Анализ социометрической информации

Социометрическая карточка(опросный лист, анкета)- методический ин­струмент длясбора информации при социометрическомопросе. При социометрическом опросе каждому опрашиваемомувручается социо­метрическая анкета (или социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Дляудобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, впростейшем случае - кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета, начи­нается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулиру­ется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, есть или нет ограничение на выбор, если есть, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно предупредить опрашиваемых о научном характере опроса, гарантировал сохранение в тайне его ответов. Завершается карточка благодарностью.

Таблица 1. Социометрическая карточка при непараматрической процедуре

Критерии Укажите номера членов группы, указанных в списке
1.Кого бы вы хотели выбрать бригадиром?  
2. Кого бы вы не хотели выбрать бригадиром?  
3.Кто может предложить вас в качестве бригадира?  
4. Кто не предложит вас в качестве бригадира?  

Социоматрица– таблица, с помощью которой анализируются результаты социометрического опроса. В таблице приведены итоги непараметрического социометрического опроса шести членов группы по дихотомическому критерию «+» - означает предпочтение (положительный выбор), «-» - отвержение (отрицательный выбор), «0» - отсутствие выбора. Уже визуальный анализ социоматрицы много говорит о взаимоотношениях в групп: как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирает, кто отвергается. Самовыбор не предполагается, поэтому по диагонали ставим «*».

Социограмма– графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основе социометрического опроса. Существует множество видов социограмм, простейшая - груговая. В этом случае все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы.

Таблица 2. Социоматрица

Кто выбирает Кого выбирают Число отданных выборов
     
Алексеев * - + + - -
Бондарев * + +
Михайлов + - * +
Нилов + * +
Поляков - + *
Чижов + + + + *
Число + полученных - выборов всего    
   
   
социометрический метод в социологическом исследовании
         
Достоинства метода     Недостатки метода  
         
1) В отличие от метода наблюдения, социометрия позволяет выяснить личные предпочтения, мотивы деятельности, ценностные ориентации членов группы; 2) Не изменяя реальной обстановки в группе, метод позволяет выявлять в ней формальных и неформальных лидеров, предвидеть возможные структурные конфликты, прогнозировать изменение внутригрупповых отношений и, в конечном счете влиять на состав группы и социально-психологический климат в ней; 3) Компьютерные варианты методики позволяют очень оперативно (в течение 1-2 часов) получать данные о структуре группы.       1) Метод используется для получения информации о структуре малых групп: через отношение членов группы к выбору партнеров в возможных ситуациях общения или совместной деятельности делаются выводы о характере межличностных связей в группе; 2) Метод сочетает элементы опроса и эксперимента; 3) Непосредственный контакт социолога с объектом исследования: данные предоставляются самими участниками изучаемого явления; 4) Процедура исследования отработана до уровня социальной технологии (т.е. стандартной методики, дающей достоверный результат независимо от случайных особенностей объектов исследования).   1) Метод пригоден только для исследования групп до 15-20 человек; 2) Метод предполагает анализ устойчивых связей, поэтому он не подходит для исследования случайных или временных сообществ людей, где такие связи еще не сложились; 3) Структура группы моделируется на основе предположений и мнений людей, а не на основе наблюдения за реальным поведением; 4) Респонденты не объясняют причины своего выбора, поэтому трудно оценить устойчивость предпочтений и поведения людей в различных ситуациях; 5) Возможны неискренние ответы и ошибки из за неверного толкования вопросов.    
             




Рис. 1. Схема социометрического метода

Наши рекомендации