Налоги и налоговые ставки. Функции налогов
Налоги – это денежные платежи, которые в обязательном порядке взимаются государством со всех граждан, организаций и учреждений страны, т.е. со всех физических и юридических лиц. Внешне налоги представляются в виде денег, которые переводятся в государственную казну от владельцев дохода. Более внимательный анализ показывает, что налоги – прежде всего часть реальных ресурсов, которыми владельцы доходов могли бы распоряжаться и приобрести товары и услуги.
Налоговая история насчитывает не одну сотню лет. Первоначально налоги существовали как дань или поборы. В настоящее время, если рассматривать достаточно цивилизованное общество, или правовое государство, экономическая природа налогов существенно изменилась. Государство, защищая интересы всего народа, или в данном случае всех налогоплательщиков, в принципе должно использовать налоги на нужды самих налогоплательщиков. Налоги должны возвращаться тем же лицам, кто их платит, но в другой форме. Например, школы и больницы, построенные за счет государственного бюджета, предназначаются для детей налогоплательщиков, для поддержания здоровья и лечения населения и т.д.
Существует взгляд, согласно которому в обществе с налогами можно жить лучше, чем без налогов. Действительно, государство за счет налоговых средств решает многие проблемы эффективнее, чем частное хозяйство. Например, развитие науки, особенно фундаментальной, обеспечение безопасности страны, борьба с бедностью и др. Концентрация финансовых ресурсов позволяет разрабатывать и осуществлять крупные научно-технические, социальные проекты, имеющие общегосударственное значение, например, космическая программа, защита окружающей среды, обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и инфраструктуры.
Налоги различаются по способу их взимания и по объектам налогообложения. Они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов физических и юридических лиц. Прямые налоги подразделяются на следующие налоги: налог на личный доход (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство и дарение, налог на имущество, единый социальный налог и др.
Косвенные налоги – налоги, которые выступают в виде надбавки к цене покупаемых товаров. Косвенные налоги выплачиваются за счет доходов покупателей товаров. Государству же косвенные налоги поступают через отчисления от денежной выручки, которую получают продавцы товаров. Они подразделяются на следующие налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на особые товары (алкоголь, табак, автомобили, ювелирные изделия и некоторые другие товары), таможенная пошлина. В большей своей части налоговые поступления формируются благодаря косвенным налогам.
Налоги взимаются в определенной величине, которая рассчитывается с помощью налоговой ставки. Налоговая ставка устанавливается в процентах к доходу (личному доходу, прибыли, НДС и т.д.). По способу установления налоговой ставки различают прогрессивную, регрессивную, пропорциональную ставку. Соответственно устанавливаются прогрессивный, регрессивный и пропорциональные налоги.
Прогрессивный налог – это налог, абсолютная и относительная сумма которого возрастает. Шкала налоговых отчислений, или налоговая ставка растет быстрее, чем растет объект налога.
Для взимания прогрессивного налога используют предельную ставку налога – ставку обложения налогом дополнительной единицы, или интервала, дохода, которая прогрессивно возрастает.
Регрессивный налог вводится на некоторые виды товаров (табак, алкогольные напитки, черная икра и т.д.). В большинстве случаев это косвенный налог. Он устанавливается в виде надбавки (акциза) к цене товара, т.е. в денежном выражении он одинаков для всех покупателей. Однако для покупателей с низкими доходами доля акциза, например, табачных изделий, будет выше, чем для покупателей с высокими доходами.
Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка одинаковая, независимо от величины объекта налогообложения. Например, отчисления от фонда заработной платы в социальные фонды. К пропорциональному налогу относится и действующий в России подоходный налог в размере 13%.
Налог – это своего рода бремя, которое ложится на общество. Государство стремится к тому, чтобы налоговое бремя справедливо распределить между каждым его членом. Возможны следующие подходы к проблеме распределения налогового бремени.
Исходя из первого, налоги надо распределять между отдельными физическими и юридическими лицами пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, налог, взимаемый с владельцев автомобилей, идёт на ремонт и поддержание в хорошем состоянии шоссейных дорог, что выгодно всем владельцам автомобилей. Исходя из другого взгляда, налог надо распределять в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков, причем владельцы больших доходов платят не, только абсолютно, но и относительно более высокие налоги, т.е. справедливое распределение бремени налога, имеет место, только тогда, когда вводится прогрессивная ставка налогообложения. Более того люди с небольшими доходами вообще освобождаются от налогов. Большую часть налогового бремени должны нести владельцы больших доходов.
