Экономические и социальные критерии порядка и хаоса
Состояние хаоса нельзя понимать как состояние абсолютной неопределенности развития системы. Оно воспринимается таковым потому, что трудно определить, какая из многочисленных зарождающихся в старой социально-экономической системе самоорганизующихся структур станет управляющей, обусловливающей формирование и замену одних структур другими и развитие функциональных отношений между ними.
Для социально-экономических систем данное состояние характеризуется переходом к критическому соотношению затрат труда, материалов, энергии, сырья, требуемых для расширенного воспроизводства продукции и для поддержания состояния простого воспроизводства средств производства. С этого момента начинается лавинное эшелонированное рассогласование функциональных отношений между всеми элементами социально-экономической системы. Такое развитие процесса можно назвать саморазвивающимся хаосом.
Хаос в точке бифуркации помимо нарушения структуры нередко влечет за собой десинхронизацию многих процессов в национальной и мировой экономике, для преодоления которой требуется несколько лет.
Если асинхронность циклического движения экономики не представляет собой особой проблемы, то рассогласованность процессов, протекающих в национальной экономике, таит в себе угрозу ее разрушения: хаос точки бифуркации может не только породить самоорганизацию, но и подтолкнуть экономику в область странного аттрактора, что делает особенно насущным государственное регулирование экономики в этот момент.
С развитием хаоса государство по форме представляется единым, а по содержанию состоит из частей, не связанных или слабо связанных функциональными отношениями, т.е. превращается в простую сумму частей (областей, республик; предприятий; политических партий и пр.).
Применительно к социально-экономическим процессам в качестве самоорганизующейся системы выступает не только государство, но и трудовой коллектив предприятия, акционерное общество, фермерское хозяйство, фирма.
Порядок в социально-экономических системах, т.е. установившаяся, устойчивая структура функциональных отношений, обладает свойствами самоорганизации, благодаря чему он самовоспроизводится и совершенствуется. Порядок в экономической системе, как и в любых других природных системах, формируется в результате упорядоченного воздействия со стороны более организованных и более устойчивых на данный момент социальных систем, разрушаясь и, переходя через хаос, замещаясь новым порядком. Часто это чревато формированием самоорганизующейся системы теневой экономики, что и произошло в России.
Самоорганизация, саморазвитие экономики - процесс институциональный, закономерности которого являются продуктом кооперации индивидов между собой и институтов с индивидами. Именно кооперации мы обязаны существованием общественных институтов. Экономическое развитие сопровождается и иногда продуцируется развитием субъекта, его деятельности, а крупные точки бифуркации (скачки) сопровождаются резкими изменениями в сфере его мотивации, а также степени специализации, способах согласования интересов.
Согласно экономическим законам темпы, направление и тип развития национальной экономики зависят от ее прошлого, в том числе структуры и механизма ее функционирования, достигнутого уровня развития, характера среды и типа связей. Прошлое национальной экономики служит определенным «ограничителем» при выборе ею аттрактора в точке бифуркации; из многочисленных путей развития она может выбрать лишь соответствующие ее природе, уровню развития, сформированным в процессе ее прошлого развития, т.е. экономика развивается в соответствии с «принципом непрерывности»: картина меняется непроизвольно, но каждый последующий момент согласован с предыдущим состоянием.
Динамика самоорганизующихся систем в деталях и на длительную перспективу трудно предсказуема. Однако в их развитии, как бы ни менялись условия, функциональные процессы всегда направлены на самосохранение, самовоспроизведение, улучшение режима развития, уменьшение энтропии.
В соответствии с синергетическими принципами систему следует считать самоорганизующейся социальной, если она формируется в условиях неограниченного присвоения в собственность природных ресурсов и отсутствия внешних и внутренних политических, экономических и каких-либо других ограничений (естественно, что в настоящее время таких социосистем не существует).
Сложившийся экологический кризис формирует тенденции таких взаимоотношений современного технократического общества и природы, которые объективно обязывают необходимое планирование и регулирование этих отношений.
Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма: финансирование производств малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но актуальных для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; преодоление социального расслоения; реализация региональных и национальных экономических программ; решение проблемы безработицы; налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты; проведение научно-исследовательских изысканий, особенно фундаментальных, и т.д.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного их регулирования в национальном и международном масштабах.
Свободное развитие функциональных отношений «спрос - предложение - цена» должно иметь разумный, регулируемый предел. Самоорганизация социально-экономической системы не может увеличиваться ни по численности населения, ни по количеству производимой промышленной и военной продукции, ни по количеству информации, вещества и энергии, изымаемых из экосистем, выше некоторого теоретически и практически определяемого предела.