Социал-демократическое направление

Теоретические истоки данного направления восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Вскоре после Октябрьской (1917) революции в России произошел окончательный разрыв социал-демократов с последовательными марксистами. Ныне это самостоятельное и широко распространенное в Европе направление в теории, идео­логии и политике. Социал-демократы предлагают свою теорию демократического социализма, социальная база которого не ограничивается рабочим классом и другими наемными работниками, а трактуется предельно широко — как большинство населения страны, включая помимо представителей наемного труда мелких и даже, средних по уровню доходов предпринимателей.

Социал-демократы, давно отказавшись от идеи ликвидации частной собственности на средства производства, ныне выступа­ют за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они все более склоняются к признанию преимуществ свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия госу­дарства на развитие экономики. Здесь они единодушны, с одной стороны, с современными консерваторами, а с другой - с совре­менными либералами. Для них основной способ социальных пре­образований - не революция, а реформы.

Среди основных достижений теоретиков и практиков социал-демократии чаще всего отмечаются: 1) их вклад в теорию социаль­ного государства и в практическое осуществление его основных принципов; 2)освоение навыков управления современным капи­талистическим государством; 3) совершенствование ими полити­ческой демократии на Западе.

Марксистское направление

Основоположниками данного направления являются, как из­вестно, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их видными единомышленниками, сыгравшими значительную роль в рас­пространении и дальнейшем развитии марксизма, были А.Бебель (Германия), А.Лабриола (Италия), Г.В.Плеханов и В.И.Ленин (Россия), Мао Цзэдун (Китай) и др.

Исходным теоретическим и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономичес­ких, политических и других процессов является рассмотрение са­мого общества как саморазвивающейся социальной системы. Каж­дая такая исторически сформировавшаяся система рассматрива­ется как общественно-экономическая формация, которая, с одной стороны, предстает как определенный социальный организм, раз­вивающийся на основе присущего ему способа производства, а с другой - как качественно своеобразный этап мирового историчес­кого процесса.

С точки зрения марксизма социальная природа любой общественно-экономической формации определяется содержанием присущих ей общественных отношений между людьми, которые составляют структуру того или иного общества. Характер и содержание общественных отношений в том или ином обществе в решающей степени определяют характер и содержание происходящих в нем социально-экономических и политических процессов, их социальную природу.

Ведущая роль в системе общественных отношений (экономичес­ких, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) отводится экономическим отношениям, совокупность которых харак­теризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса. Как подчеркивали осново­положники марксизма, это не умаляет значения политических или духовных явлений в жизни общества (напротив, их значение посто­янно возрастает), однако показывает, что в конечном счете их харак­тер и содержание определяются экономическим базисом общества.

Тема 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Метод социальной диалектики

Метод социальной диалектикипредставляет собой осмысление явлений общественной жизни в системе основных понятий и ка­тегорий диалектики. Основные его принципы заключаются в том, чтобы рассматривать указанные явления и процессы в системе тех связей и взаимодействий, в которых они реально существуют, а так­же в их постоянном развитии. Это полностью относится к иссле­дованию явлений социальной сферы жизни общества, а также к экономическим и политическим явлениям, из которых складыва­ются экономические и политические процессы.

Речь идет о внутренних прямых и обратных связях между эле­ментами (Звеньями) этих процессов, а также о их внешних связях с другими общественными процессами.

Другой исходный принцип социальной диалектики - исследова­ние социальных процессов, в том числе экономических и полити­ческих, в их развитии, переходе от одних состояний к другим, чаще всего более сложным. Надо учитывать появление в этих процессах новых элементов, усложнение связей между ними. Многократно повышается роль такого подхода при исследовании сложных общест­венных процессов, совершающихся на уровне всего общества.

Метод социальной диалектики требует рассматривать любые социально-эконо­мические и политические явления и процессы в историческом контексте, т.е. уяснить, как и при каких условиях они появились, какие этапы прошли в своем развитии и что представляю собой в настоящее время. Данный так называемый принцип историзма способствует получению истинных знаний об изучаемых процес­сах общественной жизни.

Важно придерживаться также некоторых других мето­дологических принципов социальной диалектики: находить противоречия, являющиеся источником развития изучаемых социально-экономических и политических явлений и процессов; выявлять причинные и закономерные связи их развития (принцип социального детерминизма); исходить из того, что законы развития любых общественных явлений, в том числе экономических и политических, функциони­руют не с математической точностью, а скорее, как тенденции развития этих явлений и во многом носят вероятностный характер; учитывать содержание и направленность деятельности субъектов социально-экономических и политических процессов, их влияние на эти процессы в соответствии с их интересам.

Наши рекомендации