ТЕМА 12. Государственное регулирование экономики. Фискальная, кредитно-денежная, социальная, внешнеэкономическая политика
Рынок, как было показано в предыдущих темах курса, не может обеспечить нормальное функционирование экономики. Рыночный механизм должен быть дополнен механизмом государственного регулирования. Основные задачи государственного регулирования:
1) правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: защита права собственности, противодействие неограниченной власти монополий, поддержка конкуренции и мелкого бизнеса; защита прав потребителей; защита интеллектуальной собственности, банковской сферы и др. отраслей экономики.
2) производство общественных товаров, которые служат интересам общества в целом (товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дорог и т.п.).
3) охрана окружающей среды (осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций и др.
4) стабилизация макроэкономических колебаний, антициклическое, антиинфляционное регулирование, обеспечение занятости.
Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм.
Различают две основные формы государственного регулирования: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер государственной политики.
Прямое вмешательство. В большинстве развитых стран государству принадлежит инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование экономики. Это такие отрасли как электроэнергетика, морской, воздушный и железнодорожный транспорт, атомная промышленность и др. К прямому вмешательству относится принятие законов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Например, антимонопольное законодательство, закон о кооперации и др.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
- стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;
- обеспечение полной занятости;
- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;
- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
- поддержку устойчивого экономического роста;
- перераспределение доходов.
Первоочередной задачей государства является стабилизация экономики.
Стабилизационная политика – это комплекс мер по преодолению кризисов, поддержанию равномерного и устойчивого роста производства.
Главными инструментами этой политики являются:
1. Фискальная политика– сводится к манипулированию госбюджетом.
2. Денежно-кредитная политика – регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег.
3. Комбинированная политика, которая включает дополнительно к двум предыдущим еще и антиинфляционную политику.
Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
Фискальная политика направлена на обеспечение экономического роста полной занятости и неинфляционного развития. Основными инструментами этой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. По этой причине фискальную политику также именуют бюджетно-налоговой политикой.
К налоговым регуляторам относятся инструменты фискальной политики, представленные изменениями видов налогов и платежей, их структуры, объектов обложения, субъектов платежей, источников налогов, ставок, льгот, санкций, сроков взимания, способов внесения.
Бюджетные регуляторы включают уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.
В зависимости от механизма реагирования на изменение экономической ситуации различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика направлена на стабилизацию экономики, носит активный характер; осуществляется через организацию общественных работ, изменение уровня трансфертных платежей и налоговых ставок.
В зависимости от фазы экономического цикла дискреционная политика может быть сдерживающей или стимулирующей. Первая проводится на этапе подъема с целью сдерживания инфляции, вызванной избыточным спросом; направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации этой политики предполагает увеличение чистых налогов или рост налогов в сочетании с понижением правительственных расходов (закупок и заказов).
Вторая (стимулирующая) политика проводится в период спада, при высокой безработице, путем снижения чистых налогов или путем сочетания снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Автоматическая фискальная политика носит пассивный характер, формируется независимо от решений правительства; обусловлена автоматическим изменением уровня государственных расходов и налоговых поступлений при изменении экономической ситуации при помощи встроенных стабилизаторов. К встроенным стабилизаторам относится любой инструмент, работающий в режиме саморегулирования; в данном случае – это эффективная налоговая система и система трансфертов (пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменение объема производства, занятости и уровня инфляции).
Встроенные стабилизаторы позволяют избежать слишком большой амплитуды циклических колебаний. Например, в период спада безработица растет, и автоматически растут расходы госбюджета на выплату социальных пособий, следовательно, увеличиваются доходы и совокупный спрос; в период подъема наоборот.
Зависимость между получаемым государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов описывается кривой Лаффера.
Максимальное поступление налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt).Повышение этого уровня до ведет к утрате стимула к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает доходы и поступления в бюджет (T1 <T max).
Центральный банк проводит денежно-кредитную политику – это совокупность методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на денежное обращение, кредитные отношения и стабильность денежной единицы. Главная цель этой политики – воздействие на экономику, регулирование хозяйственной конъюнктуры. Политика Банка России включает в себя два направления: с одной стороны, стимулирование кредита и денежного обращения, с другой – их ограничение (сжатие) – кредитная рестрикция.
Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на денежный мультипликатор. Различают инструменты прямого и косвенного денежно-кредитного регулирования. К первым относятся лицензирование деятельности коммерческих банков, установление лимитов кредитования, прямое регулирование ставки процента. Ко вторым, наиболее часто применяемым, инструментам причисляются изменение нормы обязательных резервов, учетной ставки процента (ставки рефинансирования), и операции на открытом рынке государственных ценных бумаг.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на ВВП, занятость, уровень цен. В зависимости от макроэкономической ситуации и значения перечисленных индикаторов Центральный банк проводит либо политику дешевых, либо политику дорогих денег.
В период спада производства и роста безработицы проводится политика дешевых денег с целью стимулирования деловой активности. Центральный банк проводит политику по увеличению денежного предложения и удешевления кредита посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков:
– снижение учетной ставки;
– снижение нормы обязательных резервов;
– покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Политика дорогих денег осуществляется в тот момент, когда в экономике имеются излишние расходы и высокая инфляция. Поэтому для стабилизации экономики с целью удорожания кредита и сдерживания денежной массы и деловой активности применяются иные инструменты:
– повышение учетной ставки;
– повышение нормы обязательных резервов;
– продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Государственная социальная политика – это деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение конфликтов на экономической почве.
