Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Рыночный спрос. Эластичность

Семинар

Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем…

Отвечаем:

1. Что такое линия доход-потребление? Как она строится?

2. Как эффект дохода и эффект замены проявляются в поведении потребителя?

3. Всегда ли эффекты замены и дохода одинаково направлены? В каком случае они разнонаправлены?

4. Объясните соотношение между кривой «цена – потребление» и кривой спроса.

Обсуждаем и дискутируем

1. Если прямая эластичность спроса по цене на продовольствие «низкая», а на автомобили – «высокая», кто больше пострадает от общего народнохозяйственного экономического спада: сельское хозяйство или автомобильная промышленность?

2. Какие товары низкого качества вы приобретаете? Почему вы их покупаете? Будете ли вы продолжать покупать их, если ваш доход возрастет?

3. Два экономиста поспорили: один утверждал, что большинство благ для человека, которые, например, можно найти у него дома, являются дополняющими, так как они все дополняют друг друга в удовлетворении потребностей человека; а другой доказывал, что потребитель всегда выбирает для потребления одно из имеющихся у него благ, поэтому все блага – заменители. Кто из них, по вашему мнению, прав?

4. На рынке персональных компьютеров появился компьютер нового поколения. Рассмотрите графически и опишите ситуации, которые произойдут на рынках ранее выпускавшихся компьютеров, программного обеспечения, мультимедийных товаров.

5. Высокую или низкую эластичность спроса по цене (плате за обучение) имеет образование в университете?

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем:

Выберите правильный ответ

1. Допустим, что на рынке компьютеров произошло снижение цен, при этом выручка производителей повысилась. Отсюда следует, что

а) данный рынок обладает эластичным спросом;

б) предложение компьютеров эластично;

в) спрос на компьютеры неэластичен;

г) это товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителей.

2. Выберите два товара, которые считаются субститутами:

а) кофе и чай;

б) хлеб и масло;

в) шотландское виски и сода;

г) бензин и зубная паста.

3. В то время как уровни дохода увеличиваются, процент доходов, расходуемых на продукты питания:

а) сильно увеличивается;

б) незначительно увеличивается;

в) уменьшается;

г) остается прежним.

4. Если увеличение дохода на 1 % приводит к снижению потребления товара на 3 %, то товар

а) нормальный;

б) предмет первой необходимости;

в) предмет роскоши;

г) товар низшего качества.

5. Потребительский излишек может быть изображен графически как

а) площадь под кривой предельной полезности;

б) площадь под кривой спроса, которая ниже рыночной цены;

в) площадь под кривой спроса;

г) площадь под кривой спроса, которая выше рыночной цены.

6. Если цена товара Х падает, потребитель будет всегда стараться купить больше товара из-за эффекта

а) замещения и иногда дохода;

б) замещения и дохода;

в) замещения, а не дохода;

г) дохода, а не замещения.

Выберите вопросы с ответом «Нет».

1. Если цены товаров Х и У постоянны и MU x/P x больше MU y/P y, потребитель может достичь большего удовлетворения, потребляя больше товара У и меньше товара Х .

2. Эффект замещения при изменении цены товара всегда отрицательный.

3. При изменении цены конкретного товара эффект дохода может быть как положительным, так и отрицательным.

4. Изменение потребительского дохода поворачивает линию бюджетного ограничения относительно одной из осей.

Выберите вопросы с ответами «Да».

1. Когда рассчитывают эластичность спроса по доходу допускают, что цена, так же как и доход, меняется.

2. Эластичность спроса на продукт по цене больше в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде, потому что потребители имеют время приспособиться к изменению цены товара.

3. Если эластичность спроса на общественный транспорт в Санкт-Петербурге равна единице, доход может подняться, если плата за проезд снизится.

4. Если нет близких заменителей товара Х , можно ожидать высокой эластичности спроса по цене для этого товара.

5. Когда эластичность предложения больше единицы, увеличение цены приводит к уменьшению доходов продавцов.

Решите задачу

3.1. Таблица 3.1 представляет 3 отдельные шкалы спроса на Zet (гипотетический товар). Три шкалы спроса: А и В; А и С; А и Д.

Таблица 3.1

а) Предположим, что цена Зет равна 3 ден. ед. и соответствующие шкалы спроса А и В. При этой цене объем спроса равен __________ ед.

б) Теперь предположим, что цена на товар Альфа (другой гипотетический товар) увеличилась с 3,50 ден. ед. до 4,0 ден. ед. за единицу и в результате соответствующая шкала спроса стала такой же, как и в колонках А и С. Если цена Зет осталась прежней – 3 ден. ед., а объем спроса согласно новой шкале __________ ед., то мы можем сделать вывод, что Зет и Альфа – товары (комплементарные/субституты) ___________.

в) Предположим, что цена на Альфа возросла с 3,50 до 4,0 ден. ед. и в результате шкала спроса на Зет станет такой же, как в колонках А и Д. Если цена на Зет останется 3 ден. ед. за единицу, а объем спроса согласно новой шкале ___________ ед., мы можем заключить, что эти два товара (комплементарные/субституты) ___________.

3.2. Если число проданных единиц товара Х снизилось с 500 до 425, при снижении цены товара У с 3 до 2,90 ден. ед., чему равна перекрестная эластичность спроса по цене?

3.3. Функция спроса выглядит следующим образом: Q d = 2100 – 3P. При какой цене эластичность спроса по цене составит (-0,75)?

3.4. В таблице 3.2 представлены данные индивидуального спроса для трех потребителей товаров широкого потребления. Определите рыночный объем спроса для каждой из цен. Нарисуйте индивидуальные и рыночную кривые спроса.

Таблица 3.2

Разберитесь в ситуации:

1. Представьте себе, что вы – администратор летнего открытого кинозала в курортном городе. Один из ваших коллег, обсуждая цены на билеты, говорит: «Я терпеть не могу пустые места в зале. В выходные дни зал набит до отказа, а в среду – масса свободных мест. Если мы понизим цену на киносеансы по средам, то наплыв публики увеличится и мы заработаем больше денег».

Принесет ли это решение увеличение ваших доходов? Что вам необходимо знать дополнительно, чтобы быть уверенным в успехе мероприятия?

2. Если эластичность спроса по цене для театральных билетов в Санкт-Петербурге равна 0,71, будет ли казаться приемлемой политикой увеличение регионального налога с продаж на билеты как источник добавочного дохода для города, даже если это будет причиной того, что цена билетов возрастет?

3. Сравните две страны: Беларусь (где доход ниже) и Россию (где доход выше). Как вы полагаете, в какой из стран большая часть потребительских расходов приходится на а) продукты питания; б) электричество; в) косметику?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную Вами тему:

1. Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

2. Ценовая эластичность и ее использование в практической деятельности.

3. Курс доллара и эластичность спроса по ценам для импортных товаров и экспорта.

Составьте план вашей лекции по проблеме:

1. Различие между объемом спроса и спросом.

2. Характеристика товара Гиффена с точки зрения эффектов замены и дохода.

3. Излишек потребителя.

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. Голь на выдумки хитра.

2. Хороша и честь и слава, а лучше того каравай сала.

3. Одной шапкой двоих накрыл.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 2 томах. – СПб., М., 1984.

Глава 8

Наши рекомендации