Введение в экономическую теорию

Глава 1

Назначение экономической теории. Методы экономического анализа

Занятие 1

Эволюция идей о предмете экономической теории[36]

Семинар

Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…

Обсуждаем

1. Этапы развития экономической теории.

2. Становление экономической теории в России.

3. Политическая экономия и экономике как теории индустриальной хозяйственной системы. Их общность и различия.

Отвечаем и дискутируем

1. По каким причинам концепции экономической науки не могут похвастаться долгожительством?

2. Изложите динамику в понимании предмета экономической теории меркантилистами на первом и втором этапах развития этой концепции.

3. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократии?

4. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?

5. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?

6. Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?

7. Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке?

8. Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?

9. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса?

10. Как вы понимаете выражение «сущностный анализ»?

11. Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике»?

12. Назовите кардинальные различия в методах анализа, которыми пользуются политическая экономия и экономика.

13. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса – цена?

14. Изложите основное различие между политической экономией и экономиксом.

15. Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли вам применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем

Выберите правильные ответы:

1. Какая из школ экономической теории считала, что предметом политической экономии является:

а) изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве;

б) анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну;

в) исследование богатства, условий его производства и накопления;

г) изучение народного хозяйства и его особенностей в каждой отдельной стране;

д) анализ экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление;

е) поиск эффективного использования редких ресурсов?

2. Кто, когда и где прочитал впервые курс «экономикс»:

а) Джон Стюард Милль;

б) Адам Смит;

в) А. Маршалл;

г) П. Самуэльсон?

Выберите вопросы с ответом «да»

1. Экономикс – это:

а) теория и практика рыночной организации производства;

б) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ; в) концепция, базирующаяся на анализе стоимости;

г) наука, которая большое внимание уделяет социально-классовым отношениям;

д) пособие на тему: «Как делать деньги»;

е) исследование экономических мотивов поведения людей;

ж) наука о национальном богатстве;

з) исследование использования ограниченных ресурсов общества;

и) исследование социальных приоритетов человека в экономической жизни;

2. Политическая экономия – это:

а) наука, основанная на классической философии;

б) наука, базирующаяся на анализе цены;

в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;

г) социально-нейтральная дисциплина.

Разграничьте позитивные и нормативные утверждения:

а) за последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

г) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.

Вопрос для сообразительных.

Согласны ли вы с известным выражением «бесплатных обедов не бывает»? Если – да, то каково ваше отношение к идее «бесплатного образования не бывает»? Если положительное, то кто за него должен платить: государство, ваша семья или вы сами? Что рациональнее: всеобщий налог на образование или адресная оплата вами услуг того вуза, где вы учитесь?

Прокомментируйте цитату:

2. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» – старейшей из искусств, новейшей из наук.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

Разберитесь в ситуации.

В увлекательной книге «Юность науки» А.В. Аникин пишет: «Когда первобытный человек впервые сделал каменный топор и лук, это еще не была экономика. Это была, так сказать, только техника. Но, имея несколько топоров и луков, группа охотников убила оленя. Мясо этого оленя было поделено между ними, по всей вероятности, поровну: если бы одни получали больше, чем другие, то последние просто не могли бы выжить. Постепенно жизнь общины усложнялась. Возможно, в ней появился мастер, который изготавливал для охотников хорошее оружие, но сам не ходил на охоту. Добытые мясо и рыба распределялись между охотниками и рыбаками, выделялась доля «оружейнику» и т. д. На какой-то стадии развития появился обмен продуктами труда между общинами и внутри общины.

Это была, хотя и примитивная, неразвитая, но уже экономика».(Аникин А.В. Юность науки. – М.: Политическая литература, 1985. – С. 16.)

Вопрос:Какие обстоятельства приводят к появлению экономики?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Обратитесь к статистике.

Экономисты для наглядности часто пользуются таблицами и графиками.

Ответьте на вопросы:

а) что такое таблица и как грамотно ее составить;

б) что такое график и как его построить;

в) придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Роль экономической науки в развитии общества.

2. Философия – основа политической экономии.

3. Математический анализ – кредо экономикса.

Переведите по своему выбору статью либо главу (параграф) монографии иностранного автора и дайте свой комментарий.

Сочините экономическое эссе (фр. очерк) на любую из тем:

1. «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное».

(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)

2. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

(Бернард Шоу)

Занятие 2

Наши рекомендации