Экономика как наука и хозяйство. Тесты ЕГЭ - экономика.

Равновесие. Цена. Тесты ЕГЭ – экономика

1. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция со­во­куп­ный спрос ры­ноч­ная эко­но­ми­ка
рав­но­вес­ная цена эко­но­ми­че­ская сво­бо­да  

2. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «рынок». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) спрос 2) ди­рек­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние 3) пред­ло­же­ние
4) рав­но­вес­ная цена 5) по­тре­би­тель 6) де­фи­цит

3. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фак­то­рах, со­дей­ству­ю­щих эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) На эф­фек­тив­ность про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка вли­я­ет ис­поль­зо­ва­ние выгод меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния труда.

2) К фак­то­рам, со­дей­ству­ю­щим эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка, от­но­сит­ся вве­де­ние новых на­ло­гов.

3) По­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке опре­де­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ным ре­гу­ли­ро­ва­ни­ем за­трат про­из­вод­ства.

4) Ин­ве­сти­ци­он­ная по­ли­ти­ка — один из фак­то­ров, со­дей­ству­ю­щих эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка.

5) Эф­фек­тив­ность про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка опре­де­ля­ет­ся об­щи­ми тен­ден­ци­я­ми раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

4. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «рав­но­вес­ная цена»? При­вле­кая зна­ния эко­но­ми­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о рав­но­вес­ной цене.

5. На за­во­де 100 ра­бо­чих со­би­ра­ют в месяц 32 000 кон­ди­ци­о­не­ров. В ме­ся­це 160 ра­бо­чих часов.

A)Опре­де­ли­те про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де.

Б) Сколь­ко кон­ди­ци­о­не­ров могут со­брать 10 ра­бо­чих за год?

B)Смо­жет ли дан­ный завод вы­дер­жать кон­ку­рен­цию с дру­гим за­во­дом, где тру­дят­ся 200 ра­бо­чих в две смены (320 ра­бо­чих часов) и со­би­ра­ют 320 000 кон­ди­ци­о­не­ров в месяц?

Ответ обос­нуй­те.

6. Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помошником повара с зарплатой 1000р. в мес.или помошником слесаря с зарплатой 1200р. в мес.,но предпочел дальнейшее обучение в колледже с платой за обучение 20000руб. в год и одновременно подробатывать почтальоном с оплатой 500р в месяц, определите альтернативную стоимость его выбора.....

7. Иван отказался от работы столяром с зарплатой 12 тыс. р. в год и отказался от работы референтом за 10 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. р. Половину платы за обучение Ивану компенсирует государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?

8. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Экономика: «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С. М. Брин)

Экономика. «Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся». (Первый инфляционный закон)

Экономика. «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять cyщества деятельности вашего предприятия». (Т. Питерс, Р. Уотермен)

Экономика как наука и хозяйство. Тесты ЕГЭ - экономика.

1. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

1) философия

2) социология

3) политология

4) экономика

2. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1) способы регулирования социальных конфликтов

2) способы рационального использования ограниченных ресурсов

3) социальные последствия научно-технической революции

4) способы оптимального управления обществом

4. Что относится к основным вопросам экономики?

1) Кто и как регулирует цены?

2) Что и как производить?

3) Где разместить новые предприятия?

4) Как координировать деятельность производителя?

5. Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?

А. Экономика – наука о принципах функционирования рыночных механизмов.

Б. Экономика – наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных

ресурсов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об экономической науке?

А. Экономическая наука изучает хозяйственную деятельность людей.

Б. Экономическая наука изучает только современное общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Что из перечисленного изучает экономика как наука?

1) ведение учёта имущества на предприятии

2) причины опозданий электропоездов на железной дороге

3) порядок обмена отечественных денежных знаков на иностранные

4) общие закономерности принятия хозяйственных решений

8. Что из приведённого ниже относится к сфере потребления?

1) оказание страховых услуг

2) производство мебели на заказ

3) использование в быту отопления

4) сбор налогов

9. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика не подвержена влиянию других сфер общества.

