантилисты для увеличения национального богатства предлагали… (N:4)

а) запретить вывоз золота и серебра из страны;

б) повышать степень обработки благ и сокращать затраты на их производство,

в) отдавать долги иностранцам отечественными товарами,

г) поддерживать отечественную промышленность на основе импорта дешевого сырья

6. Вывод о том, что влияние увеличения денег на цены и доходы зависит от способов вливания наличности в экономику, от первоначальных получателей доходов и структуры и спроса, называется….

а) система денежного баланса;

б) система торгового баланса;

в) меркантилистская дилемма;

г) эффект Кантильона

7. Термин «политическая экономия» ввел …

а) Т. Мен;

б) А. Серра;

в) А. де Монкретьен;

г) Р. Кантильон

8. К особенностям методологии классической политической экономии относят… (N:4)

а) преимущественное изучение сферы обращения;

б) каузальный анализ,

в) преимущественное изучение сферы производства,

г) функциональный анализ

9. К достоинствам механизма невидимой руки рынка относятся …(N:4)

а) повышение эффективности производства;

б) тенденция к монополизации рынка

в) оперативное реагирование на изменение текущего спроса

г) усиление социального неравенства

10. Вывод о том, что «предложение рождает собственный спрос» называется ….

а) закон рынков сбыта Ж.-Б.Сэя;

б) механизм невидимой руки рынка

в) эффект Кантильона

г) закон предложения

11. Главный труд А. Смита называется…

а) Трактат политической экономии;

б) Начала политической экономии и налогообложения;

в) Исследование о природе и причинах богатства народов;

г) Обвинение Франции.

12. Автором закона убывающей предельной производительности факторов производства считается…

а) Г. Госсен б) И. Тюнен в) А. Маршалл г) Дж. Б. Кларк

13. Согласно дуалистической теории стоимости А. Маршалла стоимость …

а) понятие субъективное, зависит от оценки человеком предельной полезности последней единицы блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность;

б) создается производительным трудом;

в) определяется и полезностью (спросом) и затратами факторов производства (предложением);

г) зависит только от затрат факторов производства

14. Согласно ординалистской теории полезности…

а) полезность можно измерить количественно;

б) полезность можно измерить на основе ранжирования предпочтений,

в) стоимость блага определяется спросом и предложением,

г) оптимальным считается такое распределение благ, при котором нельзя улучшить положение одного индивида, не ухудшив положения другого

15. К достоинствам маржинализма относятся …(N:4)

а) идеологическая нейтральность;

б) практическая направленность

в) игнорирование социальных проблем

г) недооценка сферы производства

16. Автором теории прибавочной стоимости является…

а) К. Маркс; б) А. Смит; в) Д. Рикардо; г) А. Маршалл

17. Социал-демократы считали, что «хозяйственная демократия» должна основываться на……(N:4)

а) государственном планировании;

б) сокращении роли государства в экономике;

в) привлечении работников к управлению;

г) усилении роли фабричных союзов

18. Одновременное увеличение уровня цен и уровня инфляции называется….

а) гиперинфляция

б) стагнация

в) стагфляция

г) депрессия

19. К положениям кейнсианства относятся……(N:4)

а) причиной инфляции является избыток денег в обращении

б) главным методом государственного регулирования является денежно-кредитная политика

в) главной формой государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика

г) объектом государственного регулирования должен стать эффективный спрос

20. М. Фридман ввел понятие _____________безработицы:

а) фрикционной; б) структурной; в) застойной г) естественной

21. Основоположником однофакторной трудовой теории стоимости считается…

а) А. Смит, б) Д. Рикардо, в) Ф Кенэ, г) Ж.-Б. Сэй

22. К особенностям методологии маржинализма относятся …(N:4)

а) субъективизм,

б) изучение статического равновесия,

в) идеологическая нейтральность,

г) использование общих и средних величин

23. Ф. фон Визер разработал …

а) понятие альтернативных издержек,

б) ординалисткий подход к проблемам измерения стоимости,

в) модель общего экономического равновесия,

г) теорию эластичности

24. Теорию процента, согласно которой процент на капитал является следствием процесса ожиданий, разработал…

а) К. Менгер б) О. Бем-Баверк в) Ф. фон Визер г) У. Джевонс

25. Э. Чемберлин ввел термин…

а) империализм,

б) монополистическая конкуренция,

в) эффективная конкуренция,

г) мультипликатор инвестиций

26. Первым предпринимательство с новаторством связал …

а) К. Менгер б) Э. Чемберлин в) Р. Гильфердинг г) Й. Шумпетер

27. По Ленину к признакам империализма относятся……(N:4)

а) возникновение финансового капитала и финансовой олигархии;

б) окончательный территориальный раздел мира,

в) рост инфляции,

г) сокращение государственного сектора в экономике

28. Утверждение, что справедливое равенство – это равенство не результатов, а равенство возможностей, принадлежит

а) А. Смиту, б) Дж. Хиксу в) М. Фридману г) Дж. М. Кейнсу

29. К положениям монетаризма относятся……(N:4)

а) между инфляцией и безработицей существует обратная связь

б) необходимо активное государственное вмешательство в экономику

в) причиной инфляции является избыток денег в обращении

г) для решения социальных проблем необходимо сократить государственное вмешательство в экономику

30. Укажите хронологические рамки формирования монетаризма:

а) 1870-1890-е гг; б) 1890-1930-е гг.; в)1930-1950-е гг. г) 1950-1970-е гг

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Камаев В.Д. Экономическая теория : учебник для вузов / В.Д.Камаев [и др.];под ред. В.Д. Камаева, Е.Н.Лобачевой; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э.Баумана .— М. : Юрайт, 2006 .— 557с.

2. Овчинников, В.М. Экономическая теория: учебник / В.Н.Овчинников [и др.];под ред. Н.Г.Кузнецова .— 2-е изд., перераб.и доп. — М.; Ростов-на/Д : МарТ, 2007 .— 528с.

3. Синельник Л.В. История экономических учений [Электронный ресурс] – КноРус, 2010- Электронная версия книги.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов, В.С. История экономических учений : учеб. пособие для экон. вузов / В.С. Автономов [и др.];под ред.: В.С.Автономова и др. — М. : ИНФРА-М, 2004 .— 784с.

2. Агапова И.И. История экономических учений. Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2007- 285 с.

3. Бартенев С.А. История экономических учений : учебник для вузов / С.А.Бартенев.— М. : Экономистъ, 2004 .— 456с.

4. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник : учеб. пособие / Финансов. акад. при Правительстве РФ; под ред. Н.Н. Думной, О.В. Карамовой .— М. : КНОРУС, 2007 .— 416с.

5. Зомбарт В. Избранные работы : пер.с нем. / В. Зомбарт .— М. : Территория будущего, 2005 .— 344с.

6. Сурин А.И. История экономики и экономических учений : Учебно-методическое пособие для вузов / А.И.Сурин: Рос. междунар. акад.туризма .— М. : Финансы и статистика, 2005 .— 200с.

7. Ядгаров Я.С. История экономических учений : учебник для вузов / Я.С. Ядгаров; Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2005 .— 480с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Журналы:

1. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

2. Вопросы экономики

3. Мировая экономика и международные отношения

4. Российский экономический журнал

5. Экономист

Наши рекомендации