Каждый из этих взглядов имеет свои достоинства и недостатки. Распределение налогового бремени пропорционально выгодам в большей мере соответствует принципу справедливости, но его практическое применение ограничено. Распределение налогового бремени на основе прогрессивной ставки имеет более широкую область применения. Но оно в известной степени подрывает стимулы, влечет за собой скрытие доходов от налоговых органов. Поэтому распределение налогового бремени в настоящее время осуществляется на основе разных концептуальных взглядов.
Налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция налогов реализуется в том, чтобы обеспечить доходную часть государственного бюджета. Главным началом в механизме этого обеспечения является налоговая ставка. Повышение налоговой ставки увеличивает налоговые поступления в бюджет, но до известного предела. Дело в том, что налоги сами по себе отрицательно влияют на экономический процесс, поскольку уменьшают доходы участников рыночного хозяйства и подрывают их производительные стимулы. Если налоги неоправданно велики, то это даже может разорить непосредственных производителей товаров и услуг. А поскольку они являются налогоплательщиками, то поступление налогов резко сократиться или прекратится совсем.
Допустим, правительство по тем или иным причинам намерено иметь больше налоговых поступлений и таким образом увеличить доходную часть бюджета страны. Очевидно, оно добьется своей цели за счет административной меры – повышения налоговой ставки. Стремление правительства решить проблему увеличения государственных финансов быстро и, как кажется надежно, чисто административными средствами чревато негативными последствиями. Чрезмерная налоговая ставка снижает экономическую эффективность производителей и сокращает налоговую базу. В результате каждый процент налоговой ставки будет выражаться все в меньшей величине. Есть такая поговорка: «нельзя рубить сук, на котором сидишь». Применительно к нашей проблеме можно сказать, что нельзя разорять производителей, которые платят государству налоги. Зависимость между ростом налоговых ставок и налоговых поступлениями можно проследить на рис. 15.2. с помощью кривой Лаффера.
|
|
T
Рис.15. 2. Кривая Лаффера
На рис.15.2. видно, что на первых порах рост налоговых ставок позволяет увеличивать налоговые поступления. За точкой М рост налоговых ставок подрывает налоговую базу, а потому и сокращаются налоговые поступления. Конечно, самое лучшее решение проблемы – определить оптимальную налоговую ставку (точка М), т.е. найти компромисс, при котором казна получает наибольшие доходы, а налоги приемлемы для производителей. Однако дать какие-либо рекомендации раз и навсегда невозможно. Многое здесь достигается чисто опытным путем, путем постоянного контроля, учета эффекта и последствий текущей налоговой политики.
Налоги можно сравнить с прессом, который постоянно давит на производителей. Но давление такого пресса может быть более сильным или менее сильным, т.е. с помощью налогов можно регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их развитие. Отметим некоторые важные области регулирующей функции налогов.
1. Стимулирование инвестиций
Во многих странах проводится политика ускоренной амортизации основного капитала, при этом в амортизационный фонд перечисляется часть прибыли фирм, которая не облагается налогом. Оборот капитальных инвестиций ускоряется, фирмы получают возможность быстрее использовать передовую технику и технологии.
Ту же цель преследует инвестиционный налоговый кредит. Он представляет собой отсрочку по уплате налога на определенный период фирмами, которые производят инвестиции в крупные научные исследования и модернизацию производства.
2. Развитие мелкого и среднего бизнеса
Отдача от инвестиций в этой сфере бизнеса происходит сравнительно быстро. Это касается также и мультиплицирующего эффекта, который за более или менее короткий срок расширяет совокупный спрос и национальный доход. Налоговые льготы позволяют фирмам, работающим в сфере мелкого или среднего бизнеса, значительно расширить объемы производства, особенно товаров народного потребления.
3. Ограничение вредных производств и производства устаревшей продукции. Это достигается главным образом за счет введения экологического налога.
4.Изъятие сверхдоходов
Изъятие личных сверхдоходов осуществляется с помощью прогрессивных налогов. Изъятие сверхприбыли фирм за счет эксплуатации природных ресурсов осуществляется с помощью специального налога, который передаёт государству, так называемую, природную ренту.