Б. Экономика позволяет полностью удовлетворить разнообразные потребности человека и общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) расширение сети продуктовых магазинов

2) оказание населению услуг по ремонту бытовой техники

3) открытие детской спортивной школы в областном центре

4) анализ причин роста цен на молочную продукцию

11. Здания заводских цехов, производственные помещения относятся к одному из основных факторов производства –

1) капиталу

2) земле

3) предпринимательству

4) труду

12. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

1) материальными потребностями

2) факторами производства

3) спросом и предложением

4) природными ресурсами

13. Организация производства, разработка управленческих решений, обеспечение выхода на новые рынки сбыта продукции – примеры действия одного из основных факторов производства –

1) капитала

2) предпринимательства

3) фондов

4) акционеров

14. Что является условием осуществления материального производства?

1) развитые товарно-денежные отношения

2) факторы производства

3) международная торговля

4) высокая потребительская активность

15. Внедрение достижений науки и техники в производство, как правило, способствует

1) увеличению налоговых ставок

2) гармонизации личных и общественных интересов

3) снижению затрат производства

4) повышению минимального размера оплаты труда

16. Выберите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которым оно указано.

1) Земля; 2) труд; 3) факторы производства; 4) капитал; 5) предпринимательские способности.

17. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

18. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию.

1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

1. Валовый национальный продукт; 2. мировой рынок; 3. безработица; 4. издержки; 5. курс валют.

20. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой фак­тор­ные доходы.

1) вы­иг­рыш в лотерею

2) зе­мель­ная рента

3) за­ра­бот­ная плата

4) по­со­бие по безработице

5) дивиденды

6) прибыль

21. Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет изу­че­ние спо­со­бов ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ресурсов.

2) Экономику как науку ил­лю­стри­ру­ет про­из­вод­ство то­ва­ров пи­ще­вой промышленности.

3) Экономика вы­сту­па­ет как наука в про­цес­се внед­ре­ния новых тех­но­ло­гий в сель­ское хозяйство.

4) Экономика как наука вклю­ча­ет со­во­куп­ность зна­ний о хо­зяй­стве и свя­зан­ной с ним де­я­тель­но­сти людей.

5) Экономика как наука вклю­ча­ет ма­те­ри­аль­ное и не­ма­те­ри­аль­ное производство.

22. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ В) факторный доход — рента Г) факторный доход — заработная плата Д) факторный доход — прибыль   1) труд 2) земля 3) предпринимательские способности

23. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной B первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ Б) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта В) факторный доход — заработная плата Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. Д) объём денежной массы, которой располагают субъекты экономики   1) труд 2) земля 3) капитал

24. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания экономических благ.

2) Факторный доход от труда называется заработной платой.

3) Рента является факторным доходом от использования предпринимательских способностей.

4) Прибыль — это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

5) К факторным доходам относят спрос и предложение.

25. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Предпринимательскими способностями называют особые способности человека правильно оценить спрос, скоординировать использование ресурсов и принять на себя риск потери вложенных в дело средств.

2) Доход от информации как фактора производства называют рентой.

3) Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ, определяют содержание такого фактора производства, как земля.

4) Доход от труда как фактора производства — заработная плата работника.

5) Земля как фактор производства приносит своему владельцу доход в виде заработной платы.

26. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ   СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы Б) покупка товара в магазине В) разработка планов развития национальной экономики Г) открытие сети химчисток   1) экономика как наука 2) экономика как хозяйство

27. Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ   РАЗДЕЛ
А) динамика валового внутреннего продукта Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг В) условия успешности бизнеса в определённых сферах Г) изменение курсов валют   1) микроэкономика 2) макроэкономика

28. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щающим для всех осталь­ных по­ня­тий

земля тру­до­вые ре­сур­сы фак­тор про­из­вод­ства
ка­пи­тал ин­фор­ма­ция  

29. На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Основы рационального питания дошкольников.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

30. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ФАК­ТОР ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
Труд Ис­поль­зо­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг фи­зи­че­ских и ум­ствен­ных спо­соб­но­стей людей
... Де­неж­ные сред­ства, зна­ния, со­ору­же­ния, обо­ру­до­ва­ние, ис­поль­зу­е­мое при про­из­вод­стве то­ва­ров, услуг

31. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют фак­то­ры про­из­вод­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пред­при­ни­ма­тель­ство 2) труд 3) цен­ные бу­ма­ги
4) курс валют 5) ка­пи­тал 6) земля

32. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «обмен». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) раз­де­ле­ние труда 2) про­из­во­ди­тель­ные силы 3) спе­ци­а­ли­за­ция про­из­во­ди­те­лей
4) бар­тер 5) уни­тар­ные пред­при­я­тия 6) то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния

33. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мик­ро­эко­но­ми­ка». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) фирма 2) ло­каль­ный рынок 3) фон­до­вая биржа
4) из­держ­ки 5) бух­гал­тер­ская при­быль 6) на­ло­го­вая си­сте­ма стра­ны

34. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фак­то­рах про­из­вод­ства и фак­тор­ных до­хо­дах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) К фак­то­рам про­из­вод­ства от­но­сит­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая форма пред­при­я­тия.

