Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
Кошелев Н.А.
Национальная экономика
Шпаргалки
Издательство: Эксмо; 2009г., 32 стр.
Информативные ответы на все вопросы курса «Национальная экономика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
2. Структура национальной экономики
3. Теории структурных реформ национальной экономики
4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
5. Отраслевая структура национальной экономики
6. Теория «Межотраслевого баланса»
7. Структура собственности в национальной экономике
8. Структурные изменения в экономике современной России
9. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
10. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
11. Экономические ресурсы: их виды.
13. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики
14. Национальное богатство России
15. Место России в системе использования потенциалов планеты
16. Типы хозяйственных систем, понятие, сущность
17. Характеристика хозяйственных систем
18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
19. Причины перехода России к рыночной экономике
20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики
21. Механизмы национальной хозяйственной системы
22. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры
23. Общественные блага: понятие, сущность
24. Классификация общественных благ
25. Виды общественных благ
26. Специфика потребления общественных благ
27. Общественный выбор в национальной экономике
28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
29. Понятие экономического роста и развития национальной экономики
30. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
31. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ВВП, ВНП
32. Рынок труда в национальной экономике
33. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике
34. Экономика региона, типы регионализации
35. Система воспроизводства региона
36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
37. Межрегиональные социально-экономические процессы
38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики
40. Целевые программы управления развитием регионов
41. Государство в российской экономике
42. Функции государства в национальной экономике
43. Понятие государственного регулирования экономики
44. Механизмы государственного регулирования экономики
45. Государственное регулирование национальной экономики в России
46. Понятие национальной экономической безопасности
47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
49. Внешние угрозы национальной безопасности
50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
51. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
52. Функции общенационального рынка
53. Нерегулируемые рынки.
54. Регулируемые рынки
55. Монополия и конкуренция в российской экономике
56. Антимонопольная политика
Отраслевая структура национальной экономики
Виды общественных благ
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
1) международные общественные блага.Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и рас-пределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
2) национальные общественные блага.Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
3) местные общественные блага.Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарий
Регулирование региональной экономики с использованием бюджетного процесса происходит в следующих основных направлениях:
1) налогообложение;
2) прямые расходы государственного бюджета;
3) прямое регулирование экономических процессов. Каждый регион обладает собственным бюджетом, целью которого является реализация функции государственного управ-ления на региональном уровне. Основным из направлений использования регионального бюджета является обеспечение устойчивого роста экономики региона.
Региональный бюджет – это целостная система привлечения и расходования финансовых ресурсов, направленных на финансовое обеспечение основных функций государства на региональном уровне. Расходы регионального бюджета разделены на два основных вида – расходы текущего оперативного характера и расходы на капитальные нужды бюджета развития.
Отношения регионального бюджета существуют в следующих видах:
1) отношения, связанные с концептуальными основами регионального бюджетного устройства и бюджетной системы;
2) отношения, связанные с разграничением доходных и расходных частей на различных уровнях бюджетного процесса;
3) отношения, связанные с формированием и исполнением регионального бюджета.
Расходная часть бюджета региона является действенным инструментом мобилизации свободных ресурсов региона, стимулирования и расширения воспроизводства, формирования социальной сферы.
Объем регионального бюджета находится в прямой зависимости от эффективности и результативности хозяйственной деятельности, которая составляет большую часть его доходной части: чем больше объем производства, тем больше объем налоговых поступлений в бюджет. Собственные доходы регионального бюджета не являются единственным источником для его формирования. Для этого привлекаются и внебюджетные средства – финансовые ресурсы бюджетов других уровней, например федерального. В результате разрабатывается финансовый баланс региона, включающий совокупность источников формирования регионального бюджета.
Одной из основных проблем регионального бюджетного процесса является его сбалансированность – состояние равенства между и доходами и расходами регионального бюджета. В случае, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, при его наличии приоритет отдается текущим расходам бюджета. Для поддержания состояния стабильности регионального бюджета устанавливается предельная норма дефицита – механизм соизмеримого уменьшения расходов бюджета при уменьшении его доходов.
Нерегулируемые рынки.
Регулируемые рынки
Регулируемые рынки– это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.
Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.
Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.
Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.
В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.
Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.
Основными точками государственного регулирования рынка являются:
1) экономические циклы;
2) структура рынка;
3) обращение и накопление капитала;
4) регулирование уровня занятости;
5) денежно-кредитная сфера рынка;
6) ценообразование;
7) конкуренция;
8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;
9) экология;
10) внешнеэкономические отношения.
В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.
Антимонопольная политика
На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.
Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.
Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества.
Кошелев Н.А.
Национальная экономика
Шпаргалки
Издательство: Эксмо; 2009г., 32 стр.
Информативные ответы на все вопросы курса «Национальная экономика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
2. Структура национальной экономики
3. Теории структурных реформ национальной экономики
4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
5. Отраслевая структура национальной экономики
6. Теория «Межотраслевого баланса»
7. Структура собственности в национальной экономике
8. Структурные изменения в экономике современной России
9. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
10. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
11. Экономические ресурсы: их виды.
13. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики
14. Национальное богатство России
15. Место России в системе использования потенциалов планеты
16. Типы хозяйственных систем, понятие, сущность
17. Характеристика хозяйственных систем
18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
19. Причины перехода России к рыночной экономике
20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики
21. Механизмы национальной хозяйственной системы
22. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры
23. Общественные блага: понятие, сущность
24. Классификация общественных благ
25. Виды общественных благ
26. Специфика потребления общественных благ
27. Общественный выбор в национальной экономике
28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
29. Понятие экономического роста и развития национальной экономики
30. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
31. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ВВП, ВНП
32. Рынок труда в национальной экономике
33. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике
34. Экономика региона, типы регионализации
35. Система воспроизводства региона
36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
37. Межрегиональные социально-экономические процессы
38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики
40. Целевые программы управления развитием регионов
41. Государство в российской экономике
42. Функции государства в национальной экономике
43. Понятие государственного регулирования экономики
44. Механизмы государственного регулирования экономики
45. Государственное регулирование национальной экономики в России
46. Понятие национальной экономической безопасности
47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
49. Внешние угрозы национальной безопасности
50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
51. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
52. Функции общенационального рынка
53. Нерегулируемые рынки.
54. Регулируемые рынки
55. Монополия и конкуренция в российской экономике
56. Антимонопольная политика
Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
Сущность национальной экономикисостоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.
В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.
Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:
1) экономика промышленности;
2) экономика строительства;
3) экономика сельского хозяйства;
4) экономическая теория.
Структурный анализ национальной экономики,по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:
1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
2) неэкономическиеструктуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.
Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:
1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;
2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.