Современная экономическая теория и ее назначение

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Предмет и функции новой экономической теории.

2. Методы экономического анализа.

3. Экономическая политика и экономические цели. Экономические интересы производителя и потребителя. Суверенитет потребителя.

4. Место концепций глобализации и экономической безопасности в новой экономической теории.

Отвечаем и дискутируем

1. В чем состоят субъективные и объективные стороны экономической теории?

2. Что вы понимаете под рациональным поведением хозяйствующих субъектов?

3. В чем проявляется максимизация удовлетворения потребностей на уровне предприятия, фирмы и государства?

4. Как определить предмет экономической теории? В чем состоит ее компромиссный характер?

5. Чем отличаются общенаучные методы познания от частных?

6. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.

7. Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?

9. Как вы считаете, имеют ли идеологическую нагрузку споры законодателей в Государственной Думе о налоговой, пенсионной, военной реформах или о приватизации, к примеру, железной дороги в России?

9. Свидетельствует ли о либерализации внешней торговой политики Америки ее боязнь «русской стали» и битва за продвижение в Россию куриных ножек?

10. Вы «за» или «против» глобализации мировой хозяйственной системы? Выскажите и обоснуйте свое мнение.

11. Не противоречит ли концепция «открытой экономики» теории «экономической безопасности»? Аргументируйте свою позицию.

12. Раскройте различия между микро-, макро– и мегаэкономикой.

13. Раскройте содержание общенаучных и частных методов познания.

14. Какие задачи приходится решать экономической теории?

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильный ответ:

1. Какой смысл имеет приставка «пост» в слове «постиндустриальное»:

а) первое;

б) последнее;

в) переходное;

г) заключительное?

2. Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:

а) бегство от налогов;

б) сопоставление выгод и издержек;

в) завышение цен на свою продукцию.

3. Разграничьте прямые и обратные связи между:

а) ценой товара и спросом на него;

б) вашим денежным доходом и вашими сбережениями;

в) вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

4. Определите причину и следствие в следующих зависимостях:

а) доход и образование;

б) низкий доход и многодетность;

в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;

г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.

Могут ли причина и следствие меняться местами?

Отбросьте неверные утверждения:

1. Экономика является смешанной, когда:

а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями;

б) правительство владеет или управляет всеми компаниями;

в) экономические решения принимаются по традиции.

2. Экономические законы – это законы, которые:

а) проявляются через экономическую деятельность людей;

б) носят объективный характер;

в) являются вечными;

г) носят исторически преходящий характер.

3. Под индукцией понимается:

а) проведение эксперимента;

б) конструирование системы законов и категорий;

в) выведение теории из фактов;

г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.

4. Субъектами международных экономических отношений на макроэкономическом уровне являются:

а) глобальные корпорации;

б) «челноки»;

в) транснациональные корпорации.

г) национальные институты типа «Гринпис» и др.

5. Анализ – это:

а) соединение различных элементов в единое целое;

б) разделение исследуемого предмета на составные части;

в) изучение исследуемого предмета на макроуровне.

Вопрос на смекалку.

Допустим, вы купили в магазине рыбу с «душком», но магазин не принимает ваших претензий, так как не сохранен чек. Какие меры вы предпримете, чтобы «сработал» «суверенитет потребителя»:

а) пригрозите администратору;

б) обратитесь в Общество защиты прав потребителя;

в) рискнете съесть недоброкачественную рыбу;

г) улыбнетесь продавщице;

д) пообещаете хозяину ославить его магазин?

Обоснуйте свой выбор. Как следует понимать «суверенитет потребителя»?

Разберитесь в ситуациях:

1. Разграничьте положения: «что хорошо для индивидуума» и «что хорошо для общества в целом»:

а) если увеличится моя денежная зарплата – это хорошо для меня. Если профсоюзы добьются повышения зарплаты во всех отраслях хозяйства – это хорошо для экономики страны в целом;

б) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим рабочим – это хорошо для него; если все предприниматели поступят так же – это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом;

в) я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налоги – это хорошо для меня; все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов – это хорошо для всего населения;

Вопрос:существует ли механизм, при помощи которого можно не попасть в эти «ловушки»?

Вопросы на «засыпку»:

1. Можно ли отождествлять индивидуальные интересы к максимизации прибыли с эгоистическими?

2. Как вы оцениваете тенденцию придания вашему образованию рыночного характера?

3. Согласны ли вы с высказыванием Дж. Гэлбрейта – автора работы «Экономические теории и цели общества»: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются»?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Практическая функция экономической теории и ее реализация» в современный период развития хозяйства.

2. Рациональное поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители принятия решений.

3. Экономическая политика как способ реализации экономических целей.

Сделайте на семинаре комментарий к лекции 11 «Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя». (Экономическая школа. Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып. 2. 1992. С. 24–32).

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. «Не зная уроков прошлого, не увидишь, что есть новое».

(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)

2. «Ежели Вы, Государь, не дадите свободу действия нашим людям в торговле и ремеслах, будут ждать нас великие беды».

(Из послания В. Татищева Петру I)

Глава 2

Наши рекомендации