Глава 13. Экономическая конъюнктура агропродовольственного рынка России и ее регулирование
Цель и задачи изучения темы
Цельизучения темы сформировать: знание и понимание теоретических основ циклического развития конъюнктуры агропродовольственного рынка России, форм и методов ее государственного регулирования по фазам конъюнктурного цикла; общекультурные личностные качества студента, его способность применять знания экономической конъюнктуры в сельском хозяйстве России в сфере будущей профессиональной деятельности.
В процессе изучения темы будут решены следующие задачи:
студент будет знатьособенности конъюнктуры агропродовольственного рынка России, механизмы антициклического регулирования агропродовольственного рынка России по фазам развития его циклической конъюнктуры;
студент будет уметь самостоятельно: анализировать социально-политическую и научную литературу, теоретические и практические проблемы связанные с влиянием тех или иных факторов на спрос, потребление, предложение и производство продовольствия, на устойчивость равновесия на рынке этой продукции; определять наиболее подходящие методы государственного воздействия на агропродовольственный рынок на различных стадиях его развития;
студент будет владеть методами расширения спроса и поддержки потребления продовольствия с целью регулирования конъюнктуры агропродовольственного рынка на различных фазах его циклического развития.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения содержания темы:
В процессе изучения темы у студентов будут формироваться следующие общекультурные компетенции:
владение культурой экономического мышления; формирование способности к обобщению, анализу, восприятию информации об особенностях конъюнктуры агропродовольственного рынка России в условиях ненасыщенного и насыщенного агропродовольственного рынка;
умение верно, убедительно, аргументировано дискутировать, логично и ясно строить устную и письменную речь в процессе обсуждения материалов данной темы;
умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы по проблемам антициклического регулирования соотношения спроса и предложения на агропродовольственном рынке России;
способность ориентироваться в основах аграрной экономической теории,в вопросах, связанных со специфическими тенденциями в динамике
абсолютных и относительных цен на рынке
сельскохозяйственной продукции России;
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении задач в области обеспечения устойчивого развития агропродовольственной экономики России, при формировании механизма государственного регулирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия России;
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, связанные с погашением высокой амплитуды циклических колебаний агропродовольственного рынка России, с обеспечением устойчивого сбалансированного роста спроса и предложения на российском рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
13.1. Особенности конъюнктуры агропродовольственного
рынка России
Конъюнктура агропродовольственного рынка России имеет определенные отличия от рассмотренных выше глобальных циклов в индустриально развитой группе стран.
При рассмотрении агропродовольственного рынка России с позиции циклов долгосрочной конъюнктуры, или длинных волн можно отметить, что он развивается по тем же этапам. Но по сравнению с агропродовольственным рынком западных государств он еще не достиг этапа полного насыщения. Об этом свидетельствуют данные об уровне потребления населением России основных продуктов питания и его соотношении с рациональными нормами потребления (табл. 13.1).
Таблица 13.1
Потребление продуктов питания в России (кг, на душу населения)
Продукты питания | Норма потребления | Годы | |||
Мясо и мясопродукты | |||||
Молоко и молокопродукты | |||||
Яйца, шт. | |||||
Рыба и рыбопродукты | 10,4 | 11,2 | 15,0 | ||
Сахар | |||||
Масло растит. | 10,2 | 13,1 | |||
Картофель | |||||
Овощи | |||||
Фрукты и ягоды | … | ||||
Хлебные продукты |
Российский рынок продовольствия – это ненасыщенный рынок (рынок не полного насыщения потребностей). Уровень насыщения потребностей в продуктах питания не полный (имеются в виду не платежеспособные, а абсолютные потребности), недостаточен и уровень самообеспеченности ими. В связи с этим относительно высока эластичность спроса по доходам и ценам. Исходя из приведенных данных и рассмотренных выше характеристик глобальных циклов долгосрочной конъюнктуры, можно заключить, что агропродовольственный рынок России находится на втором этапе долгосрочного развития – этапе неполного насыщения (этапе государственно-рыночного регулирования).
С позиции краткосрочных и среднесрочных циклов также выявляется ряд его особенностей. Основные причины этих особенностей связаны с влиянием на формирование конъюнктуры рынка:
1) перехода от плановой к рыночной экономике;
2) системного кризиса, охватившего экономику страны в 90-е годы.
Специфика переходного периода не может не оказать модифицирующего влияния на конъюнктуру агропродовольственного рынка. Как известно, переходное состояние экономики характеризуется разнородностью экономических отношений, наличием в ней одновременно элементов нарождающейся и отмирающей хозяйственных систем. Особенностью переходной экономики является значительное влияние командной системы. Указанные факторы в сочетании с политикой «шоковой терапии», рыночного либерализма обусловили трансформационные процессы в экономике через глубокий системный кризис.
В связи с этим конъюнктура агропродовольственного рынка в начале 90-х годов имела следующие особенности:
1) локальный среднесрочный конъюнктурный цикл на рынке продовольствия РФ начался с фазы кризиса;
2) падение спроса вследствие падения реальных доходов населения;
3) спад производства и предложения продукции;
4) спад производства происходил при ненасыщенных потребностях в большинстве продуктов питании и при их абсолютном недопроизводстве.
Либерализация цен в России оказалась не в состоянии обеспечить без соответствующей конкурентной среды нормальное функционирование межотраслевого конкурентного механизма и перестройку на этой основе с учетом общественных потребностей деформированной структуры продовольственного комплекса. Более того, вместо устранения происходило нарастание конъюнктурных диспропорций на агропродовольственном рынке на отраслевом и межотраслевом уровнях.
В условиях глубокого экономического кризиса продовольственная ситуация в России характеризовалась крайне недостаточным и понижающимся уровнем насыщения потребностей населения в продовольствии, низким уровнем спроса и предложения. Предложение продукции превышало спрос в условиях регрессирующего рынка. При этом разрыв между спросом и предложением продукции в сельском хозяйстве рос быстрее, чем в промышленности. Вследствие этого рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию понижались быстрее, чем на промышленную (речь идет о реальных, а не номинальных ценах). Только за первые пять лет рыночных реформ при росте цен на сельскохозяйственную продукцию в 1776 раз цены на приобретаемые сельскохозяйственными предприятиями промышленные товары повысились в 7256 раз, вследствие этого индекс паритета цен понизился с 1,0 до 0,24, т.е. разрыв в ценах увеличился в 4 раза. Начиная с 1993 г. годовые темпы роста цен замедляются, изменяется и соотношение между ними,. Однако диспаритет цен сохраняется.