Вопрос 6. Цикличность развития российской экономики и ее реформирование на современном этапе.
Протекание макроэкономических процессов в Российской Федерации в течение последних двух десятилетий уникально в историческом плане. Цикл по своей продолжительности охватывает почти два десятилетия и не укладывается в рамках закономерностей обычных циклов. В нём нарушена одна из важнейших закономерностей, характерных для циклов, имеющих экономическую природу: в фазе оживления и подъёма происходит массовое обновление основного капитала на новой технологической основе. В этом состоит главный позитивный результат цикла.
«В России рост производства с 1999 г. по 2008 г. носил компенсационный характер и происходил в основном за счёт загрузки старых производительных мощностей, высвободившихся во время спада производства. В основном подъём российской экономики базировался на использовании сырьевых ресурсов, старых производственных мощностей и определённого запаса рабочей силы. Однако эффект получен существенный: среднегодовой темп прироста валового внутреннего продукта составил 6,9%, промышленного производства — 5,8%, объёма инвестиций в основной капитал — 14,8%.»
Однако с середины 2008 г. тенденция роста отечественной экономики сменилась крупномасштабным спадом, что явилось следствием мирового финансово—экономического кризиса.
Наибольшее снижение зафиксировано именно в металлургическом производстве из—за падения цен на чёрные металлы, как на внутреннем, так и мировом рынках. Это привело к масштабному росту безработицы, доходы регионального бюджета сократились почти вдвое, была приостановлена реализация инвестиционных программ.
Если США были заинтересованы в разрушении СССР как великой державы, то страны Западной Европы нуждаются в ресурсах, главным образом сырьевых. К этим двум политическим силам прибавилась третья, внутренняя, — социальная прослойка, устремлённая к частному захвату государственной собственности и финансовых потоков. Слияние этих трёх сил дало свои разрушительные результаты.
«На большой трансформационный цикл наслоились кризисы 1998 г., а затем 2008 г. В России оба кризиса пришлись на один большой цикл. Ни сам цикл, ни вмонтированный в него кризис 1998 г. не дали импульса к технологическому процессу и массовому обновлению основного капитала. Кризис усиливается в 2009 г.»
Также трудно определить потенциал технологического обновления российской экономики в фазе оживления и подъёма. Пострадали все отрасли, но в наибольшей степени промышленность, в особенности машиностроение.
«Анализ крупного блока промышленного производства — транспортных средств и оборудования даёт противоречивую картину. Выросло производство легковых автомобилей на 6,7%, автобусов на 70%, грузовых и пассажирских вагонов на 34 и 27%, но сократилось производство вагонов метрополитена на 18%, грузовых автомобилей на 36,8%, прицепов на 91%, мотоциклов и мотороллеров на 99%.
В сельском хозяйстве уменьшилось поголовье крупного рогатого скота на 77%. По производству зерна Россия в 2008 г. приблизилась к уровню 1990 г. В целом сельскохозяйственное производство ещё не восстановило утраченные позиции.
Резкое падение мировых цен на товары, снижение дешевых кредитов спровоцировало обвал на фондовом рынке, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, рост безработицы.
Антикризисные меры потребовали значительных трат резервов. На 1 июля 2009 г. резервы Центрального банка составляют 412,6 млрд. долларов (в 2008 г. — 569 млрд. долларов, показатель снизился на 27,5%), объём ВВП снизился на 11% (май 2009 г.). Экспорт снизился на 45%, импорт на 44,6%.
Во второй половине 2009 г. экономический спад был преодолён, в третьем и четвёртом квартале рост ВВП России составил 1,1% и 1,9% соответственно».
В марте 2010 г. в докладе всемирного банка отмечено, что потери экономики России оказались меньше, чем ожидалось в начале кризиса. По итогам 1 квартала 2010 г. по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на второе место среди стран Большой восьмерки, уступив место Японии.
«В целом, развитие экономической ситуации в России в будущем году будет зависеть, прежде всего, от глубины падения цен на нефть (до 50—55 долл. за баррель). Оживления же экономики стоит ожидать не ранее 2011 года.»
(Можно не читать дальше. Возможно дополню)
Издание RealEstate.ru решило узнать у ведущих экономистов страны, что год грядущий нам готовит: произойдут ли кардинальные сдвиги в экономике РФ и как на происходящее отреагирует рынок недвижимости. Отвечая на вопросы: какой курс рубля ожидается к доллару и евро, насколько упадет уровень ВВП и насколько в связи с этим скорректируются стоимость покупки жилья и аренды коммерческих помещений, почти все эксперты сошлись во мнении. Предпосылок для реального оживления экономики России в 2010 году не предвидится. Ознакомимся с мнениями специалистов:
Мнение директора Института проблем глобализации Михаила Делягина: «Россия продолжит движение к системному кризису, срыв в который вероятен, начиная с осени 2011 года. В 2010 году мы пройдем вторую волну кризиса, которая будет слабее первой. О выходе из кризиса наше руководство объявит еще несколько раз, но эти его заявления будут соотноситься с реальностью так же, как и остальные…».
Президент компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин считает: «При сохранении нынешних тенденций я не вижу каких—либо предпосылок для реального оживления экономики России в 2010 году… Оживление российской экономики зависит от того, будет ли приток в экономику внешних инвестиций и восстановится ли кредитование реального сектора и физических лиц со стороны банков; инфляция в 2010 г. составляет 9—11%, число безработных 2.8 млн. человек…».
Ознакомившись с мнениями специалистов можно сделать выводы, что в целом, прогнозы пессимистические.
«Экономический рост Росстат при желании нарисует, даже если в экономике все будет совсем плохо. При инерционном сценарии развития экономики в 2010 году мы ожидаем спада реального ВВП и промышленного производства на 1—3% .» — полагает директор Департамента стратегического анализа Фонда борьбы с коррупцией Игорь Николаев.