Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

Кошелев Н.А.

Национальная экономика

Шпаргалки

Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды - student2.ru

Издательство: Эксмо; 2009г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Национальная экономика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

2. Структура национальной экономики

3. Теории структурных реформ национальной экономики

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

5. Отраслевая структура национальной экономики

6. Теория «Межотраслевого баланса»

7. Структура собственности в национальной экономике

8. Структурные изменения в экономике современной России

9. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность

10. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

11. Экономические ресурсы: их виды.

13. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

14. Национальное богатство России

15. Место России в системе использования потенциалов планеты

16. Типы хозяйственных систем, понятие, сущность

17. Характеристика хозяйственных систем

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

19. Причины перехода России к рыночной экономике

20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики

21. Механизмы национальной хозяйственной системы

22. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры

23. Общественные блага: понятие, сущность

24. Классификация общественных благ

25. Виды общественных благ

26. Специфика потребления общественных благ

27. Общественный выбор в национальной экономике

28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике

29. Понятие экономического роста и развития национальной экономики

30. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

31. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ВВП, ВНП

32. Рынок труда в национальной экономике

33. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике

34. Экономика региона, типы регионализации

35. Система воспроизводства региона

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

37. Межрегиональные социально-экономические процессы

38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики

40. Целевые программы управления развитием регионов

41. Государство в российской экономике

42. Функции государства в национальной экономике

43. Понятие государственного регулирования экономики

44. Механизмы государственного регулирования экономики

45. Государственное регулирование национальной экономики в России

46. Понятие национальной экономической безопасности

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

49. Внешние угрозы национальной безопасности

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

51. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

52. Функции общенационального рынка

53. Нерегулируемые рынки.

54. Регулируемые рынки

55. Монополия и конкуренция в российской экономике

56. Антимонопольная политика

Отраслевая структура национальной экономики

Виды общественных благ

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.

На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:

1) международные общественные блага.Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и рас-пределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;

2) национальные общественные блага.Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;

3) местные общественные блага.Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарий

Регулирование региональной экономики с использованием бюджетного процесса происходит в следующих основных направлениях:

1) налогообложение;

2) прямые расходы государственного бюджета;

3) прямое регулирование экономических процессов. Каждый регион обладает собственным бюджетом, целью которого является реализация функции государственного управ-ления на региональном уровне. Основным из направлений использования регионального бюджета является обеспечение устойчивого роста экономики региона.

Региональный бюджет – это целостная система привлечения и расходования финансовых ресурсов, направленных на финансовое обеспечение основных функций государства на региональном уровне. Расходы регионального бюджета разделены на два основных вида – расходы текущего оперативного характера и расходы на капитальные нужды бюджета развития.

Отношения регионального бюджета существуют в следующих видах:

1) отношения, связанные с концептуальными основами регионального бюджетного устройства и бюджетной системы;

2) отношения, связанные с разграничением доходных и расходных частей на различных уровнях бюджетного процесса;

3) отношения, связанные с формированием и исполнением регионального бюджета.

Расходная часть бюджета региона является действенным инструментом мобилизации свободных ресурсов региона, стимулирования и расширения воспроизводства, формирования социальной сферы.

Объем регионального бюджета находится в прямой зависимости от эффективности и результативности хозяйственной деятельности, которая составляет большую часть его доходной части: чем больше объем производства, тем больше объем налоговых поступлений в бюджет. Собственные доходы регионального бюджета не являются единственным источником для его формирования. Для этого привлекаются и внебюджетные средства – финансовые ресурсы бюджетов других уровней, например федерального. В результате разрабатывается финансовый баланс региона, включающий совокупность источников формирования регионального бюджета.

Одной из основных проблем регионального бюджетного процесса является его сбалансированность – состояние равенства между и доходами и расходами регионального бюджета. В случае, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, при его наличии приоритет отдается текущим расходам бюджета. Для поддержания состояния стабильности регионального бюджета устанавливается предельная норма дефицита – механизм соизмеримого уменьшения расходов бюджета при уменьшении его доходов.

Нерегулируемые рынки.

Регулируемые рынки

Регулируемые рынки– это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

1) экономические циклы;

2) структура рынка;

3) обращение и накопление капитала;

4) регулирование уровня занятости;

5) денежно-кредитная сфера рынка;

6) ценообразование;

7) конкуренция;

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

9) экология;

10) внешнеэкономические отношения.

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

Антимонопольная политика

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества.

Кошелев Н.А.

Национальная экономика

Шпаргалки

Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды - student2.ru

Издательство: Эксмо; 2009г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Национальная экономика» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

2. Структура национальной экономики

3. Теории структурных реформ национальной экономики

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

5. Отраслевая структура национальной экономики

6. Теория «Межотраслевого баланса»

7. Структура собственности в национальной экономике

8. Структурные изменения в экономике современной России

9. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность

10. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

11. Экономические ресурсы: их виды.

13. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

14. Национальное богатство России

15. Место России в системе использования потенциалов планеты

16. Типы хозяйственных систем, понятие, сущность

17. Характеристика хозяйственных систем

18. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

19. Причины перехода России к рыночной экономике

20. Факторы формирования российской модели рыночной экономики

21. Механизмы национальной хозяйственной системы

22. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры

23. Общественные блага: понятие, сущность

24. Классификация общественных благ

25. Виды общественных благ

26. Специфика потребления общественных благ

27. Общественный выбор в национальной экономике

28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике

29. Понятие экономического роста и развития национальной экономики

30. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

31. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ВВП, ВНП

32. Рынок труда в национальной экономике

33. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике

34. Экономика региона, типы регионализации

35. Система воспроизводства региона

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

37. Межрегиональные социально-экономические процессы

38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики

40. Целевые программы управления развитием регионов

41. Государство в российской экономике

42. Функции государства в национальной экономике

43. Понятие государственного регулирования экономики

44. Механизмы государственного регулирования экономики

45. Государственное регулирование национальной экономики в России

46. Понятие национальной экономической безопасности

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

49. Внешние угрозы национальной безопасности

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

51. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

52. Функции общенационального рынка

53. Нерегулируемые рынки.

54. Регулируемые рынки

55. Монополия и конкуренция в российской экономике

56. Антимонопольная политика

Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

Сущность национальной экономикисостоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

В. В. Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.

Изучению национальной экономики посвящен ряд смежных с ней наук и учебных дисциплин:

1) экономика промышленности;

2) экономика строительства;

3) экономика сельского хозяйства;

4) экономическая теория.

Структурный анализ национальной экономики,по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия. Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономическиеструктуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р. Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Наши рекомендации