Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Сфера международной торговли является, как правило, сферой несовершенной конкуренции. Экономические отношения не обходятся без серьезного вмешательства государства и регулирования с его стороны. Государственное регулирование внешней торговли дополняется межгосударственным регулированием, которое осуществляется по разным линиям, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу с 1 января 1948 г. Преемницей ее с 1995 г. стала Всемирная торговая организация (ВТО). К настоящему времени ВТО объединяет более 150 государств, кроме того, около 20 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя. В последние годы было много сделано в усилении открытости национальных экономик. Однако для стран, не входящих в ВТО, существуют барьеры и ограничения в проведении торговых операций.
В настоящее время мировой рынок товаров все ещё остается поделенным на отдельные зоны, представленные отдельными странами или их объединениями. Экономические связи между ними сопровождаются и оформляются политическими мерами, направленными на защиту и поддержку участвующих сторон. Совокупность этих политических мер называется протекционизмом. К числу типичных средств протекционизма относятся тариф, квота, лицензия, субсидия и др.
Протекционизм не направлен на полную изоляцию страны от мирового сообщества. Главная его цель состоит в том, чтобы страна (или союзы стран) получила бы наибольшие выгоды от торговли. Проблема выгод от мировой торговли, как это уже рассматривалось, носит дифференцированный характер. Производители, потребители, владельцы ресурсов могут получить большие или меньшие доходы, а некоторые из них даже убытки. Поэтому протекционизм может осуществляться в интересах различных групп нации в зависимости от их политического влияния в стране. Рассмотрим, как влияет тариф на национальную экономику. Здесь ограничимся тарифом на импортные товары. Тариф есть надбавка к мировой цене импортного товара. Тариф взимается государством и идет в качестве таможенной пошлины в доходную часть его бюджета. По своему экономическому назначению тариф ограничивает импорт.
На рис. 17.2. представлен рынок пшеницы и изменения, которые происходят на нем в связи с введением импортного тарифа.
Выясним, каковы последствия введения тарифов на положение потребителей пшеницы. Без импорта за счет внутреннего производства потребление пшеницы по цене ре составляет Qe. Участие страны в мировой торговле пшеницы по мировой цене р* увеличивает потребление пшеницы в данной стране до уровня Q*. Введение тарифа на импорт пшеницы повышает цену на внутреннем рынке до уровня р1, при этом потребление пшеницы сокращается до уровня Q1s. Таким образом, после введения тарифа потребители не только меньше покупают, но и платят дороже.
Какова же ситуация у производителей? Продажа импортной пшеницы по мировой цене р* уменьшит предложение отечественных производителей до уровня Q*s. Однако введение тарифа и рост продажной цены p1сделает более выгодным производство и предложение пшеницы увеличится до Q1s. Производители получат выгоду, т.е. они увеличат продажи пшеницы и по более выгодной цене. Увеличится также выгода поставщиков ресурсов для производителей пшеницы.
Не надо забывать, что выгоду от введения тарифа получает государство в виде пополнения доходов бюджета. Поэтому итоговый результат от введения тарифа надо подсчитать путем сопоставления выгод производителей пшеницы, поставщиков ресурсов для них, а также государства с потерями потребителей. Чаще всего итог приводит к чистым потерям нации, т.е. можно говорить о правиле: чем выше тариф, тем больше потерь несет национальная экономика от ограничения участия страны в мирохозяйственных процессах.
Рис. 17.2. Спрос, предложение и тариф на импорт пшеницы
В последние годы стали использоваться нетарифные средства протекционизма, среди которых наиболее распространенным является квота и лицензирование или документально оформленное разрешение на квоту. Квота устанавливает, обычно для некоторых отраслей и отдельных предприятий, максимально возможное количество экспортируемых и импортируемых товаров. Последствия введения квот в целом аналогичны последствиям введения тарифов, но есть ряд особенностей.
Отечественные производители будут в выигрыше от введения квот, так как это оградит их от конкуренции импортных товаров и даст возможность получать бoльший доход, потому что их ограниченное количество будет способствовать относительному повышению внутренних цен. В проигрыше остаются потребители. Квота ограничивает возможность приобретать импортные товары по более низким ценам.
Что же касается государства, то оно получает свой доход от лицензирования. Плата за лицензирование равняется приросту внутренней цены, вызываемому за счет квоты, умноженному на установленное количество квотируемого товара. Введение квоты, так же как и введение тарифа, в конечном счете, приводят к чистым потерям для национальной экономики.
В определенные периоды некоторые страны прибегают к экспортной экспансии, заручаясь часто при этом государственной поддержкой. В арсенале средств экспортной экспансии применяется демпинг. Демпинг- установление низких и даже бросовых цен (по сравнению с мировыми ценами) на экспортную продукцию. Это позволяет устранить зарубежных конкурентов в борьбе за рынки сбыта, потом, установив контроль над ними, повысить цены и увеличить доходы. Конечно, потребители товаров по демпинговым ценам получают значительный выигрыш, но убытки и прямые потери производителей товаров настолько велики, что нация в целом останется в проигрыше. Поэтому страны, на которые распространяется демпинг, применяют антидемпинговые мероприятия, начиная от запрета демпинга и кончая введением очень высоких тарифов.
В заключение отметим, что протекционизм - лишь одна из областей политической деятельности государства, хотя и важная. Это значит, что в протекционизме перекрещивается целый ряд политических проблем, касающихся положения страны в окружающем нас мире. Одна из этих политических проблем - становление и развитие отраслей, которые определяют научно - технический прогресс, что требует большой поддержки со стороны государства. В значительной степени протекционизм обусловлен тем, что страна должна обладать экономической безопасностью, т.е. располагать развитым комплексом базовых отраслей экономики, что позволяет в крайних случаях вести экономику в нормальном русле. Особое место занимает здесь продовольственная безопасность. Надо сказать, что продовольственная безопасность России достигла своего критического предела, за которым сильная зависимость от импорта сельскохозяйственных продуктов чревата потерей национальной независимости.
Термины и понятия
Мировое хозяйство Центр мирового хозяйства
Периферия мирового хозяйства
Международное разделение труда
Международная специализация производства
Международное кооперирование производства
Интернационализация производства
Международная экономическая интеграция
Зона свободной торговли
Таможенный союз
Общий рынок
Экономический союз
Всемирная торговая организация (ВТО)
Международная торговля товарами и услугами
Внешнеторговый оборот
Активный торговый баланс
Пассивный торговый баланс
Нетто-баланс
Закон сравнительных преимуществ
Протекционизм
Демпинг
Вопросы для самостоятельной работы самоконтроля
1. Что такое международное разделение труда и в чем его отличие от разделения труда внутри страны?
2. Каковы причины международной торговли? 3. В чем заключается различие между абсолютным преимуществом и сравнительным преимуществом в производстве товаров и услуг?
4. В чем состоят выгоды от международной торговли и как их определить?
5. Почему международная торговля приносит выгоды всем странам-участникам этого процесса?
6. Как влияет введение импортного тарифа на национальную экономику?