Предпринимательство в информационном деле

В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост чис­ленности населения на планете.

В связи с этим процессом перед всеми фирмами возникла сложная проблема: какинформационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.

Практическим выходом из создавшегося положения является организация службыконсалтинга (англ. consulting - консульти­рование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по определенному кругу воп­росов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые служ­бы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информа­ционной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.

Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названияпаблик рилейшинз (англ. public relations - отношения с общественностью). Предприятия доби­ваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.

В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах про­изводства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.

Кто и как управляет фирмой

Прежде всего разберемся в том, почему на предприятии необходимо такое организационно-экономическое отношение, каким является внутри­фирменное управление.

Всякое более или менее крупное предприятие соединяет всех работников общей организационной связью - кооперацией тру­да. Подкооперацией (лат. cooperatio - сотрудничество)трудаподразумевается такая форма организации деятельности, при которой большое число людей совместно участвуют в едином процессе созидания. Между тем никакое трудовое сотрудничество невозможно без управления. Возьмем для примера крупный ры­боловецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать и до­биваться намеченных результатов, если кто-то не будет обеспе­чивать целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Требуется устанавливать порядок в труде, контроли­ровать определенный режим деятельности всего коллектива ра­ботников.

Стало быть,управление хозяйством представляет собойце­ленаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс кол­лективного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия в целях достижения заранее намеченных резуль­татов.

Управленческий труд охватывает два основных вида деятель­ности: непосредственное управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производ­ственных участков, диспетчеры и др. Они призваны принимать оптимальные (наилучшие) с точки зрения поставленной цели решения и организовывать их выполнение. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.

Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой ин­формацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения.

В XVIII-XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне из­менилось в XX столетии, когда основной стала акционерная фор­ма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на де­ятельность гигантского акционерного общества, стала не от­дельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали игратьменеджеры (англ. menege - управлять) - научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для уп­равленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент.Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффектив­ности и увеличения прибыли. Возникла такая междисципли­нарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руко­водящей деятельности, управленческого искусства.

Какими навыками и способностями должен обладать менед­жер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индиви­дуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая спо­собность влиять на окружающих; 8) знание современных управ­ленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обу­чать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упо­рядоченность, согласованность и урегулированность, которые со­ответствуют природе современного индустриального и постин­дустриального производства.

Одним из проявлений научного характера деятельности ме­неджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового пред­приятия, когда составляетсябизнес-план.

При разработке бизнес-плана тщательно выполняются сле­дующие задачи:

а) оценивается будущее положение на рынке - возможность успешно сбывать новую продукцию;

б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

в) предусматриваются источники денежных средств (собст­венные и заемные - у банка);

г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специ­алистов банковское учреждение тщательно разбирается с биз­нес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть ры­ночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.

§ 2. ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Внешней средой деятельности фирмы служит развитая ры­ночная система. Это накладывает свой отпечаток на всю орга­низацию экономической деятельности любого бизнесмена.

Формула бизнеса: варианты ее осуществления

Сущность всякого бизнеса наглядно представлена в его формуле

Д – Т – Д’

где Д - первоначально авансированные (выдан­ные в счет предстоящих платежей) денежные средства;

Т - приобретенные товары;

Д' - возросшая сумма денег,

Д' = Д + Dд,

где Dд - прирост денег (прибыль).

Отсюда ясно, как действует предприниматель. С самого на­чала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обра­щение с целью наживы. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имею­щиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост денег по сравнению в первоначально затраченной суммой составляет его доход (прибыль).

Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяс­нить: откуда появляются Dд - новые деньги?

Хозяйственная практика свидетельствует, что формула биз­неса являетсяобщей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?

Первый вариант предпринимательства -спекулятивный биз­нес. Он означает скупку товаров по низкой цене и их перепродажу по повышенной цене. Прибыль от спекуляции (Пc) представляет собой разницу между продажной ценой товара (Ц2), по которой спекулянт сбывает вещь, и закупочной ценой (Ц1), по которой предприниматель приобретает ее: Пс = Ц2 - Ц1

В рыночной экономике спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на какое-то время.Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические ус­ловия для спекуляции.

Второй вариант -криминальный бизнес. Такой, образно го­воря, “черный” способ обогащения на рынке основан на мо­шенничестве (обмане или злоупотреблении доверием), незакон­ном использовании товарного знака, сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, и т. п. Речь идет, например, о про­даже фальсифицированных алкогольных напитков и недобро­качественных товаров, о незаконном предпринимательстве (без регистрации либо без лицензии - специального разрешения). Преступный бизнес может давать, как правило, кратковременную выгоду. Но он оборачивается большими потерями для крими­нальных элементов после того, как их разоблачат и осудят.

Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нор­мы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах “честного бизнеса”. Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чи­новникам); б) строить экономические связи на доверии к парт­неру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателя­ми-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров и иных обязательств.

Теперь давайте выясним небезынтересный вопрос: какую об­щую черту имеет прибыль, получаемая как от спекулятивного бизнеса, так и от криминальной торговли?

Прежде всего вполне очевидно, что спекулятивная прибыль, по существу, есть вычет из доходов покупателей, которые тратят большую сумму денег по сравнению с подлинной ценой товара. Криминальная прибыль подобна спекулятивному доходу Если даже покупатель приобретает, скажем, фальсифицированные то­вары по сниженной цене, то такая цена не соответствует качеству вещи, которая достается преступнику зачастую почти задаром.

Стало быть, и спекулянты, и преступники используют рынок как канал перераспределения богатства населения в свою пользу Более того, получаемая ими прибыль не связана непосредственно с созданием новой товарной стоимости в масштабе всего общества.