Можно выделить два основных типа социальной политики: остаточная социальная политика и институциональная социальная политика.
Остаточная социальная политика выполняет функции, которые не может должным образом выполнить рынок. Она ограничена по своим масштабам, методы этой политики в основном пассивные (пособия, выплаты, талоны на бесплатное питание) и имеют компенсационный характер. Можно сказать, что голодному дают рыбу, а не удочку. Политика этого типа распространена в США.
Институциональная социальная политика является более конструктивной, перераспределяет национальный доход в пользу беднейших слоев. В ней преобладают активные инструменты (расширение занятости, переобучение, помощь в поиске работы больным и инвалидам). Наибольшее развитие получила в Швеции.
В России социальная политика за годы реформ полностью разрушена, а сейчас, развивается в сторону модели остаточного типа.
Основная социальная проблема – проблема бедности. Бедность – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень должен выступать как прожиточный минимум. Мировая практика показывает, что существует две стратегии государственной помощи бедным: гарантирующий и не гарантирующий минимальный доход на уровне черты бедности. В России размер всех минимальных социальных выплат не связан со стоимостной оценкой черты бедности и намного ниже бюджета прожиточного минимума.
Основными направлениями социальной политики в России являются:
1. Защита денежных доходов от инфляции с помощью индексации.
2. Социальное страхование, которое распространяется на работающих членов общества. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник, государство. Задачей является поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом: старость, болезнь, травма, материнство, безработица.
3. Социальная помощь, которая не носит постоянного характера и не распространяется на всех нуждающихся. Предполагает заявительный характер и проверку нуждаемости, величины доходов и имущества.
В настоящее время происходит интенсивный процесс глобализации экономики, интернационализации производства, международные связи национальных экономик становятся постоянными и устойчивыми. Независимо от форм собственности и общественного строя разных стран складывается их все более полная экономическая зависимость. В этих условиях все большую роль начинает играть эффективная внешнеэкономическая политика страны.
Внешнеэкономическая политика страны – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений, оптимизацию участия страны в международном разделении труда.
Основные формы внешнеэкономических отношений:
1) международная торговля
2) международная миграция капитала
3) международная миграция трудовых ресурсов
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Разница между экспортом и импортом – это сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, сальдо активное, если наоборот – пассивное. Для покрытия пассивного сальдо торгового баланса приходится выплачивать другим странам сумму разницы золотом или конвертируемой валютой.
Для успешной деятельности на всемирном рынке страна должна иметь не только экспортные ресурсы и средства для оплаты импорта, но и внешнеторговую инфраструктуру, которая обеспечивает продвижение товаров от производителя к потребителю в другие страны. Такая инфраструктура состоит из материально-технической базы внешней торговли (современные склады, оснащенные специальным оборудованием, транспортными средствами и т.п.).
Всемирный рынок представляет собой сферу острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных или взаимозаменяемых товаров, а также столкновение интересов экспортеров и импортеров.
Основные направления в изменении структуры международного товарооборота состоят в сокращении удельного веса сырьевых товаров и росте доли готовых изделий обрабатывающей промышленности, в превращении современной технологии и технических знаний в особый товар. Поскольку национальное хозяйство любой страны зависит от внешней торговли, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики. Исторически сложились две противоположные системы такой политики: протекционизм и свободная торговля (фритредерство).
Протекционизм– система ограничений импорта, которая включает введение высоких таможенных пошлин, запретов на ввоз определенных товаров, количественную регламентацию импорта, использование дискриминационных качественных стандартов и других мер, препятствующих конкуренции иностранных товаров с местным производством.
Протекционизм имеет и положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, он защищает местных производителей, поощряет развитие отечественных продуктов, заменяющих импортные; с другой стороны ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, защищенных «зонтиком» протекционизма, поддерживается высокий уровень цен на товары, защищенных пошлинами, развивается контрабанда. В ответ на протекционистские меры другие страны – партнеры также «закрывает» свой рынок, в результате национальному хозяйству может быть нанесен большой вред.
Свободная торговля – внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают экспортные и импортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные и другие ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства, что позволяет местным предпринимателям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
В большинстве случаев, страны проводят гибкую внешнеторговую политику, сочетая элементы протекционизма и свободной торговли. Следующая форма внешнеэкономических отношений – международная миграция капитала.
Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудный.
В настоящее время 70-75% прямых заграничных инвестиций приходятся на развитые страны, т.к. там существуют квалифицированные кадры, развитая инфраструктура производства, емкие внутренние рынки, есть финансовые средства.
В последние десятилетия возникло такое явление, как транснациональный капитал – интернациональные промышленные и банковские корпорации, создание международных монополий позволяет обходить таможенные барьеры, избегать уплаты пошлин; существует свыше 600 международных компаний – гигантов (Сименс, Филлипс, Экссон и др.). Широкое распространение получила в настоящее время международная миграция трудовых ресурсов – перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы и лучших условий жизни. По классификации ООН постоянными трудовыми мигрантами считаются лица, пребывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий год. Основные центры притяжения иммиграции – США, Западная Европа, страны Арабского Востока. При длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда так велика, что без привлечения новых мигрантов становится невозможным нормальное функционирование данного государства (например, строительство, сфера услуг и др.). Сравнительно новой формой миграции трудовых ресурсов является миграция научно-технических кадров, так называемых «похищение умов» из менее развитых стран в США и Западную Европу.