Экономические и социальные критерии порядка и хаоса

Состояние хаоса нельзя понимать как состояние абсолютной неопределенности развития системы. Оно воспринимается тако­вым потому, что трудно определить, какая из многочисленных зарождающихся в старой социально-экономической системе са­моорганизующихся структур станет управляющей, обусловливаю­щей формирование и замену одних структур другими и развитие функциональных отношений между ними.

Для социально-экономических систем данное состояние харак­теризуется переходом к критическому соотношению затрат труда, материалов, энергии, сырья, требуемых для расширенного воспро­изводства продукции и для поддержания состояния простого воспро­изводства средств производства. С этого момента начинается лавин­ное эшелонированное рассогласование функциональных отношений между всеми элементами социально-экономической системы. Такое развитие процесса можно назвать саморазвивающимся хаосом.

Хаос в точке бифуркации помимо нарушения структуры неред­ко влечет за собой десинхронизацию многих процессов в нацио­нальной и мировой экономике, для преодоления которой требу­ется несколько лет.

Если асинхронность циклического движения экономики не представляет собой особой проблемы, то рассогласованность про­цессов, протекающих в национальной экономике, таит в себе уг­розу ее разрушения: хаос точки бифуркации может не только по­родить самоорганизацию, но и подтолкнуть экономику в область странного аттрактора, что делает особенно насущным государ­ственное регулирование экономики в этот момент.

С развитием хаоса государство по форме представляется еди­ным, а по содержанию состоит из частей, не связанных или слабо связанных функциональными отношениями, т.е. превращается в простую сумму частей (областей, республик; предприятий; поли­тических партий и пр.).

Применительно к социально-экономическим процессам в ка­честве самоорганизующейся системы выступает не только государ­ство, но и трудовой коллектив предприятия, акционерное обще­ство, фермерское хозяйство, фирма.

Порядок в социально-экономических системах, т.е. установив­шаяся, устойчивая структура функциональных отношений, обла­дает свойствами самоорганизации, благодаря чему он самовос­производится и совершенствуется. Порядок в экономической си­стеме, как и в любых других природных системах, формируется в результате упорядоченного воздействия со стороны более органи­зованных и более устойчивых на данный момент социальных си­стем, разрушаясь и, переходя через хаос, замещаясь новым порядком. Часто это чревато формированием самоорганизующейся си­стемы теневой экономики, что и произошло в России.

Самоорганизация, саморазвитие экономики - процесс инсти­туциональный, закономерности которого являются продуктом кооперации индивидов между собой и институтов с индивидами. Именно кооперации мы обязаны существованием общественных институтов. Экономическое развитие сопровождается и иногда продуцируется развитием субъекта, его деятельности, а крупные точки бифуркации (скачки) сопровождаются резкими изменени­ями в сфере его мотивации, а также степени специализации, спо­собах согласования интересов.

Согласно экономическим законам темпы, направление и тип развития национальной экономики зависят от ее прошлого, в том числе структуры и механизма ее функционирования, достигнутого уровня развития, характера среды и типа связей. Прошлое наци­ональной экономики служит определенным «ограничителем» при выборе ею аттрактора в точке бифуркации; из многочисленных путей развития она может выбрать лишь соответствующие ее при­роде, уровню развития, сформированным в процессе ее прошло­го развития, т.е. экономика развивается в соответствии с «прин­ципом непрерывности»: картина меняется непроизвольно, но каж­дый последующий момент согласован с предыдущим состоянием.

Динамика самоорганизующихся систем в деталях и на длитель­ную перспективу трудно предсказуема. Однако в их развитии, как бы ни менялись условия, функциональные процессы всегда направлены на самосохранение, самовоспроизведение, улучшение режима развития, уменьшение энтропии.

В соответствии с синергетическими принципами систему следу­ет считать самоорганизующейся социальной, если она формируется в условиях неограниченного присвоения в собственность природных ресурсов и отсутствия внешних и внутренних политических, эконо­мических и каких-либо других ограничений (естественно, что в на­стоящее время таких социосистем не существует).

Сложившийся экологический кризис формирует тенденции таких взаимоотношений современного технократического обще­ства и природы, которые объективно обязывают необходимое пла­нирование и регулирование этих отношений.

Многие экономические и социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирующегося рыночного механизма: финансирование производств малорентабельных или нерентабель­ных с точки зрения частного капитала, но актуальных для продол­жения воспроизводства в национальных масштабах; преодоление социального расслоения; реализация региональных и нацио­нальных экономических программ; решение проблемы безрабо­тицы; налаживание денежного обращения и конвертируемости валюты; проведение научно-исследовательских изысканий, осо­бенно фундаментальных, и т.д.

Концентрация производства и капитала, наличие крупных мо­нополий и финансово-промышленных групп расширяют возмож­ности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного их регулирова­ния в национальном и международном масштабах.

Свободное развитие функциональных отношений «спрос - пред­ложение - цена» должно иметь разумный, регулируемый предел. Са­моорганизация социально-экономической системы не может увели­чиваться ни по численности населения, ни по количеству произво­димой промышленной и военной продукции, ни по количеству информации, вещества и энергии, изымаемых из экосистем, выше некоторого теоретически и практически определяемого предела.

Наши рекомендации