В таком случае возникает, пожалуй, не менее любопытный вопрос: имеется ли такой вариант бизнеса, который прямо связан

с созданием новой стоимости, получаемой без спекулятивного вздувания цен?

Многовековая хозяйственная практика давно доказала, что по-настоящемунормальным является производственный бизнес, который можно было бы назвать “белым”. Давайте подробнее познакомимся с ним.

Процесс производства новой стоимости

Формула “белого” бизнеса существенно отличается от его общей формулы:

Предпринимательство в информационном деле - student2.ru Д – Т Предпринимательство в информационном деле - student2.ru …. – П…– Т’ – Д’,

Предпринимательство в информационном деле - student2.ru где Т Предпринимательство в информационном деле - student2.ru - товары – рабочая сила (РС), приобретенная на рынке труда;;

СП - средства производства;

П - процесс создания новых товаров;

Т' - произведенные фирмой товары с возросшей стоимостью.

Отсюда видно, что для начала бизнеса надо иметь капитал - деньги (Д), которые пускают в дело. На них приобретают средства производства (СП) и рабочую силу (PC). После этого обращение товаров и денег прерывается и начинается процесс производства (П), в ходе которого создается новая стоимость. Вновь изго­товленные полезные вещи обладают возросшей стоимостью (Т'). После продажи на рынке товаров по их стоимости предприни­матель получает сумму денег (Д'), которая превышает первона­чальную величину капитала. Если из этой возросшей денежной суммы, полученной за все реализованные изделия, вычесть аван­сированную величину (Д), то бизнесмен получаетваловую (об­щую)прибыль.

Зная, как внешне выглядит последовательное движение денег, затраченных на производство, мы приступаем к более углуб­ленному его анализу. В первую очередь важно понять существо “белого” бизнеса: какиеэкономические условия необходимы для его реализации?

Для всякой фирмы, создающей товары, нужныфакторы про­изводства. Бизнес основывается на непременном юридическом условии: собственники всех факторов должны гарантированно (согласно правовым договорам) получать свою долю от общего дохода предприятия.

Так, для бизнеса часто требуется дополнительный капитал - деньги, расходуемые на покупку средств производства и рабочей силы. При отсутствии собственных денежных средств предпри­ниматель вынужден брать в долг чужие деньги. Плата за их использование называетсяпроцентом, и ее получает тот, кто предоставил капитал в ссуду

Для создания полезных благ необходим труд - физические и умственные усилия людей. Нанятые предпринимателем ра­ботники получают в соответствии с трудовым контрактом (со­глашением) вознаграждение за свой труд -заработную плату.

Для изготовления новых благ требуются природные ресурсы (минералы, лес, другие естественные богатства, которые, ради краткости, можно именовать “земля”). За пользование чужой землей устанавливается цена, называемая рентой.Рента образует доход собственника земли.

Наконец, если новые идеи, осуществляемые с известным риском, и усилия предпринимателя по организации и управлению фирмой увенчаются успехом, то наградой ему служит соответ­ствующаядоля прибыли - предпринимательский доход (в про­тивном случае его удел - убытки).

По всей видимости, предварительные экономические и пра­вовые условия бизнеса предопределяют его конечный результат. При нормальных условиях общий доход фирмы должен включать процент, заработную плату, ренту и прибыль, остающуюся на фирме.

Теперь нам предстоит выяснить, как на практике возникает новая стоимость, являющаяся источником доходов все прямых и косвенных участников производства.

Возьмем для наглядного примера ткацкую фабрику. Допустим (цифры условные), за год предприятие закупило и израсходовало средств производства на сумму 625 тыс. марок. Сюда вошли затраты на здания (их стоимость за год израсходована частично), технические средства - машины, оборудование (их стоимость тоже частично сношена за год), сырье, материалы, топливо, энергию. Все эти вещи созданы на других предприятиях (стро­ительных, машиностроительных, добывающих сырье и энерго­носители). Они поступили со стороны (от других фирм) и воп­лощают так называемуюстарую стоимость, образовавшуюся до начала производства на данной ткацкой фабрике.

Затем на фабрике из пряди работники делают ткань. Они создаютновую стоимость. В нашей стране и на Западе ее называют добавленная стоимость. Так, в российском законодательстве до­бавленной стоимостью названа разница между стоимостью ре­ализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства и обращения.

Продолжая наш пример, предположим, что добавленная (но­вая) стоимость составила 1375 тыс. марок. В итоге весь валовой доход предприятия (денежная выручка от продажи всех тканей) равен: 625 тыс. + 1375 тыс. == 2 млн марок.

Значит, результаты “белого” бизнеса в их общем виде можно представить так.Стоимость готовых изделий (Ст) включает: сто­имость средств производства (старую стоимость - СП) и до­бавленную (новую) стоимость (Сд):

Ст = СП + Сд.

В свою очередь,добавленная (новая) стоимость распадается на две части: заработную плату работников (Зп) и валовую при­быль (Пв):

Сд =Зп + Пв

Наконец,валовая прибыль прежде всего распадается на доходы разных собственников: а) процент (Пц); б) ренту (Рз) и в) чистую прибыль (Пц), которая достается фирме:

Пв = Пц + Рз + Пч

Таким образом, мы приходим к общему заключению, что новая стоимость является источником доходов собственников всех факторов производства. Ее структура представлена в формуле

Сд = Зп + Пц + Рз + Пч.

Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, добавленная стоимость - “стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость из­делий (материалов), купленных и использованных фирмой для его производства, равна выручке, которая включает в себя эк­вивалент заработной платы, арендной платы, процента и при­были”1.

1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992. Т. 2. С. 3,86.

В том, что агенты производства получают регулярный доход по итогам деятельности производственного бизнеса, заключена их материальная заинтересованность в постоянном возобновле­нии и расширении производства новой стоимости.

Наши рекомендации