2) До­хо­дом от ка­пи­та­ла яв­ля­ет­ся рента.

3) Пред­при­ни­ма­тель­ская спо­соб­ность яв­ля­ет­ся одним из фак­то­ров про­из­вод­ства.

4) Зна­че­ние труда как фак­то­ра про­из­вод­ства в со­вре­мен­ных усло­ви­ях сни­жа­ет­ся.

5) Ка­пи­тал как фак­тор про­из­вод­ства вклю­ча­ет ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние.

35. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.

2) Мик­ро­эко­но­ми­ка изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии эко­но­ми­ки.

3) Эко­но­ми­ка как наука изу­ча­ет спо­со­бы хо­зяй­ство­ва­ния, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми.

4) Уче­ные изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хо­зяй­ства.

36. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и фак­то­ра­ми про­из­вод­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ   ФАК­ТО­РЫ ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА
A) зда­ния за­вод­ских цехов, за­вод­ские по­ме­ще­ния Б) ору­дия труда B) за­па­сы ми­не­раль­но­го сырья Г) чис­лен­ность ра­бот­ни­ков, за­ня­тых в про­из­вод­стве Д) уме­ние ор­га­ни­зо­вать про­из­вод­ство   1) ка­пи­тал 2) земля 3) труд 4) пред­при­ни­ма­тель­ство

37. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Экономика, хозяйство, __________ (А) имеют общую основу - ограниченность ресурсов, разделение труда и __________ (Б) продуктами. Система здесь необходима для установления определённого __________ (В) между ограниченными ресурсами для производства __________ (Г) и безграничными потребностями людей в них. Совместить эти факты экономического __________ (Д) можно лишь в условиях такой системы хозяйствования, при которой производство реально было бы заинтересовано в __________ (Е) использования ограниченных ресурсов, выпуске товаров, пользующихся спросом потребителей».

1) блага

2) зависимость

3) равновесие

4) бытие

5) эффективность

6) цена

7) рынок

8) технология

9) обмен

38. «Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся __________(А) всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить. Ограниченность труда связана с тем, что число __________(Б) жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Кроме того, по своим __________(В), имеющимся навыкам лишь часть граждан пригодна для выполнения конкретных видов работ. Эти ограничения можно ослабить, например, за счёт приглашения рабочих из-за рубежа или переобучения и подготовки работников по наиболее __________(Г). Но на всё это нужно время, а моментального расширения рамок рабочей силы добиться невозможно. Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется __________(Д) страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых. Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем, какой __________(Е) она успела накопить».

1) торговля

2) способности

3) география

4) производственный потенциал

5) ресурсы

6) дефицитные специальности

7) трудоспособные

8) система образования

9) демографические

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

В приведенном ниже фрагменте текста автор анализирует развитие Сибири в условиях административно-командной системы в 1980-е годы.

...Можно приводить немало примеров, когда «сила» того или иного ведомства, его стремление рассматривать территорию только как полигон для собственного развития брали верх над региональными интересами и в результате приводили к серьезным негативным последствиям на уровне региона. Так, интенсивное развитие крупной промышленности (машиностроение, нефтехимия, теплоэнергетика) в пределах только города Омска привело к его гипертрофии. Из этого естественным следствием возникал целый ряд проблем экологических, проблем развития социальной и производственной инфраструктуры и т.д., решать которые государство не спешило, а регион самостоятельно не мог. Несмотря на бурные темпы роста региональной экономики и более высокую «отдачу» (в 1980-х гг. выпуск продукции в расчете на единицу площади в Омской области был выше общесоюзного на 60%; степень занятости в народном хозяйстве также превышала средний по стране), население области имело относительно более низкий, чем по стране в целом, уровень жизни и уровень социальной защиты. Так, непростая экологическая обстановка не компенсировалась развитием здравоохранения. В 1986 году бюджетные затраты по этому направлению в области в расчете на одного жителя были в 2,17 раза меньше, чем по стране в целом.

