Институциональные и неоинституциональные течения XX в.
(Т.Веблен, Дж.Гэлбрейт)
Основателем институционализма считается американский ученый Т.Веблен. В книге «Теория праздного класса» он впервые обосновал исследовательскую специфику институционализма, заключающуюся в следующем:
• отрицается принцип индивидуальной оптимизации, при котором хозяйствующие субъекты следуют приобретенным правилам поведения и социальным нормам, что предопределяет исследования не только экономических, но и многих социальных проблем;
• отрицается методологический индивидуализм. Утверждается, что действия отдельных субъектов в значительной мере определяются ситуацией в экономике в целом, а их цели и предпочтения — социальными факторами;
• основная задача экономической науки сводится к «пониманию» функционирования хозяйства, а не к прогнозу и предсказанию;
• изменяется понятие экономики как (механически) равновесной системы: экономика понимается как эволюционирующая система, управляемая процессами, носящими кумулятивный (последовательного суммирования) характер, т.е. экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга;
Можно сказать, что методология институционализма носит междисциплинарный характер, поскольку использует совокупность антропологических, социологических, правовых, статистических, психологических и других исследований применительно к экономическим проблемам.
Эти идеи получили развитие у одного из ведущих экономистов современности профессора Гарвардского университета Дж.К.Гэлбрейта в его книге «Экономические теории и цели общества». Исследуя «общество изобилия», Гэлбрейт Документально подтвердил, что оно развивает экономический дисбаланс, направляя слишком много ресурсов на производство потребительских товаров и недостаточное количество ресурсов — на общественные нужды и инфраструктуру. Он не разделяет тезис об абсолютной свободе рынка и считает манипуляцию со стороны современных корпораций аморальной охотой за покупателями и их психопрограммированием с применением самых передовых информационных достижений. Методологически это определяется безобидным понятием «управление спросом». Будучи одним из теоретиков постиндустриального общества, Гэлбрейт считает приоритетным фактором развития возрастание роли государства, выраженное в «регулировании рынка, совокупности спроса, цен и зарплаты».
В конце 1970-х гг. представитель неоинституционализма Д.Норт сосредоточил основное внимание на исследовании проблем эволюции институциональной среды и экономического роста. Он исходил из того, что институциональные изменения могут возникать спонтанно за счет стихийного взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов. При этом меняются неформальные правила игры, которые под влиянием государства приводятся в соответствие друг с другом. Если государство заимствует формальные правила игры из-за границы, осуществляя «импорт институтов», но эти правила в корне не соответствуют обычаям и традициям, принятым в данном обществе (примером может служить импорт норм цивилизованного рыночного предпринимательства в мафиозное или традиционное общество), то такое заимствование не будет иметь успеха.
С точки зрения Д. Норта и его последователей, исследование истории экономик различных стран следует трактовать именно с точки зрения институциональных изменений. Там, где такие изменения оказывались эффективными, т.е. с их помощью сокращались трансакционные издержки, они способствовали экономическому росту; в других странах эти изменения тормозили хозяйственное развитие.
Норт выделяет два фактора функционирования института: институциональные соглашения (или организации), т.е. договоры между отдельными индивидами с целью снижения трансакционных издержек (один из примеров институциональных соглашений — фирма, которая трактуется как совокупность контрактных обязательств ее участников, принятых для минимизации трансакционных издержек), и институциональная среда, т.е. совокупность «правил игры», норм и санкций, образующих политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми (неформальные правила игры — обычаи, традиции — и формальные, воплощенные в виде конкретных законов и нормативных актов); иными словами, рамки, в которых заключаются институциональные соглашения.