Экономическое учение Ф. Модильяни

Известный итальянский экономист Франко Модильяни, исследуя социально-экономические процессы, обратил осо­бое внимание на то, что уровень дохода на протяжении всей жиз­ни человека колеблется и что сбережения позволяют потребите­лям перераспределять доход с периодов, когда его уровень дохода высок, на периоды, когда он низок. Модильяни предлагает учитывать эти факты в социально-экономической политике, полагая, что среди многих причин колебания уровня дохода на протяже­нии жизни человека важнейшей является выход на пенсию.

При этом многие ожидают значительного снижения своих дохо­дов, но никто не желает резкого снижения своего потребления. Боль­шинство людей откладывают средства к моменту выхода на пенсию. Согласно теории перманентного дохода, если доход домашнего хо­зяйства снижается лишь на какое-то время, потребление не сокра­тится в той же мере, что и доход. Скорее всего эти люди возьмут в долг, чтобы поддерживать свой уровень жизни.

Концепция жизненного цикла выразилась в следующей зако­номерности: потребление зависит от величины дохода за длитель­ный период времени, равный длине жизненного цикла индиви­дуума или семьи. Люди пытаются оценить уровень своих будущих доходов, которые оказывают воздействие на текущее потребление. Те, кто имеет высокие доходы, но ожидает в будущем их сокра­щение, начнут экономить; напротив, люди, ожидающие повыше­ния доходов в будущем, берут сегодня займы и стремятся жить в долг, чтобы иметь высокий уровень текущего потребления.

Теория жизненного цикла объясняет, например, почему уровень жизни студентов гораздо выше, чем могли бы позволить их доходы: надеясь на высокие доходы в будущем, они берут в долг, чтобы тра­тить теперь, а расплачиваются позже. Эта теория наводит также на мысль о том, что значительные сбережения делаются специально для пенсионного возраста, когда ожидаются низкие доходы.

Тема 13. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Американская модель

Становление и развитие американской экономической моде­ли сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регули­рования экономики. С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в ры­ночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолибераль­ную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами. В последние десятилетия можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилени­ем рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой - факторами геопо­литического плана (окончанием «холодной войны», возможнос­тью уменьшения расходов на военные нужды). При этом государ­ственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структуры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть - мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики - атомные электростанций; наука; а также отрасли, обеспечиваю­щие воспроизводство рабочей силы - образование и здравоохра­нение). Государственная собственность в США практически пол­ностью отсутствует, что заметно отличает американскую эконо­мику от экономики других развитых стран.

Некоторое государственное вмешательство в эко­номику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регу­лирование; создание и поддержание правовой базы рыночных от­ношений, включая законодательную защиту частной собственно­сти и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т. д.

Принципиально важным является повышение степени приори­тетности в бюджете государства инвестиций в чело­веческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подго­товку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение.

Американская модель построена на всемерном поощрении пред­принимательской активности, «обогащения» наиболее активной ча­сти населения. Для уменьшения социальной напряженности мало­обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уро­вень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Германская модель

Для герман­ской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производ­ства), стиля потребления и т.д. Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида из­делий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в ус­ловиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в ин­формационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация доро­гостоящей системы социального обеспечения и народного образо­вания, отступление государства из многих областей частной эконо­мики, сокращение бюрократического аппарата. Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

В экономическом плане Германия является классическим госу­дарством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту това­ров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков, Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и сред­ние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.

В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предпри­ятия, всех организаций - как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, со­циальных страховок, пособий.

Социальная политика основана на предоставлении всем фор­мам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей ус­тойчивого развития. Особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Шве­ции как одного из самых развитых в социально-экономическом от­ношении государств. В конце 60-х гг, в экономической модели Шве­ции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключе­нии коллективных договоров в области заработной платы.

Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы эко­номической политики. Активность на высокоразвитом рынке тру­да и исключительно большой государственный сектор (при этом подразумевается прежде всего сфера перераспределения, а не госу­дарственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране раз­витие на протяжении длительного времени без социальных потря­сений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

• в политической сфере — высокий уровень развития политичес­кой культуры, кооперационный характер отношений между разны­ми социальными слоями и политическими партиями на основе вза­имного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

• в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным пред­принимательством и создания инновационного климата;

• социальной сфере — возрастание значения человеческого фактора — высококвалифицированного и творческого труда, со­циальной направленности государства и экономической стабильности общества.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. Главный фактор данной модели - сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расхо­дов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жиз­ненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции.

Французская модель

Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате трое­кратной национализации. Даже после реа­лизации двух масштабных программ приватизации, проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких.

После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельности государства. Однако проведение правительством реконструк­ции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике.

В1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел от­каз от универсальных для всех компаний моделей разгосударств­ления; государство взяло да себя реструктуризацию приватизиру­емого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционер­ного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами.

Государственные предприятия Франции традиционно разделяются на две труппы: административные учреждения и акцио­нерные компании. Статуе административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом де­ятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права.

Франция отличается от других стран EG тщательной проработ­кой страхования рисков, связанных с предварительным изучени­ем рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспорт­ной продукции.

Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критери­ев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет счи­таются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными.

Общим принципом является сведение увольнений к миниму­му за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций ра­ботникам в связи с переездом на новое место жительства, профес­сиональной переподготовки, финансового стимулирования до­срочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя сто­имость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80 % стоимости про­цедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы.

Тема 13. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

Наши рекомендации