Западная Сибирь стала районом зарождения наиболее массовых и относительно дальних транспортных потоков, среди которых доминируют поставки топлива и сырья в европейскую часть страны. К 1985 г. объем перевозок из Западной Сибири на Урал, в Центр и другие экономические районы европейской части страны в десятки раз превышал средний поток в обмене экономических районов СССР. По сути, государство мерами проводимой им политики, активно развивая Сибирь, по- прежнему рассматривало ее лишь в качестве ресурсно-производственной базы.

39. Какие показатели использует автор для анализа последствий экономического роста Омской области? (Укажите три из них).

40. Автор говорит о мерах проводимой государством политики, направленной на развитие Сибири. На основе текста назовите два фактора бурного экономического роста региона.

41. В условиях административно-командной экономики интересы развития отдельного региона нередко уступали узковедомственным целям. Какие проблемы вызвало интенсивное развитие Омской области в 1980-е годы? Назовите любые две проблемы, выявленные автором, и конкретизируйте любую из них с помощью примера.

42. Автор статьи подчеркивает, что в развитии Сибири акцент делался на ресурсно- промышленную политику при отставании социальных мер. Опираясь на знания экономического курса, назовите три направления расходов государственного бюджета, способствующих развитию социальной сферы.

Выбор модели развития России и кризис 1998 г.

Направление реформ шло по пути чистого, а порой и «дикого» капитализма. Государство фактически самоустранилось от регулирования экономики, а стихийные механизмы, обеспечивающие права человека в развитых странах, еще не окрепли. Выделим основные слагаемые развития страны.

1) С начала 1990-х годов наблюдалось резкое падение производства в реальном секторе экономики — промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.

2) Плохо подготовленное открытие внутреннего рынка навстречу мировому привело к зависимости России от импорта продовольствия, потребительских и многих инвестиционных товаров. Возникла и чрезмерная зависимость страны от доходов от экспорта сырья (особенно нефти и газа), а, следовательно, и от цен мирового рынка.

3) Тяжелое положение в экономике вызвало уменьшение поступления налогов в государственную казну, что привело страну к бюджетному кризису. Иссякли источники финансирования пенсий, зарплаты работников бюджетной сферы, расходов на оборону, образование и здравоохранение.

4) Опасения вызвать инфляцию не позволили финансировать государственные расходы и за счет эмиссии денег. Правда, некоторое время государству удавалось решать свои финансовые проблемы за счет огромных займов.

5) На этой основе сложилось обособленное, искусственное процветание финансово-банковского сектора за счет завышенных ставок процента по государственным займам и спекулятивной игры на валютных рынках.

В итоге заложенные в избранной модели реформ противоречия с полной силой проявились к середине 1998 г.

Таким образом, эпоха развития по пути чистого капитализма завершилась тупиком, поставившим страну на грань новых социальных потрясений. Только в ходе тяжелого социально-экономического кризиса 1998 г. в России начался официальный процесс смены модели реформирования. Речь идет о повороте к созданию «смешанной» рыночной экономики.

43. Какие признаки кризиса 1998 года названы в тексте? (Укажите любые три из них).

44. Назовите две модели реформирования экономики, упомянутые в тексте. По какой из них реформировалась российская экономика до 1998 года?

45. При выборе модели развития России высказываются разные точки зрения. Какая модель является более предпочтительной по мнению автора? По какому авторскому суждению вы это определили? Разделяете ли вы мнение автора? Свой ответ обоснуйте.

46. Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые три экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа.

47. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «производство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производстве.

48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

49. В чем про­яв­ля­ет­ся огра­ни­чен­ность эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов? При­ве­ди­те не менее трех по­ло­же­ний.

50. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Экономика: «Вопросы: что? как? и для кого? про­из­во­дить не со­став­ля­ли бы проблемы, если бы ре­сур­сы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

Экономика: «Экономика есть ис­кус­ство удо­вле­тво­рять без­гра­нич­ные по­треб­но­сти при по­мо­щи огра­ни­чен­ных ресурсов». (Л. Питер)

Наши рекомендации